Всем привет. COVID-диссиденты порой пытаются найти какие-то сходства между современной ситуации с пандемий COVID-19 и "пандемией свиного гриппа" (она же пандемия A/H1N1). И вот говорят они, что тогда-то да, мы не поддались на провокации ВОЗ и не стали вводить опасные меры и вакцинацию так широко, а сейчас вот продались совсем.
И всё же, почему на самом деле ситуация с A/H1N1 и SARS-CoV-2 так отличается? Ведь действительно, и карантин особо не вводили и на дистанционное обучение никого не переводили, и главное сама Татьяна Голикова говорила, что "мы не будем идти по протоколам ускорения КИ, подобно США и другим западным странам", ну и соответственно широкое внедрение вакцинации не последовало. Сегодня мы разберёмся в этом вопросе и узнаем настоящие причины этого.
Небольшой экскурс в историю
Пандемия свиного гриппа — пандемия, вызванная новой разновидностью вируса гриппа типа А (А/H1N1), которая началась в 2009 году и 10 августа 2010 года закончилась. Предположительно вирус появился в Мексике и являлся реассорным штаммом 5 разных вирусов гриппа. Реассортация - процесс смешения генов родственных вирусов в ходе заражения ими одной клетки. Вирус при попадании в организм соединяется с "рецептором", т. е. белком на поверхности клетки и активируя "рецепторо-опосредованный эндоцитоз" попадает внутрь клетки (некоторые вирусы делают это иначе, например слиянием вирусной оболочки с мембраной клетки, но в рамках этой статьи мы не будем рассматривать этот способ). Разными способами создаётся мРНК (или ей выступает непосредственно само РНК вируса) на которую записаны структура всех вирусных белков, и она оправляется в рибосомы, где синтезируются вирусные белки, которые потом собираются в цельный вирион, который покидает клетку. Если же в клетку попадут несколько вирусов (особенно родственных) на выходе вполне может появиться гибрид этих вирусов который обладает свойствами всех вирусов, что учувствовали в рессортации. И вот A/H1N1 и являлся гибридом Североамериканского свиного гриппа, Североамериканского птичьего гриппа, человеческого гриппа, Европейского и Азиатского свиного гриппа, так как имел гены всех этих вирусов. Всего за время пандемии заразилось 6 млн человек, из которых лабораторно подтверждено 19 654 смертей, но предполагается, что эти цифры куда выше - 284 тыс (в основном конечно за счёт присоединения вторичных бактериальных инфекций).
После окончания пандемии, когда ВОЗ официально объявил, что всё, несколько политиков в том числе из США обвинили ВОЗ в том, что решение о мерах относительно пандемии были "поспешным". Плюсом градус недоверия к ВОЗ поднялся и из-за изменения определения пандемии, из которого был убран критерий "высокая летальность". На самом деле, ничего удивительного, все пандемии, которые встречались, ранее действительно имели высокую летальность, и A/H1N1 стал первым пандемическим патогеном, который был без высокой летальности и показал, что пандемию может вызвать не только высоколетальный патоген. Появилась новая информация, определение обновили. Если обвинять в этом, вернёмся и к миазматической теории, когда считалось, что инфекционные болезни из-за "зловоний" в воздухе, ибо это информацию полностью обновили после открытий Пастера и Коха. Тут ситуация просто менее глобальная. Наверное, как раз эти заявления и есть краеугольный камень как я однажды выразился "ВОЗофобии".
По сути, других определений пандемии у нас нет, а те что есть немного противоречивы. Массовая эпидемия, охватывающая огромные регионы? Эпидемия — это превышение обычно регистрируемой заболеваемости на определённой территории на 5%. А какой средний уровень заболеваемости был на разных территориях был у A/H1N1 или SARS-CoV-2? Ноль случаев, ибо этих вирусов, ранее просто не существовало. А с поиском числа который на 5 процентов превышает ноль, будут некоторые проблемы. А если заболеваемость в 17 регионах превышает уже даже не 5%, а 10%, а в 3 регионах ещё и до 2% не дошла? Отменяем пандемию и ждём, когда и там дойдёт до 5%? В общем используется только определение ВОЗ, так как оно самое логичное и понятное.
Однако условия в России отличались. Мер вводилось значительно меньше, а протоколы исследования вакцин не стали ускорять, по примеру США. Почему так было тогда и почему сейчас ситуация отличается? Поговорим далее.
