Российские магазины ежедневно теряют миллионы рублей. Теряют на украденных товарах. Среди серийных преступников – милые бабушки и седовласые дедули.
Из магазинов безбожно тащат товары. Масштабы - колоссальные.
Я об этом много общался с полицией, прокуратурой, частной охраной, с продавцами. И представляю масштабы. Думаю, из одного супермаркета в день может «таинственно испариться» товаров и на 10000, и на 20000, и на 50000 рублей. Запросто.
Уносят шоколадки и печенье, колбасу и сыр, кофе и консервы, водку и коньяк. Общался я с новосибирским агентством «Гвардия». Ребята занимаются безопасностью. И представитель агентства Наталья Фёдорова привела примеры:
- Одна бабушка за это лето совершила 11 хищений продуктов на сумму около 30 тысяч рублей. Её не удавалось задержать. А в этот раз попала в камеры видеонаблюдения, и магазин успел вызвать группу быстрого реагирования. Когда женщину задержали, предъявили ей доказательства – видеозаписи совершённых ею краж. И она запросто отдала 30 тысяч рублей в кассу магазина.
Другая бабушка утащила два килограмма нектаринов, селёдку… При этом за лето она совершила 18 краж – в магазине есть видеозаписи.
Эти случаи, когда похитителей уличают – частности. Как правило, рецидивисты свободно уходят. Что это: следствие нищеты, или итог безнаказанности? Моя собеседница считает так:
- Мне кажется, люди совершают кражи точно не от безденежья и не от того, что нет возможности приобрести продукты. Нет такого, что дрожащей рукой взял булку хлеба и тут же начал её есть. Просто считают, что им обязаны, что государство им должно, что они заслужили какие-то блага от общества. Часто говорят, что забыли заплатить, но при этом всегда имеют при себе деньги. Воруют просто, чтобы себя побаловать и что-то поиметь.
Стариков среди магазинных похитителей много. Но хватает и воров трудоспособного возраста, хватает наркоманов. Бывает, промышляют подростки. Тащат в карманах, за пазухой, в рюкзачках... И это – массово.
Я тут назвал похитителей серийными преступниками и рецидивистами. Это верно по сути. Но по закону данные проделки – не рецидив, и зачастую – не преступление.
По закону, если цена похищенного – меньше 2500 рублей, то уголовной ответственности вор не подлежит. И в принципе вором не считается. Максимум светит административное наказание. Как штраф автомобилисту. Поэтому «профессионалы» не боятся и устраивают регулярную охоту за колбасами и селёдками.
Про торчков и подростков, про тонкости закона (там есть любопытные детали) я ещё напишу статью.
А сейчас, всё-таки - про стариков. Вот почему они предпочитают стащить вместо того, чтобы попросить? Если ко мне на кассе подойдёт бабуля и скажет, что ей край, как нужно 500 рублей, я, скорее всего, дам. Даже не спрошу, на что именно.
И не только я – многие дадут.
Но не просят же…
Может, считают, что просить – постыдно? А украсть? Или украсть – тоже постыдно, но если никто не заметил, то норм?
А, может, я зря об этом написал? Может быть, упоминать стариков в контексте магазинных краж - не этично?