Доброго времени суток, уважаемые читатели! Приглашаю Вас поохотиться вместе со мной на врыколака.
Что это за зверь такой?
Персонаж из книги, с которой началось моё увлечение славянской мифологией, и с которой далеко не всё в порядке.
Да, сегодня я собираюсь проверить на достоверность очередного персонажа из «Русских легенд и преданий» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева.
Персонаж этот – один из наиболее запомнившихся мне в детстве (из-за прилагавшейся истории, выданной не то за сказку, не то за старинную легенду).
Вот что о нём сообщают «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева:
В южнославянской мифологии Врыколак – невидимый зловредный дух, имеющий обличье великана с одним огромным глазом во лбу. Обитает врыколак в заброшенных строениях, старых мельницах, разрушенных крепостях. Его нельзя уничтожить, он живёт вечно.
Глухой ночью Врыколак превращается в хищных животных, пьёт людскую кровь и пожирает плоть.
Как-то маловато информации, не находите?
Один момент колол мне глаз ещё в детстве: дух невидимый, но имеет конкретное обличье...
А вот упомянутая мною история, называется «Царицыно колечко»:
Жил-был на свете вдовец с дочерью-красавицей. Надоело ему одинокое бытьё, посватался к соседке. Она тоже была вдовица, тоже имела дочь, однако красавицей её никто не назвал бы. И, конечно, разгорелись сердца мачехи и её дочери завистью к падчерице. Положили злодейки сжить девушку со свету.
Как раз в то время прошёл слух, что на старой мельнице завёлся Врыколак. Била мачеха красавицу до тех пор, пока не загнала на мельницу и не заперла там.
Ночью является Врыколак, стучит в дверь:
– Отвори, я тебя съем. А не отворишь, разнесу мельницу по брёвнышку, по камушку, но всё равно доберусь до тебя.
Девушка была смелая и находчивая. Отвечает Врыколаку дрожащим голосом:
– Так и быть, отворю дверь, мне и самой такая жизнь не мила, охотно умру, но только перед смертью исполни моё последнее желание: раздобудь мне колечко с левой руки царицы. Погляжу на него – и ничего мне не страшно будет.
Ну что поделать? Никто – ни зверь, ни человек, ни сила нечистая – не может отказать в последнем желании умирающему. Врыколак стал думать, как царицыно колечко раздобыть. Обратился в её служанку и, когда царица перед сном сняла с себя драгоценности, колечко украл.
Принёс на мельницу, кричит:
– Отворяй, вот тебе царицыно колечко!
– Ох, – говорит девушка, – я перепутала. На самом-то деле всю жизнь мечтала я о царицыном браслете! Сделай милость, исполни моё последнее желание, а потом делай со мной что захочешь.
Ну что тут делать? Снова потащился Врыколак в стольный град, обратился другой служанкой, украл браслет и вернулся на мельницу. А девица в слёзы:
– Да ты что, Врыколак, оглох, что ли? Я просила царицыно ожерелье, а никакой не браслет! Грех тебе так издеваться над бедной девушкой, у которой осталось в жизни только одно последнее желание!
Почесал Врыколак в затылке и отправился в стольный град. А ожерелье царицыно хранилось в ларце вместе с другими сокровищами. Чтобы уж не перепутать ничего, Врыколак прихватил весь ларец и ринулся на мельницу, кровожадно думая: «Ну, уж теперь-то она от меня никуда не денется!»
Только он забыл… он забыл, что в этих полётах туда-сюда вся ночь прошла. Стоило ему оказаться на мельнице, как пропели петухи – и чудовище исчезло, выронив из рук царицын ларец. Падчерица вернулась домой чуть живая от страха, но с сокровищами.
– Ну, если тебе Врыколак принёс такие богатства, то мою доченьку он с ног до головы златом осыплет! – сказала мачеха и отвела на мельницу свою дочку.
Как бы не так! Врыколак счёл, что он уже выполнил более чем достаточно «последних желаний», и ворвался на мельницу, не говоря ни слова. Утром мачеха обнаружила там только обглоданные косточки – и тут же померла от горя. А отец со своею дочуркою с тех пор зажили припеваючи.
Нигде, кроме как в означенном источнике, сия «сказка» не встречается, её сочинители объединили два сказочных сюжета: одураченной нечистой силы и мачехи, сживающей падчерицу со свету.
А что же врыколак?
Упоминает ли сего персонажа ещё какой-нибудь источник?
Нет.
Но у меня есть подозрение, что срисовали врыколака с персонажа румынской мифологии, который называется... вырколак.
Румынское вырколак – древнее заимствование из болгарского языка, върколак.
Если Вам это слово показалось знакомым – Вам не показалось. Это волкодлак. А волкодлакам, позволю себе заметить, на моём канале посвящён целый ряд заметок.
«Волкодлачьи» черты в образе румынского вырколака следующие: превращение в волка (самое очевидное!) и связь с затмениями солнца и луны. В Трансильвании вырколак чаще – вампир, но в южной славянской традиции (Болгария – южнославянская страна, граничащая с Румынией, одной из исторических областей которой является Трансильвания) волкодлаки и упыри чуть ли не взаимозаменяемы.
Вырколаки происходят от душ людей: злых, проклятых, умерших некрещёными детей и прочих. Имеют вид охотничьих псов, простых собак, щенков, змиев.
Взгляд вырколака обладает магической силой, в одном заговоре говорится:
Если её сглазила женщина чистая, нечистая, с глазами вырколака...
Иногда вырколаков «поселяли» на небеса или на луну. Во время дождя они спускаются на водопой в виде радуги. Затмения (что солнечные, что лунные) объяснялись тем, что вырколаки едят светила, откусывая (отрывая, отщипывая) по кусочку, при этом они, светила, наливаются кровью, и на землю льётся красная воды, или же тем, что вырколаки просто садятся на солнце или на луну.
Отгоняли этих существ, поднимая громкий шум барабанным боем, громыханием металлической посудой, звоном колоколов, стрельбой из оружия, щёлканьем кнутом.
Перед людьми, родившимися в субботу, вырколаки отчего-то испытывают особый страх.
Слово вырколак созвучно грушко-медведевскому врыколаку, заметны схожие черты (оборотничество, кровопийство), но вот почему румынский оборотень либо вампир южнославянского происхождения превратился в циклопа-невидимку – сие мне неведомо...
Список использованной литературы
- Голант Н. Г. Мифологические представления влахов Восточной Сербии (по материалам экспедиций 2013–2014 гг.) // Материалы полевых исследований МАЭ РАН
- Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания
- Иванов Вяч. Вс. Балканские имена «вурдалака» и их происхождение
- Свешникова Т. Н. Волки-оборотни у румын