Предпосылки к усилению реагирования на пандемии
Одной из таких стала вспышка птичьего гриппа в 2003 году. Данная инфекция была летальная (примерно 40%), но к счастью, не передавалась от человека к человеку. И вот в этом же году учёный, специалист по вирусам гриппа, Роберт Вебстер открывает процесс известный как "реассортация" (о нём мы говорили выше). Существование этого процесса вызвала у целого ряд вирусологов опасения, что заразись человек птичьим и человеческим гриппом одновременно и появится их гибрид. И от птичьего гриппа вирус вполне может взять высокую летальность, а от человеческого способность к передаче от одного человека к другому и тем более воздушно-капельным и контактно-бытовым путём. ВОЗ прислушался к предостережению Вебстера и других вирусологов и даже создал специальную мониторинговую службу, чтобы следить за мутациями вируса гриппа. И вот в 2009 году, появляется вирус гриппа, содержащий гены пяти других вирусов гриппа, в том числе и птичьего. Казалось, что предостережение Роберта Вебстера сбылось, но к счастью пронесло и летальность, и заразность в ходе мутаций сильно пострадала и в результате заболеваемость в мире была не такая большая и летальность сопоставимая с количеством человек умирающих за год в том же США от антибиотикорезистентных бактерий. Однако, предугадать что пандемия будет развиваться именно так, было невозможно. Вероятность есть, но есть и другая вероятность с усилением заразных и летальных свойств.
Показатели летальности
Итак, в ноябре 2009 года ВОЗ объявляет пандемию свиного гриппа, и только 23 мая 2010 года вирус впервые попадает в Россию, т.е. спустя полгода после начала пандемии, когда именно в США и обнаружили первые два случая заболевания. И в итоге и получилось, что в США на 113 тыс зараженных приходилось 3 тысячи погибших, когда в России на 25 тысяч заболевших пришлось 604 смерти. В общем, как видно из этой статистики, смертность и заболеваемость A/H1N1 в России была значительно ниже, чем в США. И оно понятно, вирус там был на полгода дольше чем у нас и как раз в словах Голиковой и было утверждение "Смертность от A/H1N1 не превысила 500 человек" (на тот момент она действительно его не превысила), поэтому действительно не было смысла вводить массовую вакцинацию и ускорять клинические исследования при том, что к тому моменту заболеваемость во всём мире снижалась и 10 августа было объявлено окончание пандемии.
Сравнение с SARS-CoV-2
Итак, примерно 14–15 декабря 2019 года в городе Ухань в больницу поступает пациент с неизвестным ранее коронавируом, который в начале называют 2019-nCoV (new coronavirus) предполагая его связь с SARS-CoV (что потом подтвердилось и вирус был переименован в SARS-CoV-2). 30 января ВОЗ объявляет глобальную чрезвычайную ситуацию в сфере здравоохранения, а 31 фиксируется первые два случая заражения коронавирусом в России. 2 марта первый случай в Москве и наконец 11 марта 2020 года, ВОЗ объявляет пандемию. Т.е. уже через 1,5-3 месяца, вирус попал к нам. Причём заболеваемость росла достаточно быстро, и смертность была достаточно высока. Например в ноябре 2021 года количество смертей составлял 1200 - 1300 человек в день. а это в 2 раза больше чем за всю пандемию A/H1N1. Да и в самом начале пандемии ежедневно умирало по 86-120 человек, а самый пик 5 мая 2020 это 232 человека. Т.е. меньше чем за неделю вирус уже догнал А/H1N1. На данный момент мы имеем дело с 23 млн случаев и 400 тыс погибших (если округлять до большего), т.е. явно видно, что смертность даже в рамках одной страны значительно превышает смертность от A/H1N1 во всём мире (Не стоит пытаться высчитывать летальность разделив эти два значения, потому что у разных штаммов разные показатели летальности. Например, пик в начале пандемии, т.е. изначальный штамм 232 смерти приходится на 8400 заболевших, т. е. 2,76%, а например пик в 1300 смертей от штамма "Омикрон" уже на 200 тыс заболевших, т.е. 0,65%. Плюс стоит учитывать и коллективный иммунитет, который к тому моменту сформировался и мог повлиять на показатели смертности). Поэтому вопрос вакцинации стоял более остро, чем во время "свиного гриппа" и не только у нас. Поэтому и ускорение КИ, когда пропускают некоторые не особо важные и не показательные исследования (и нет, не те, что показывают безопасность и эффективность вакцины, их проводят в первую очередь) и внедряют вакцины для групп, которые уже прошли КИ. Плюс требуются и дополнительные меры по предотвращению распространения вируса, вроде карантина, который мы назвали "самоизоляцией" в Европе и США просто "изоляцией" (Lockdown) и конечно же масочный режим.
