Найти в Дзене
История транспорта

Автобус «Шоссон АП 521» или как французы пытались Москву завоевать

Ещё одна Terra Incognita отечественного городского транспорта.

Разные отечественные источники чего только не говорят по этому поводу. И могут окончательно завести неопытного исследователя в тупик. Попробуем разобраться в этом вопросе.

К середине пятидесятых годов стало очевидно, что единственный, выпускаемый советской промышленностью, городской автобус ЗИС-155 морально устарел и не удовлетворял требованиям эксплуатационщиков. Его главным изъяном была недостаточная вместимость. Меньшая, чем у его предшественника – ЗИС-154. И при выводе 154-х из эксплуатации, автобусные парки столкнулись с проблемой увеличения количества машин, чтобы заменить старые. Например, для замены 29 автобусов ЗИС-154 на московском маршруте №9 «Площадь Свердлова – г. Бабушкин» понадобилось 37 ЗИС-155.

Такая обстановка потребовала находить иные технические решения и проектировать новые, более современные и вместительные автобусы. С целью изучения зарубежного опыта и возможного копирования концепций, в 1956 – 1957 гг. советским правительством были закуплены единичные экземпляры ряда серийных автобусов у стран Западной Европы.

У французской стороны был выбран трёхдверный городской автобус Chausson APH 521, оснащённый четырёхцилиндровым дизельным двигателем Panhard 4HL, развивавшим мощность 145 л.с. Он поступил в третью колонну 2-го автобусного парка столицы в конце октября 1956 года и в начале ноября вышел на опытную эксплуатацию на маршрут №55. На этом маршруте в те годы походили испытания и другой новой техники: немецких «Бюссингов» и венгерских «Икарусов».

Внешний вид автобуса Chausson APH 521. Лужники, 1957 г. Фото из книги «История московского автобуса», М.В. Егоров, Д.Б. Шибаев, М. 2004 г.
Внешний вид автобуса Chausson APH 521. Лужники, 1957 г. Фото из книги «История московского автобуса», М.В. Егоров, Д.Б. Шибаев, М. 2004 г.

Испытания «француза» в Москве продолжались до середины 1957 года, после чего автобус вернули во Францию. Французская концепция автобусостроения не понравилась отечественным конструкторам. В качестве прототипа рассматривался немецкий вариант «Магирус», также было решено закупать для нужд городского хозяйства Советского Союза автобусы «Икарус» производства Венгерской Народной Республики. А французские автобусы исчезли с отечественных улиц вплоть до развала СССР.