Эти необычные автобусы работали в Бразилии с конца 40-х годов прошлого века до середины 60-х годов.
Дирижабли «Цеппелин», названные в честь немецкого графа Фердинанда фон Цеппелина, считавшимся пионером в разработке дирижаблей в начале XX века, вызвали увлечение инновациями, включая создание воздушных судов большой длины. Некоторые модели дирижаблей были более 230 метров в длину.
Первые дирижабли находились в коммерческой эксплуатации в Deutsche Luftschiffahrts-AG (DELAG) с 1910 года. Четыре года спустя, в 1914 году, компанией DELAG было перевезено 10 000 пассажиров и выполнено более 1500 рейсов.
Во время Первой мировой войны, немецкая армия использовала дирижабли в качестве бомбардировщиков. Только в Британии использование такого оборудования в военных целях стало причиной гибели более 500 человек.
Название Цеппелина в этом секторе было настолько сильным, что все дирижабли стали называться цеппелинами, независимо от марки, которая их производила.
Политические, экономические, технические проблемы, особенно катастрофа Гинденбурга 1937 года в Лейкхерсте, недалеко от Нью-Йорка, в результате которой погибли 35 человек, приводят к концу эпохи дирижаблей.
Но до тех пор воздушные гиганты вызывали уважение. Пролет немецкого дирижабля Graf Zeppelin D-LZ127 в 1930 году в Бразилии привлек внимание тысяч граждан, пораженных величием и красотой. Первый проход был 22 мая в Ресифи. В 1932 году Граф Цеппелин вернулся в Бразилию на этот раз в небе над Рио-де-Жанейро. Помимо Рио-де-Жанейро и Ресифи, Цеппелин летал над Сан-Паулу и Куритиба.
Одним из тех, кто был очарован Цеппелином, был предприниматель из Бразилии Хоаким Лоуренго. Согласно информации Музея транспорта Национальной ассоциации городских транспортных компаний, в конце 1940-х годов им были построены автобусные кузова в виде дирижаблей. Первые автобусы-дирижабли имели деревянный каркас, покрытый стальными листами, кузова были размещены на шасси грузовика. Они начали работать в 1948 году в Белем-Ду-пара. Автобусы имели надпись «DIRIGIVEL PEROLA» на бортах. Машины имели разные формы кузовов, так как собирались вручную в Белеме. Первые автобусы-дирижабли имели фары на крыльях, одну дверь, окна не имели стекол, оконные проемы закрывались шторами.
Компания Viagao Sul Americana, основанная в 1950 году, купила пять автобусов большей длины (13 боковых окон, в то время как предыдущая модель имела 12). Автобусы работали в городе Белем до середины того же десятилетия, после чего были переведены в город Сан-Луис, в Маранхао.
В 1955 году небольшая автобусная компания из Манауса заказала пять автобусов-дирижаблей в Белеме. Автобусы были длиннее, с 17 окнами, окна имели стекла, салон был оборудован 70 местами для сидения.
Один из автобусов компании Viagao Sul Americana не остался в Сан-Луисе, а был возвращен в Белем, откуда где до середины 1960-х годов ездил в компании Viagao Triunfo.
По мнению одного из бывших владельцев автобуса-дирижабля в Белеме Хосе Мигеля Абрахао Фильо, автобусы имели успех в городе, они перевезли много пассажиров, но у них было несколько технических проблем: большой вес, неправильная аэродинамика и тяжелые шины.
Автобусы привлекли большое внимание общественности. Настолько, что в 1957 году они были предметом сообщений журнала Life internacionales.
После списания автобусы были разобраны, а деревянные части были сожжены на кострах во время празднования Сан-Жуана.
Создание указанных транспортных средств, возможно, посчитали ошибочным, но они показали творческий подход к проектированию в области транспорта и остались отдельной главой в истории транспорта Бразилии.
Канал «ПАНТОГРАФ», фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме транспорта:
Тульский трамвай: текущее положение дел
Немного архивных фотографий орловского трамвая
100 троллейбусов для Севастополя