Ну и, наверное, главный аспект частота мутаций вирусов. А/H1N1 мутировал более медленно, чем SARS-CoV-2, что не позволило ему так гибко адаптироваться к условиям среды, как коронавирусу. Поэтому заразные свойства не повысились, новых штаммов особо не появилось и вирус вероятно остался эндемичным для конкретной территории, не продолжив распространяться в широких масштабах. SARS-CoV-2 же был более гибким. Например, как известно изначальный штамм не мог заражать детей, так как у них было малое количество белка АПФ2, который вирус использует для проникновения. Однако уже первые появившиеся группы штаммов "доработали" этот недостаток и вирус стал более вирулентным и заразным, и того количества АПФ2, что есть в организме детей стало вполне достаточно. Плюс у коронавируса чаще мутирует ключевой иммуногенный белок (он же Спайк-белок), один только Омикрон штамм имеет 48 мутаций в этом белке. Это позволяет вирусу повторно заражать популяцию несмотря на коллективный иммунитет, и эта тенденция пока что не сходит на нет.
Другой немаловажный аспект, вирус адаптируется и к другим биологическим видам. Например, в Дании вирусом заразились норки, а исследования в США, говорят о том, что коронавирус передался уже и белохвостым оленям. Это тоже опасно, так как эволюция вируса внутри иного биологического вида может пойти по другому пути и появится штамм вируса, который сможет ещё лучше обходить нашу иммунную защиту и вызвать повторные волны заболеваемости если "вернётся". В общем коронавирус создаёт природные очаги. Пока известно только про США, но вероятность того, что такие очаги существуют и в других странах (но мы их ещё не нашли) тоже немалая. Вирус вполне может стать эндемиком (т.е. характерным для какой-то конкретной территории), но если такая тенденция продолжится, то и до убиквиста (характерного для любой территории недалеко). A/H1N1 таких тенденций не имел.
И наконец последнее, постковидный синдром. Перенесение COVID-19 особенно в средней и тяжелой форме может привести к развитию постковидного синдрома, который ещё малоизучен. Среди его симптомов есть как и одышка и кашель сохраняющаяся до нескольких недель, так и некоторые неврологические нарушения и есть редкие и серьёзные осложнения вплоть до потери памяти, снижении умственных способностей и потеря возможности запоминать и узнавать лица. Постковидный синдром как уже было сказано пока что имеет больше загадок, ибо патогенез и даже его клиника ещё малоизучены и к сожалению, пока не совсем понятно, как его лечить. А так как каждое перенесение этого заболевания сопряжено с риском постковидного синдрома продолжение пандемии грозит значительному ухудшению общественного здоровья. Соответственно A/H1N1 таких последствий не имел.
Вывод
Всю статью можно было сократить и на вопрос "почему меры так сильно отличались" ответить "потому что эти две пандемии были вызваны совершенно разными вирусами". Но мы полностью разобрали этот вопрос и может расширить ответ. A/H1N1 и SARS-CoV-2 очень сильно отличаются друг от друга по всем показателям. SARS-CoV-2 более заразен, более летален, чем A/H1N1 он часто мутирует и очень гибко адаптируется к условиям среды, у него активно мутируют новые штаммы, что позволяет ему устраивать всё новые и новые волны заболеваемости, он создаёт природные очаги, которые могут нам аукнуться в будущем и наконец перенесения самого заболевания опасно ещё и возникновением постковидного синдрома. В общем, если брать аналогию с какой-нибудь видеоигрой, пандемия A/H1N1 это было "обучение", а вот пандемия COVID-19 уже полноценная игра на трудном уровне сложности. И логично, что на такой более опасный вирус реагировать будут более активно и жёстче, чем на менее опасный. Поэтому нет, дело тут не в заговорах и не в том, что ВОЗ кому-то заплатила, дело в самом вирусе.
Ну а на этом всё, спасибо за прочтение, не болейте!
P.S. Если нашли в статье ошибку
Если вы нашли в статье ошибку (неверно назван термин или описан процесс), сообщите об этом в комментариях, информация будет проверена и исправлена