Чем является марка SEAT.
SEAT (Sociedad Española de Automóviles de Turismo) - это производитель автомобилей и кроссоверов из Испании, ставший филиалом корпорации Volkswagen с 1986 года, является ведущей организацией в своей отрасли. Более 14 тысяч сотрудников работают на предприятиях SEAT. Главный офис, центр по инженерным и дизайнерским разработкам, а также главный центр сборки автомобилей компании находятся в Марторель, пригороде Барселоны. Множество технологических процессов выполняются на первом заводе SEAT в Зоне Франка, индустриальном районе Барселоны. Кроме того, несколько моделей марки SEAT производятся на различных предприятиях концерна Volkswagen в Германии, Чехии и Португалии. Подразделение SEAT Deutschland GmbH, расположенное в Мерфельден-Вальдорфе, Германия, занимается разработкой электронных платформ и предоставлением онлайновых сервисов.
В 2022 году SEAT продала 232 696 новых автомобилей, из которых более 80% были экспортированы в 72 страны. Германия стала главным рынком для компании в прошлом году, опередив Испанию и Великобританию с большим отрывом. За пределами Европы SEAT также достигла больших успехов в Мексике.
Обычно смертные приговоры произносятся сухо и без эмоций. И на этот раз глава концерна Volkswagen, Томас Шефер, в интервью британскому изданию Autocar сообщил, что после окончания жизненного цикла текущих моделей, SEAT прекратит выпуск автомобилей. Таким образом, завершается история крупнейшей автомобильной компании Испании, которая началась в 1950 году.
Основные этапы деятельности SEAT.
9 мая 1950 года было учреждено совместное предприятие, в котором основными учредителями стали государственный испанский Институт промышленности (INI), частные банки Испании и крупнейшая итальянская автомобильная компания FIAT, которая тогда одержала победу в конкурсе перед Volkswagen.
5 июня 1953 года первый завод компании начал свою работу в индустриальной зоне Барселоны.
13 ноября 1953 года с конвейера предприятия сошла первая модель под маркой SEAT — SEAT 1400. Это был седан среднего класса, представлявший собой официальную копию FIAT 1400. Он стал одной из первых моделей, выпущенных компанией SEAT.
В 1963 году появился SEAT 800, четырёхдверный седан, разработанный на основе FIAT 600, и стал первой моделью бренда, не имевшей точного аналога в ассортименте донора.
В 1965 году начались экспортные поставки автомобилей SEAT.
В 1967 году SEAT смогл достичь лидерства по объемам продаж на внутреннем рынке.
В 1975 году была выпущена первая полностью самостоятельно разработанная модель - трехдверный компактный хетчбэк SEAT 1200 Sport.
В 1982 году сотрудничество с FIAT было прекращено из-за несогласий по вопросу инвестиций в развитие SEAT. Вместо этого было подписано соглашение с концерном Volkswagen о лицензировании моделей Passat-Santana и Polo-Derby.
В 1984 году SEAT Ibiza Mk1 стал первой полностью самостоятельной моделью испанской компании, ознаменовав начало её независимой деятельности.
18 июня 1986 года концерн Volkswagen приобрел контрольный пакет акций SEAT.
18 декабря 1990 года SEAT полностью стал собственностью концерна Volkswagen.
1991 год: SEAT Toledo Mk1 был представлен как первая модель испанской марки после ее приобретения концерном Volkswagen.
22 февраля 1993 года: прошла торжественная церемония открытия нового завода SEAT в Мартореле.
1996 год: SEAT Alhambra Mk1, минивэн марки, выпущен в Португалии, став первой моделью, произведенной за границей.
1996–1998 годы: SEAT Ibiza Kit-Сar достигает трехкратной победы в чемпионате мира по ралли в категории FIA 2-Litre.
2000 год: Бренд SEAT представил свой новый слоган "auto emoción", отражающий его молодежную и спортивную направленность. Гоночное подразделение SEAT Sport берет на себя разработку высокомощных моделей марки.
2002–2007 годы: SEAT становится частью Audi Brand Group, объединяющей три самые спортивные марки концерна Volkswagen.
