Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Saviem SC1 Cityrama - в тени "старшего брата"

Авторский материал нашего читателя.

Не так давно на страницах канала размещалась история одного из самых необычных автобусов за всю историю «Citroen U55 Cityrama Currus». Небольшое продолжение темы коснётся другого четырёхколёсного творения французских умельцев, выполнявшего похожие экскурсионные функции, но имевшего ряд технических особенностей. Встречайте - Saviem SC1 Cityrama.

Saviem SC1 Cityrama - во всей красе
Saviem SC1 Cityrama - во всей красе

Несмотря на то, что заказчиком вновь выступила туристическая компания «Cityrama», а производителем кузова фирма «Currus», кардинальным отличием от «старшего брата» «Citroen U55 Cityrama», производившего фурор на парижских улицах, было обращение к компании «Saviem», входящей в группу «Renault». Объединившись в 1959 году с производителем шасси «Chausson» породило на свет модернизированную линейку автобусов «Saviem SC1».

Автобус Saviem SC1. Аббревиатура в названии указывала на то, что это первый плод совместного производства «Saviem-Chausson»
Автобус Saviem SC1. Аббревиатура в названии указывала на то, что это первый плод совместного производства «Saviem-Chausson»

«Saviem SC1» и его городская версия «Saviem SC2» оказался востребован для выпуска тиражом более чем в 2 тысячи машин. Кроме того, возможности транспорта не ускользнули от внимания армии, для которой производилась специальная версия S4445 с бензиновым двигателем.

Saviem S4445. Такая разновидность «Saviem SC1/SC2» использовалась французской армией
Saviem S4445. Такая разновидность «Saviem SC1/SC2» использовалась французской армией

Не прошли мимо и наши старые знакомцы из «Cityrama». С 1960 по 1961 год были произведены три эксклюзивных автобуса «Saviem SC1 Cityrama» на базе «Saviem SC1» и шасси «Chausson». В этот раз кузовщики из «Currus» предпочли более стандартные формы футуристическому дизайну.

«Saviem SC1 Cityrama» - согласно плану оригинален без крайностей
«Saviem SC1 Cityrama» - согласно плану оригинален без крайностей

Сходство с привычными европейцам двухэтажными передвижными конструкциями не вызывала к модели такого бурного интереса, которым пользовался «Citroen U55 Cityrama». Но и ей довелось оказаться в прицеле кинокамеры, попав в художественный фильм режиссёра Жака Робина «Зал ожидания» (le pas Perdus) 1964 года с Жаном-Луи Трентиньяном в главной роли.

Автобус в фильме «Зал ожидания» (1964)
Автобус в фильме «Зал ожидания» (1964)

Другим особым достижением «Saviem SC1 Cityrama» является тот факт, что одна модель работала в столице Португалии Лиссабоне.

Гость на правах хозяина. «Saviem SC1 Cityrama» развозит туристов в Лиссабоне
Гость на правах хозяина. «Saviem SC1 Cityrama» развозит туристов в Лиссабоне

В Португалии автобус был неотъемлемой частью рекламной компании тур-фирмы, привлекая всех желающих возможностью комфортной поездки по городу.

Рекламный плакат агенства «Cityrama», приглашающий осмотреть Лиссабон с борта специального транспорта
Рекламный плакат агенства «Cityrama», приглашающий осмотреть Лиссабон с борта специального транспорта

В отношении удобства пассажиров были соблюдены основные параметры, знакомые по «Citroen U55 Cityrama», разве что без сдвигающейся крыши.

Огромные панорамные окна позволяли без помех осматривать достопримечательности в ходе почти трёхчасовой поездки
Огромные панорамные окна позволяли без помех осматривать достопримечательности в ходе почти трёхчасовой поездки

Для полноценного информирования отдыхающих о проезжаемых местах использовалась успешно опробованная на «Citroen U55 Cityrama» акустическая система, позволявшая выбрать удобный язык звукового гида - французский, португальский, испанский, английский, итальянский, немецкий, шведский и японский.

Хорошо видны наушники, установленные на каждом кресле для прослушивания познавательных сведений с возможностью выбора подходящего языка
Хорошо видны наушники, установленные на каждом кресле для прослушивания познавательных сведений с возможностью выбора подходящего языка

Функцию перевода предоставляло специальное воспроизводящее устройство, находящееся в салоне.

«Шайтан-машина», обеспечивавшая требуемый пассажиру перевод
«Шайтан-машина», обеспечивавшая требуемый пассажиру перевод

Любопытно, что свидетельства о работе «Saviem SC1 Cityrama» по большей части представлены Португалией, где необычная одиночная машина не имела аналогов.

«Saviem SC1 Cityrama» на июльских улицах Лиссабона
«Saviem SC1 Cityrama» на июльских улицах Лиссабона

К сожалению, оказавшись на втором плане по сравнению с «Citroen Cityrama», «Saviem Cityrama» не получил достаточного количества поклонников, собиравших и хранивших связанную с ним статистику. Это объясняет отсутствие каких-либо ясных данных о судьбе двух парижских и одной лиссабонской модели. И всё-таки этот автобус тоже внёс большой вклад в развитие творческого процесса при создании ТС.

«Saviem SC1 Cityrama» - фрагмент прошлого со взглядом в будущее
«Saviem SC1 Cityrama» - фрагмент прошлого со взглядом в будущее

Выгодно выделяясь на фоне множества неказистых собратьев дней сегодняшних, экскурсионный автобус «Saviem SC1 Cityrama» напоминает, что средство передвижения создаётся не только для утилитарных, но и эстетических целей. А раз напоминает, то и забвения не заслуживает.

Спасибо за внимание!

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовил и предоставил для пбуликации Дядюшка архивариус. Использованы материалы ресурсов Pinterest, Rcforum, Wheelsage, Imcdb.org.

Рекомендуемые транспортные группы в соцсетях:

Всё о транспорте, Трамваи. Троллейбусы. Автобусы. И их фанаты, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ - ВКонтакте: •••★★★ ТРАМВАЙ ★★★••• - Одноклассники.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки.

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Самый безопасный и необычный автобус «Икарус» 70-х годов
ПАНТОГРАФ14 июня 2020
-13