1,6K подписчиков

Цветовая гармония по-японски: 2750 образцов

Друзья, попалась в руки книга японского автора Теруко Сакурай "Японский словарь цветовой гармонии".

Очень интересное издание, но только на английском. Я бы сказала - практическое руководство для создания интересной палитры или еще одна шпаргалка для художника и дизайнера.

Книга обладает огромной культурологической ценностью, потому что помимо конкретных рекомендаций, в ней подробно раскрыта тема восприятия цвета сквозь призму японской культуры.

Привожу интересные находки и мысли в своем переводе на уровне пользователя).

Гора Аришияма. Кацусико Хокусай, 1787 г. Источник фото https://artchive.ru/publications/4769~Japonskaja_zhivopis'_vse_chto_vy_khoteli_znat'_o_zhivopisi_Strany_voskhodjaschego_solntsa
Гора Аришияма. Кацусико Хокусай, 1787 г. Источник фото https://artchive.ru/publications/4769~Japonskaja_zhivopis'_vse_chto_vy_khoteli_znat'_o_zhivopisi_Strany_voskhodjaschego_solntsa

В книге 100 разделов ("категорий тем"), которые охватывают не только традиционную японскую культуру, но и такие как: четыре времени года; пейзажи; 24 периода "солнечного года" (буквальный перевод) и 72 климатических режима года (тоже буквально), "которые они подразумевают".

Каждая тема включает в себя цветовые схемы, состоящие из двух-трех полезных цветов, которые разрабатываются в виде дизайнов, узоров и иллюстраций для практического использования, создавая в общей сложности 2750 (!) образцов цветовых схем.

Тоса Мицуёси. Дубовое дерево. 1567−1613. Источник фото https://artchive.ru/publications/4769~Japonskaja_zhivopis'_vse_chto_vy_khoteli_znat'_o_zhivopisi_Strany_voskhodjaschego_solntsa
Тоса Мицуёси. Дубовое дерево. 1567−1613. Источник фото https://artchive.ru/publications/4769~Japonskaja_zhivopis'_vse_chto_vy_khoteli_znat'_o_zhivopisi_Strany_voskhodjaschego_solntsa

На этапе вводного чтения приняла решение рассмотреть важнейшие разделы книги в серии статей - эта первая. В каждой будет рассмотрено по 2 раздела. Не все владеют английским, не у всех есть возможность внимательно изучить материал - но пользу его трудно переоценить.

Автор адресовал свой труд дизайнерам, иллюстраторам и графическим дизайнерам, но и традиционным художникам он будет очень полезен.

Вот мои аргументы:

  • Это близкие специальности, а приведенные цветовые композиции основаны на естественных природных сочетаниях - что очень ценно.

Современное искусство очень многообразно и дает голос каждой индивидуальности. Есть художники, чье искусство идет на стыке с дизайном - это не фокусничество, я считаю, а просто дань времени. И хорошо. Потому что сила искусства в многообразии. Климта тоже не сразу признали).

  • Я верю в огромную ценность восточно-азиатского искусства как глубочайших знаний о цвете и пластики. И хоть я фанат византийского искусства, японский монументализм, графика, живопись, миниатюра и т.д. - неподражаемый пример гармонии и стиля.
Такие цветовые подборки могут дать мощнейший импульс тем, кто ищет себя, свой собственный стиль.

Основные главы этой книги в целом разделены на четыре “этапа”.

Друзья, такие иллюстрации буду периодически приводить для понимания. В конце каждой статьи будет ссылка на скачивание цветовых сочетаний. Источник фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 12
Друзья, такие иллюстрации буду периодически приводить для понимания. В конце каждой статьи будет ссылка на скачивание цветовых сочетаний. Источник фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 12

Шаг 1, “тема и изображение, знакомство с цветом и его содержанием” - имеется ввиду значение цвета в культуре и советы по сочетанию, где чаще всего применяется.

Шаг 2 - это “палитра цветовой схемы и числовое значение цвета (имеется ввиду номер CMYK и RGB)”, что позволяет сразу же использовать цвета в живописи и дизайне (это может быть все, что угодно, начиная от книг, интерьера, заканчивая одеждой, упаковкой).

Шаг 3 включает в себя простые примеры цветовых схем, которые можно использовать так, как вам нравится.

