Найти тему
Военно-технический сундук

Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м

Первый в истории авиации воздушный таран был произведен в 1914 году русским штабс-капитаном Петром Нестеровым. Последний таран в той же истории произвел тоже русский (советский) пилот Валентин Куляпин в 1981-м. Но между двумя этими датами русские пилоты совершили в таранном деле множество самых разных рекордов, которые так и не побил ни один иностранный летчик.

Таран – оружие отважных и отчаянных
Таран – оружие отважных и отчаянных

Известно, что таран – оружие отважных и отчаянных. Во время ведения боевых действий тараны самолетов противника совершали очень многие. Чаще всего результат был один – враг был уничтожен, а уж жизнь таранившего его пилота зависела по большому счету от удачи, а не от умения. Хотя, конечно, были даже своеобразные асы таранов, которые знали технологию таранных атак не теоретически, а практически, и применяли ее довольно успешно, хотя и нечасто.

Но вообще-то таран – это крайнее средство, применялось только в тех случаях, когда иначе поступить нельзя. Но, как показывает статистика, таких случаев, когда таран оставался крайним средством, больше всего было в советской авиации. Хотя, конечно же, таранные атаки на самолетах наши летчики совершали еще до появления советских ВВС, в Первую Мировую войну, и тут нашей стране принадлежит несомненный рекорд.

Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914 гг.). Справа - плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»
Пётр Николаевич Нестеров (1887-1914 гг.). Справа - плакат времён Первой мировой войны «Подвиг и гибель лётчика Нестерова»

Вот самые интересные рекорды в деле таранных атак и хотелось бы рассмотреть более тщательно, потому что большинство из них, по крайней мере, самых значительных, принадлежит именно России и СССР.

Первый отечественный рекорд – это самая первая в истории авиации таранная атака на самолете. Совершена она была 8 сентября 1914 года русским штабс-капитаном Петром Нестеровым на самолете «Моран». Тогда аэропланы еще не оборудовались пулеметами, и летчики могли стрелять друг в друга только из своих револьверов. В тот день Нестеров взлетел на перехват австрийского самолета «Альбатрос», таранил его, и оба самолета упали на землю, пилоты погибли. Это был первый в мире таран, и тут надо признать – принадлежит этот рекорд именно русским летчикам.

Александр Александрович Казаков (1889-1919 гг.). Справа - А. Козаков у своего "морана"
Александр Александрович Казаков (1889-1919 гг.). Справа - А. Козаков у своего "морана"

Интересно, что буквально через несколько месяцев новый таранный рекорд предъявил миру другой русский летчик – поручик Александр Козаков, и тоже на «Моране», и целью был тоже «Альбатрос», только германский. На этот раз Козаков был первым в мире пилотом, совершившим таран, но при этом не погибшим, и даже не потерявшим свой самолет, и случилось это событие 18 марта 1915 года. Таким образом мы видим первые два рекорда в таранной теме, и оба они наши.

За последующие 20 с лишним лет никаких рекордов в таранном деле не зафиксировано, как, впрочем, и самих таранов. Но вот когда в 1936 году началась гражданская война в Испании, наши пилоты снова оказались на высоте, то есть снова стали демонстрировать рекорды.

Евгений Николаевич Степанов (1911-1996 гг.) и реконструкция его ночного тарана
Евгений Николаевич Степанов (1911-1996 гг.) и реконструкция его ночного тарана

Так, 25 октября 1937 года был совершен первый в истории ночной таран. Исполнителем этого рекорда был советский лётчик лейтенант Е. Н. Степанов, который в темном небе над Барселоной на своем биплане И-15 таранил итальянский бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.81. Наш пилот, посчитав, что его пулеметы заклинило, ударил вражеский самолет шасси и винтом, отрубив руль поворота, после чего итальянский бомбардировщик упал в море. Но после этого удара оружие советского истребителя снова заработало, и уже на поврежденном И-15 он умудрился расстрелять еще один SM.81, после чего сел на своем аэродроме.

В 1939 году Евгений Николаевич Степанов был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден Орденом Ленина, только непонятно чем именно из этого и за какой подвиг конкретно он был награжден, так как после Испании он попал на Халхин-Гол, где также себя проявил, правда, без особых рекордов.

Михаил Анисимович Ююкин (1911-1939 гг.) и бомбардировщик СБ, на котором герой совершил свой подвиг
Михаил Анисимович Ююкин (1911-1939 гг.) и бомбардировщик СБ, на котором герой совершил свой подвиг

Своеобразным рекордом можно назвать и другой тип тарана, который также первыми начали применять советские летчики. Это так называемый «огненный таран», когда на самолете атаковались наземные цели. Так, 5 августа 1939 года во время боев на Халхин-Голе был подбит советский бомбардировщик СБ, командир которого комиссар М. А. Ююкин приказал экипажу покинуть горящий самолет с парашютами, а сам направил его в гущу японских войск. Посмертно герой был награжден Орденом Ленина, и это был первый в истории таран подобного рода. Позже этот метод приняли на вооружение японские камикадзе, но если учитывать принципиальный момент, а не технический, то советский «огненный таран» к тактике камикадзе не имеет никакого отношения.

На фото сверху - Борис Иванович Ковзан (1922-1985 гг.), на фото внизу - Алексей Степанович Хлобыстов (1918-1943 гг.)
На фото сверху - Борис Иванович Ковзан (1922-1985 гг.), на фото внизу - Алексей Степанович Хлобыстов (1918-1943 гг.)

Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили множество таранных атак вражеских самолетов – чуть менее 600 за все годы войны. Но и тут были свои рекордсмены. Так, будущий полковник советских ВВС Борис Ковзан совершил четыре тарана, и это тоже рекорд, так как ни один летчик в мире такого количества таранов за всю свою жизнь не совершил. При этом герой все время оставался в живых, и в трех случаях из четырех даже умудрялся не терять свои самолеты. За ним в числе рекордсменов идет еще один прославленный советский ас – Алексей Хлобыстов, а по два тарана совершили аж 33 наших пилота!

В общем, и тут за нами рекорд.

Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941 гг.) и почтовая марка России, посвященная ей и ее подвигу
Зеленко Екатерина Ивановна (1916-1941 гг.) и почтовая марка России, посвященная ей и ее подвигу

Старшему лейтенанту Екатерине Зеленко также принадлежит рекорд в таранной атаке. Она – первая в истории женщина, которая совершила воздушный таран, и к тому же на бомбардировщике. Правда, это был легкий бомбардировщик Су-2, тем не менее, в том бою героине удалось завалить целых два немецких истребителя Bf-109. Первый она подбила из пулемета, а второй уничтожила тараном, при этом сама погибла. Произошло это 12 сентября 1941 года на Сумщине, там же она была первоначально и похоронена. Посмертно была награждена Орденом Ленина, и тогда же представлена к званию Героя Советского Союза, но получила его только 49 лет спустя, хотя, думаю, что за свой несомненный рекорд она была достойна гораздо большего.

Алексей Николаевич Катрич (1917-2004 гг.). Справа - немецкий разведчик Do-215 и советский истребитель-перехватчик МиГ-3
Алексей Николаевич Катрич (1917-2004 гг.). Справа - немецкий разведчик Do-215 и советский истребитель-перехватчик МиГ-3

11 августа 1941 года в таранном деле был зафиксирован очередной рекорд, и снова он принадлежит нашему летчику. В тот день был совершен первый в истории авиации высотный таран, и совершил его лейтенант Алексей Катрич. На высоте 8000 тысяч метров он на своем МиГ-3 атаковал немецкий разведывательный самолет Do-215, но не смог его поджечь из-за того, что в какой-то момент заклинило пулеметы. Тогда он ударом винта своего истребителя обрубил хвостовое оперение немецкого разведчика, который тут же начал падать. Самолет героя отделался только погнутыми лопастями пропеллера, но это не помешало вернуться ему на свой аэродром. За этот подвиг будущий генерал-полковник Евгений Николаевич Катрич сразу же получил Героя Советского Союза и Орден Ленина в придачу.

Субботин Серафим Павлович (1921-1996 гг.). Справа - F-86 "Сейбр" и МиГ-15
Субботин Серафим Павлович (1921-1996 гг.). Справа - F-86 "Сейбр" и МиГ-15

После окончания Второй Мировой войны очень быстро наступила эпоха реактивной авиации, и, по мнению очень многих специалистов той поры, тараны в поединках реактивных самолетов из-за их высоких скоростей стали просто невозможны. Тем не менее, 18 июня 1951 года во время Корейской войны капитан Серафим Субботин на МиГ-15 таранил американский истребитель F-86 «Сейбр», при этом он успел катапультироваться, а американский пилот погиб. Правда, впоследствии Субботин отрицал, что пошел на таран целенаправленно, по его словам, он просто не успел увернуться из-за неисправности рулей, поврежденных вражеским огнем. Тем не менее, таран имел место быть, он был успешным, и таким образом и тут рекорд принадлежит именно советским пилотам.

Капитан Куляпин Валентин Александрович (р.1973 г.) и схема его тарана
Капитан Куляпин Валентин Александрович (р.1973 г.) и схема его тарана

А вот теперь наступает время озвучить самый неожиданный рекорд в таранном деле, который тоже принадлежит советскому летчику, и этот рекорд до настоящего момента пока еще никто не побил. Так, 18 июля 1981 года капитан Валентин Куляпин совершил на своем реактивном Су-15ТМ таран аргентинского транспортного (!) самолета-разведчика, который вошел в воздушное пространство СССР со стороны Ирана и летел над территорией Армении, не опасаясь противодействия средств ПВО. Обычным вооружением сбить этот тихоходный самолет не представлялось возможным, но Куляпину был дан приказ с земли любой ценой остановить нарушителя. В арсенале пилота оставался только таран, вот он им и воспользовался.

В чем заключается рекорд? А заключается он в том, что это был вообще последний таран в истории авиации, и за последние 40 с лишним лет не было зафиксировано больше ни одного воздушного тарана в принципе. Таким образом Россия открыла эпоху таранов, она же ее и закрыла.

Таран - оружие героев!
Таран - оружие героев!

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Единственный в мире «ас таранов», оставшийся в живых и потерявший только один свой истребитель

Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает

Первый в истории войны бой одноместного штурмовика Ил-2 с «мессершмиттом». Победа осталась за нами!

Александр Горовец и Дэвид Мак Кэмпбелл - два самых видных аса WWII, хотя подвиги свои совершили в разных условиях

Невероятное спасение 5-ти летчиков 3-х самолетов на одном 2-местном Ил-2 в тылу врага в марте 1944-го