2008–2009 годы: Seat Leon TDI дважды становится победителем в чемпионате мира среди кузовных моделей.
2018 год: Параллельно с маркой SEAT был запущен бренд Cupra, который выделяется своей ярко выраженной спортивностью и получил свое имя от топ-версий моделей "материнской" компании.
Сентябрь 2023 года: Объявлено о прекращении производства автомобилей под маркой SEAT.
Неудачи SEAT в России.
SEAT предпринимал четыре попытки входа на российский рынок, и в каждом случае сталкивался с неудачей. Первая попытка была предпринята в 1996 году, затем повторилась в 2003 году, но результаты оставались разочаровывающими.
В 2007 году независимая компания Iberia Motor Rus, которая на тот момент была единственным официальным импортером автомобилей SEAT в России, объявила о начале своей деятельности по продаже автомобилей этой испанской марки. В своем ассортименте компания предлагала автомобили SEAT по следующим ценам: SEAT Ibiza - от $16 990 до $30 990, Leon - от $24 190 до $44 990, Altea - от $24 890 до $40 990, Cordoba - от $17 490 до $23 490, Toledo - от $25 490 до $34 490.
Многие эксперты критически оценили попытку SEAT выйти на российский рынок. Они утверждали, что Volkswagen не проявлял должного интереса к продвижению бренда SEAT в России, и ценовая политика SEAT всегда оставалась несоразмерной. Дилеры на тот момент считали, что адекватной ценой для базовой версии Ibiza должна была быть сумма в $12 000.
Представители SEAT регулярно признавались в том, что им приходится конкурировать с Skoda на разных рынках. В тех странах, где чешские автомобили Skoda пользуются большим спросом, испанские автомобили SEAT продаются не так успешно, и наоборот.
Такая же динамика наблюдается и в России - если в одном автосалоне представлены SEAT и Skoda, продажи автомобилей SEAT оказываются на краю пропасти.
В последний раз SEAT попытался вернуться на российский рынок в 2012 году, но столкнулась с теми же трудностями: ограниченным выбором комплектаций и высокими ценами. Это привело к тому, что с 1 января 2015 года SEAT прекратила продажи автомобилей в России. Представители "Фольксваген Груп Рус" объяснили это решение "сокращением сегментов" в которых представлена марка (бюджетные малолитражные автомобили), общей экономической ситуацией и колебаниями курсов валют.
Причины ликвидации SEAT.
Снижение объемов продаж стало основной причиной прекращения производства автомобилей SEAT, по словам Томаса Шефера в интервью Autocar. Если в 2019 году до пандемии продавалось 549 416 автомобилей, то в прошлом году этот показатель сократился до 232 696 экземпляров.
Кроме того, финансовые результаты испанского филиала также оставляли желать лучшего, и полученная в 2022 году символическая прибыль в €67,5 млн не компенсировала предыдущие убытки. Однако это представляет лишь малую часть более глубокой проблемы, которую так и не удалось решить. SEAT, несмотря на свою долгую историю, оставался "вторичным" брендом без своего собственного яркого характера. Он не смог заменить его чисто дизайнерскими решениями, так же как и найти нетривиальный подход, как сделала Skoda, которая после вхождения в концерн Volkswagen преуспела благодаря своей изобретательной практичности.
В общем, SEAT не стал испанским Saab, хотя обе компании имели некоторое отношение к авиационной промышленности (Хосе Ортис-Эчагуэ Пуэртас, первый президент SEAT, был выходцем из нее). И поскольку не было заметного успеха, то и его падение не вызывает сильных эмоций. Может быть, в новой роли SEAT повезет больше?
Чего ждать дальше.
Оригинальный SEAT уходит, однако появляется новый SEAT. Глава компании Volkswagen заявил, что испанская марка будет играть другую роль. Предполагается, что бренд SEAT может быть использован для выпуска современных транспортных средств для городской мобильности, таких как электрические скутеры, квадроциклы и другие.
Однако на рынке автомобилей будет продолжать действовать марка Cupra, которая развивается активно и специализируется на производстве мощных электромобилей различных классов. Таким образом, SEAT в сильно измененном виде все останется на автомобильном рынке.