Шаг 4 посвящен “примерам цветовой схемы, используемой в дизайне и иллюстрациях”, и показывает реальные примеры используемой схемы.

Нам, конечно, интересен сразу шаг 3 и немного 2).

В книге цвета обозначаются по системе CMYK и RGB - просто для удобства.

Раздел первый. Детское кимоно.

Узор, выполненный в современном стиле, предназначен для использования в таких случаях, как фестиваль Сичи-Го-Сан (празднование третьего, пятого и седьмого лет жизни ребенка). Источник фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 18
Узор, выполненный в современном стиле, предназначен для использования в таких случаях, как фестиваль Сичи-Го-Сан (празднование третьего, пятого и седьмого лет жизни ребенка). Источник фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 18

Детские кимоно украшены классическими узорами в смелых графических композициях - это в принципе характерно для национальной детской моды. В палитре участвуют 9 цветов. При рассмотрении цветовых
схем наиболее практично сочетать два или три цвета, но если используется больше - важно соблюдать иерархию - один цвет главный, остальные "подпевают".

Советы г-на Сакурайя при работе с этой палитрой:

▪ Сочетайте цвета с акцентом на теплые, яркие оттенки.

▪ Используйте небольшое количество бледно-голубого и зеленого в качестве акцентных цветов.

Палитра из кимоно с примерами того, как можно скомпоновать отдельные цвета из нее. источник оригинальных фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 18-19.
Палитра из кимоно с примерами того, как можно скомпоновать отдельные цвета из нее. источник оригинальных фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 18-19.

А теперь практическое применение.

Паттерны для чего угодно - упаковочной бумаги, текстиля, обоев. Источник фото - там же, стр. 20.
Паттерны для чего угодно - упаковочной бумаги, текстиля, обоев. Источник фото - там же, стр. 20.

Матисс, в числе прочих, любил традиционное сочетание бирюзы и красного (среднее фото) - на одном таком сочетании можно построить картину. И наряду с древнерусской иконописью (да-да, он был знатоком и коллекционером), очень уважал искусство Японии.

Источник фото https://prokartiny.com/kartiny/anri-matissa
Источник фото https://prokartiny.com/kartiny/anri-matissa

Раздел второй. Паттерны для женских кимоно.

Здесь изображены гандбольные мячи, журавли, вееры - "коктейльное" кимоно с изящным колоритом. Источник фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 21.
Здесь изображены гандбольные мячи, журавли, вееры - "коктейльное" кимоно с изящным колоритом. Источник фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 21.

Вообще, традиционное искусство Китая, Японии, Кореи (обеих - ну, вы поняли:) - это кладезь цветовых композиций. Они очень созвучны, кстати, с тем же Византийским монументальным искусством, а если вспомнить слова того же Анри Матисса о древне-русской иконе:

"...Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют. Всюду та же яркость и проявление большой силы чувства. Ваша учащаяся молодежь имеет здесь, у себя дома, несравненно лучшие образцы искусства... чем за границей. Французские художники должны ездить учиться в Россию. Италия в этой области дает меньше," -

то становится понятно, что каноны прекрасного, гармонии - нечто объективно-фундаментальное, одинаковое для представителей самых разных культур.

Но вернемся к кимоно).

Фиолетовый цвет в японской культуре - особый. Это т.н. благородный цвет - носить его могли только аристократы, красновато-фиолетовый - чисто "женский цвет".

Согласно современному опросу о цветовых предпочтениях, это был один из самых популярных цветов среди взрослых женщин. Согласно традиционным представлениям, он подчеркивает мягкую женственность, в то время как голубовато-фиолетовый говорит о скрытой силе.

Источник оригинальных фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 22.
Источник оригинальных фото Traditional Colors of Japan The Complete Guide for Designers and Graphic Artists. Teruko Sakurai, стр. 22.

Советы г-на Сакурайя:

  • Приведенная цветовая палитра создает ощущение элегантности, утонченности, женственности.
  • Работая с ней, следует акцентировать внимание на различных оттенках красновато-фиолетового.
  • Когда необходим акцент, используйте цвета разной интенсивности.
В завершении статьи хочу подчеркнуть - эта книга имеет огромную популярность и общее признание среди специалистов, поэтому можно смело пользоваться самими палитрами в качестве вдохновения - они подобраны идеально.

З.Ы. Обещанная ссылка на материалы из статьи).

Еще статьи по теме: