Дизельное топливо - это гомогенная (однородная) смесь индивидуальных углеводородов, выкипающих в диапазоне температур от 170 до 380 °С, и присадок, используемых в качестве топлива в двигателях с воспламенением от сжатия, которые называются дизелями или дизельными двигателями.
Химический состав дизельных топлив
- парафиновые углеводороды - от 10 до 40% масс.;
- нафтеновые углеводороды - от 20 до 60 % масс.;
- ароматические углеводороды - от 14 до 30% масс.;
- общая сера - от 0,001 до 0,2% масс.
Получение дизельных топлив
Существует несколько вариантов получения дизельного топлива:
1. Полностью из дизельной фракции полученной в процессе атмосферной перегонки на установках первичной переработки нефти, что применимо для дизельных топлив, имеющих ограничение по содержанию серы не более 0,2% масс.
2. Полностью из гидрогенизированной (гидроочищенной) дизельной фракции с добавлением противоизносной присадки - для дизельных топлив с пониженным содержанием общей серы (дизельное топливо Евро). Сырьём установок гидроочистки могут являться следующие дизельные фракции (в чистом виде или в смеси):
- прямогонная лёгкая дизельная фракция атмосферной перегонки;
- лёгкий газойль коксования;
- лёгкий газойль висбрекинга.
3. Полностью из дизельной фракции установки гидрокрекинга (дизельное топливо Евро), полученной в результате крекинга на катализаторе в присутствии водорода предварительно гидроочищенной смеси тяжёлых газойлей, таких как:
- тяжёлый газойль вакуумной перегонки мазута (вакуумный газойль);
- тяжёлый газойль коксования;
- тяжёлый газойль висбрекинга.
4. В результате компаундирования (смешения) прямогонной дизельной фракции атмосферной перегонки нефти и гидроочищенной дизельной фракции.
Назначение дизельных топлив
Дизельное топливо предназначено для использования в быстроходных газотурбинных и дизельных двигателях наземной (автомобили грузовые и легковые, трактора, комбайны, автобусы и пр.) и судовой техники.
Назначение дизельного топлива в зависимости от климатических условий, в которых эксплуатируется техника, бывает:
- для умеренного климата;
- для холодного климата;
- для арктического климата.
В зависимости от предполагаемого применения, назначение дизельного топлива может быть:
- для использования в качестве автомобильного топлива и реализации на автозаправочных станциях общего пользования - дизельное топливо Евро по ГОСТ 32511-2013, с содержанием серы не более 0,001% масс. (10 ppm);
- для использования в качестве топлива наземной и судовой технике, не для реализации на АЗС общего пользования - дизельное топливо по ГОСТ 305-2013.
- для поставки на экспорт в качестве сырья гидрогенизационных процессов - дизельное топливо по ТУ производителя, согласованного с потребителем.
Применение дизельных топлив
Основной областью применения дизельных топлив является использование в качестве горючего вещества в двигателях с воспламенением при компремировании, в которых:
- топливо и воздух нагнетаются в камеру сгорания по отдельности;
- при первом ходе поршня в цилиндр поступает свежий воздух;
- при втором ходе поршня воздух компремируется (сжимается) до 3-4 МПа;
- в результате сжатия происходит подъём температуры до 500-700 °С;
- в конце ходя сжатия в цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое нагревается и самовоспламеняется;
- впрыск топлива производится форсункой, размещаемой в камере сгорания или форкамере;
- средний диаметр капель топлива составляет 10-15 мкм.
Преимущества дизельных топлив
Двигатели, работающие на дизельном топливе имеют в сравнении с карбюраторными следующие преимущества:
- расход топлива ниже на 25÷30%, за счёт:
- более высоких степеней сжатия (12÷20 против 4÷10)
- более высокого коэффициента избытка воздуха (1,4÷1,5).
- большая эксплуатационная надёжность;
- более длительный срок эксплуатации;
- лучшая приемистость, выражающаяся в следующем:
- более лёгкий набор оборотов;
- легче преодолеваются нагрузки.
- меньшая взрыво- и пожароопасность;
- меньшее отравляющее воздействие, из-за более медленного испарения.
Недостатки дизельных топлив:
- более высокая в сравнении с бензином стоимость производства;
- склонность к ухудшению прокачиваемости при пониженных температурах;
- необходимость использования дополнительных процессов или добавления присадок для обеспечения прокачиваемости при низких температурах;
- дизельные двигатели более сложные и габаритные;
- меньшая мощность дизельных двигателей на единицу веса.
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.