Я училась на журфаке в Краснодаре. Кубанский государственный университет, первый очный курс набранный на факультете. И меньше всего ожидала, что буду заканчивать один курс с Маргаритой Симоньян, а работать вместе с Мариной Овсянниковой (она училась в нашей параллели на заочном).
Впрочем, эта история не о них.
У меня не было ни единого шанса поступить на журфак. За год до этого мы переехали из Чечни в маленький поселок под Краснодаром. Я толком не училась три года. Сначала у меня был большой перерыв в 1,5 года из-за сами знаете каких событий в Чечне. Потом экстренно нагоняла в другой школе в Ярославле, где жила у родственников. В общем, знания были весьма разрозненными.
С первого дня в Краснодарском крае мне твердили: поступить в Кубанский госуниверситет, а уж особенно на журфак – невозможно. Там и на заочное отделение 15 человек на место, а уж на первый набор очного вообще неизвестно сколько будет. Но тем не менее я училась и претендовала на серебряную медаль.
Однажды ко мне подошла классная руководительница и заявила: «Слушай, денег у твоих родителей нет, тебе никогда не поступить в ВУЗ, особенно на очное. Скорее всего ты пойдешь в колледж. Может откажешься от медали? Нам есть кому ее отдать, а в колледже она не нужна». Мне было 16, но я прифигела. И именно тогда решила, что получать медаль и поступать теперь точно надо.
Для поступления на журфак нужны были две неподъемные вещи: напечатанные статьи в газетах и сдать экзамен по иностранному языку.
Если русский, литературу и творческий конкурс я хоть как-то могла потянуть, то мои знания по немецкому точно не тянули на сдачу экзамена в ВУЗ. Родители четко дали понять, что они, конечно, ЗА, чтобы я поступала, но денег нет вообще ни на что. Ни на репетиторов, ни на подготовительные курсы. Хочешь поступать - поступай сама, готовься по учебникам.
Тогда я еще лелеяла розовую мечту учиться в Москве. В МГУ на журфаке или в МГИМО. Ну, может же быть у человека в 16 лет мечта? Но денег не было даже на билет в одну сторону. И в 16 лет, конечно, мне негде их было заработать.
При подаче документов на журфак надо было приложить свои изданные статьи. И тогда, и сейчас мне это кажется глупостью. В какой газете должен работать школьник в 16 лет? Мы устроились в какую-то (смутно уже помню) редакцию юнкоров в районной газете. Я написала пару заметок, плюс две заметки в школьной газете, это и приложили.
Была еще одна очень забавная деталь. В 1997 году была возможность поступить в университет вне конкурса, со статусом беженца. Но дело в том, что никому из Чечни этот статус не давали. Потому что он дается только тем, у кого нет гражданства. А Чечня была и есть частью России, мы всегда были гражданами той же страны, что и жители Кубани. Поэтому у нас были «почетные» удостоверения вынужденных переселенцев, которые не давали прав вообще ни на что. Картонка с фото и все. Тут даже без комментариев.
Еще момент, который нынешние абитуриенты точно не поймут. ЕГЭ не было. Все экзамены надо было сдавать устно или письменно. То есть угадать ответ - без вариантов. Также нельзя было подавать документы сразу в несколько ВУЗов, так как надо было сдать оригинал школьного аттестата. Поэтому ставка делалась только на один ВУЗ, в случае провала можно было еще успеть подать в августе на заочное в других ВУЗах. И все!
Я была настолько уверена в собственном провале, что заранее решила – в случае неудачи буду поступать на рабфак (подготовительный курс, не знаю, такие существуют сейчас?). А если не пройду и туда, то в колледж на 9 месяцев. И следующим летом снова буду поступать в ВУЗ.
Но жизнь как всегда распорядилась иначе.
Уже после подачи документов выяснилось, что иностранный язык убрали из вступительных экзаменов на журфак. Потом я совершенно неожиданно для себя написала сочинение на 4 (это очень сложный экзамен) и получила право сдавать литературу устно и творческий конкурс. Творческий конкурс был несложным. Попалась тема про войну и, как вы понимаете, мне было что по этому поводу сказать.
С литературой вышло сложнее. Мне достался билет по произведению, которое… барабанная дробь… мы не изучали на уроке литературы. У нас не было его в программе, я уже точно не помню какое, но, кажется, «Белая гвардия» Булгакова. Но оно опять же было про войну и мне снова было, что сказать.
Я поступила на очное отделение на бюджет в высшее учебное заведение в первый год после окончания школы одна изо всего класса.
А потом было первое сентября. Где выяснилось, что процентов 30 однокурсников поступили на платное, а значит шли вне конкурса. Другая треть были либо после годового обучения на рабфаке, либо уже с какими-то неимоверными заслугами, победители олимпиад, со стажировками за границей, идеальным знанием английского языка из престижных гимназий. Все, кто поступал по конкурсу (кроме ребят с рабфака) были медалисты, в основном золотые. Набрали очень сильный курс, как позже выяснилось с очень разными часто драматичными судьбами. Наверное, нарочно нельзя было бы придумать такой набор интересных людей, если бы кто вдруг задумал накатать о нас роман.
С нашего курса вышло много известных телевизионщиков самых разных специальностей, знаменитых газетчиков, сотрудников пресс-служб даже киношников. Почти все однокурсники остались в журналистской профессии или в смежных. Лишь единицы стали работать в других сферах.
Про первый очный курс журфака Кубанского госуниверситета много чего можно рассказать. Наверное, каких-то особых знаний обучение в университете мне не дало.
К примеру, на третьем курсе я уже работала на телевидении. На теории журналистики нам рассказывала о принципах объективности, что сотрудник СМИ должен быть непредвзятым, собирать информацию из разных источников. Я сдавала этот экзамен и шла на работу, где сюжеты для утверждения мы «совершенно объективно» высылали по факсу в краевую администрацию для утверждения. Но как говорится в одной известной программе, это уже совсем другая история.
Вывод прост - никогда не сдавайтесь.
Никогда не теряйте веры.
Пробуйте.
Лучше сделать и жалеть, чем не сделать.
Потому что на практике какая-то очень сложная жизненная проблема часто решается проще. А исход намного счастливее.