Найти в Дзене

Основные сведения о дизельном топливе

Оглавление

Дизельное топливо - это гомогенная (однородная) смесь индивидуальных углеводородов, выкипающих в диапазоне температур от 170 до 380 °С, и присадок, используемых в качестве топлива в двигателях с воспламенением от сжатия, которые называются дизелями или дизельными двигателями.

Химический состав дизельных топлив

Получение дизельных топлив

Существует несколько вариантов получения дизельного топлива:

1. Полностью из дизельной фракции полученной в процессе атмосферной перегонки на установках первичной переработки нефти, что применимо для дизельных топлив, имеющих ограничение по содержанию серы не более 0,2% масс.

2. Полностью из гидрогенизированной (гидроочищенной) дизельной фракции с добавлением противоизносной присадки - для дизельных топлив с пониженным содержанием общей серы (дизельное топливо Евро). Сырьём установок гидроочистки могут являться следующие дизельные фракции (в чистом виде или в смеси):

  • прямогонная лёгкая дизельная фракция атмосферной перегонки;
  • лёгкий газойль коксования;
  • лёгкий газойль висбрекинга.

3. Полностью из дизельной фракции установки гидрокрекинга (дизельное топливо Евро), полученной в результате крекинга на катализаторе в присутствии водорода предварительно гидроочищенной смеси тяжёлых газойлей, таких как:

  • тяжёлый газойль вакуумной перегонки мазута (вакуумный газойль);
  • тяжёлый газойль коксования;
  • тяжёлый газойль висбрекинга.

4. В результате компаундирования (смешения) прямогонной дизельной фракции атмосферной перегонки нефти и гидроочищенной дизельной фракции.

Назначение дизельных топлив

Дизельное топливо предназначено для использования в быстроходных газотурбинных и дизельных двигателях наземной (автомобили грузовые и легковые, трактора, комбайны, автобусы и пр.) и судовой техники.

Назначение дизельного топлива в зависимости от климатических условий, в которых эксплуатируется техника, бывает:

  • для умеренного климата;
  • для холодного климата;
  • для арктического климата.

В зависимости от предполагаемого применения, назначение дизельного топлива может быть:

  • для использования в качестве автомобильного топлива и реализации на автозаправочных станциях общего пользования - дизельное топливо Евро по ГОСТ 32511-2013, с содержанием серы не более 0,001% масс. (10 ppm);
  • для использования в качестве топлива наземной и судовой технике, не для реализации на АЗС общего пользования - дизельное топливо по ГОСТ 305-2013.
  • для поставки на экспорт в качестве сырья гидрогенизационных процессов - дизельное топливо по ТУ производителя, согласованного с потребителем.

Применение дизельных топлив

Основной областью применения дизельных топлив является использование в качестве горючего вещества в двигателях с воспламенением при компремировании, в которых:

Работа дизельного двигателя
Работа дизельного двигателя
  • топливо и воздух нагнетаются в камеру сгорания по отдельности;
  • при первом ходе поршня в цилиндр поступает свежий воздух;
  • при втором ходе поршня воздух компремируется (сжимается) до 3-4 МПа;
  • в результате сжатия происходит подъём температуры до 500-700 °С;
  • в конце ходя сжатия в цилиндр впрыскивается дизельное топливо, которое нагревается и самовоспламеняется;
  • впрыск топлива производится форсункой, размещаемой в камере сгорания или форкамере;
  • средний диаметр капель топлива составляет 10-15 мкм.

Преимущества дизельных топлив

Двигатели, работающие на дизельном топливе имеют в сравнении с карбюраторными следующие преимущества:

  • расход топлива ниже на 25÷30%, за счёт:
  • более высоких степеней сжатия (12÷20 против 4÷10)
  • более высокого коэффициента избытка воздуха (1,4÷1,5).
  • большая эксплуатационная надёжность;
  • более длительный срок эксплуатации;
  • лучшая приемистость, выражающаяся в следующем:
  • более лёгкий набор оборотов;
  • легче преодолеваются нагрузки.
  • меньшая взрыво- и пожароопасность;
  • меньшее отравляющее воздействие, из-за более медленного испарения.

Недостатки дизельных топлив:

  • более высокая в сравнении с бензином стоимость производства;
  • склонность к ухудшению прокачиваемости при пониженных температурах;
  • необходимость использования дополнительных процессов или добавления присадок для обеспечения прокачиваемости при низких температурах;
  • дизельные двигатели более сложные и габаритные;
  • меньшая мощность дизельных двигателей на единицу веса.

Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.