Всё когда-нибудь с чего-нибудь начинается, моя же любовь к славянской мифологии зародилась ещё в школе – в пятом классе. Началась она с одной книги… Не помню, как она называлась, в названии определённо присутствовало слово «словарь»; собственно, она и представляла собой своего рода словарь, где от буквы «А» до буквы «Я» были расписаны наименования духов, имена богов и героев, такие понятия как алатырь-камень, заговор, залом и тому подобное. Сопровождалось всё это чёрно-белыми иллюстрациями художницы Надежды Антиповой.
Попало ко мне в руки это чудо – а я на каком-то уровне воспринял сию книгу именно как чудо – от моей учительницы русского языка и литературы Нины Константиновны в третьей четверти пятого класса. Случилось это следующим образом…
Стоит отметить, что ребёнком я был мрачноватым. Любил фильмы ужасов (наверное, многие дети любили и любят этот жанр, но в моём детстве и в моей школе эта любовь считалась своего рода тревожным звоночком), любил читать, опять же, «ужастики» (ориентированные на взрослую аудиторию), любил рисовать всяких страшилищ («монстров» – как их гордо называл на западный манер). При себе у меня водился блокнотик, в котором я занимался рисованием на означенную тематику.
Вот этот блокнотик, замыслив каверзу, у меня попросил посмотреть один одноклассник на перемене между спаренными уроками Нины Константиновны. Попросил – и, получив, немедленно побежал к учительнице с криками: посмотрите, мол, что такой-то рисует.
Нина Константиновна посмотрела – этак задумчиво, нахмурившись, с неприязнью всматриваясь в клыки, когти, кровь и слизь. У нас неоднократно в ходе учебного процесса возникали беседы, что мне, дескать, следует несколько отойти от столь мрачных своих увлечений. И коварный одноклассник, реализовав свой план, рассчитывал на очередную «серию» этого «сериала».
Но, как говорится, обломался…
Учительница вернула мне блокнот со словами: «На твоих монстров я посмотрела, а завтра ты посмотри на моих». Как-то так…
И на следующий день принесла ту самую книгу, вручила мне.
Я её раскрыл, пробежался глазами по картинкам, по первым строчкам, и…
– А можно я её домой возьму почитать?
– Конечно.
Я взял, я зачитывался, я засматривался иллюстрациями, я их перерисовывал. Помню, даже затеял комикс, где ведьмак (в книжке я прочитал, что этот мифологический персонаж может выступать в качестве борца с нечистой силой) защищает некий город от Чернобога. Очень уж меня зацепил сей колоритный парень с этим его выражением лица, окровавленным копьём и щитом с мордой чудища:
Признаться, до конца я в пятом классе ту книгу, несмотря на всю её замечательность, не дочитал. Стало стыдно, что я долго держу её у себя дома – а вдруг учительница решит, что я медленно читаю?
Отдал – и потом мучился: до конца-то чуть-чуть оставалось… Просил купить такую же маму, но в магазинах и на рынке с литературой по славянской мифологии было не то чтобы не очень, а совсем никак. Об интернете говорить не приходилось – компьютер как таковой появился у меня только на совершеннолетие, а стабильный доступ к глобальной сети – и того позже.
Разве что на Новый год мне подарили очередной томик детской энциклопедии «Я познаю мир», посвящённый мифологии. Но раздел славянской в нём был так мал…
В шестом классе я попросил заветную книгу почитать ещё раз (так уж вышло, практически ровно через год после первого с ней знакомства). И вновь окунулся в тот дивный мир, в голове завертелись мои детские творческие проекты, в которых охотники за привидениями из одноимённого фильма по роду своей деятельности имеют дело с богиней Марой, организовавшей и возглавившей новую вспышку «паранормальной активности» в Нью-Йорке.
А ещё через год Нина Константиновна уволилась. Были у неё проблемы со здоровьем, и педагогическая деятельность в конце девяностых – начале нулевых сказывалась не лучшим образом.
И снова я искал заветную чудо-книгу…
Подвернулись два томика Асова – но увольте, даже неискушённому тогда мне-подростку было очевидно: это, извините, дичь какая-то.
В общем, старая моя сказка вернулась после того, как мне стукнуло восемнадцать лет. Символично, что произошло это на Старый Новый год (по моему мнению, самый мистический праздник, когда прошлое смыкается с будущим) – я получил в подарок от мамы здоровенную такую книжищу «Русские легенды и предания» Е. А. Грушко и Ю. М. Медведева. Наверное, это было переиздание той самой, заветной книжки из школьных лет; переиздание дополненное, расширенное, иллюстрированное великолепным художником Виктором Корольковым. Тот же формат словаря, многие статьи я узнавал.
Потом-то я понял, что «Русские легенды и предания» Грушко-Медведева отнюдь не идеальны, содержат определённые искажения, домыслы и грешат так называемой кабинетной мифологией. Но это уже совсем другая история…
А моё увлечение славянской мифологией началось именно так.