Первые попытки философски осмыслить проблему бытия можно обнаружить уже в древнеиндийской и древнекитайской философии, берущей свое начало в первой половине первого тысячелетия до нашей эры. В них содержатся идеи о целостной духовной субстанции, бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют такие естественные начала, как огонь, воздух, вода, земля, свет, пространство, время, дерево, металл. Истоками мироздания были озабочены и древнегреческие мыслители, которые также искали первопричину всего сущего в самой реальной действительности, определяя ее то как воду или воздух, землю или огонь, а то и вовсе как некое вечное неосязаемое начало, например число, «апейрон», «гомеомерии» и т.п. Первым же, кто выделил бытие как категорию и сделал ее предметом специального философского анализа, был Парменид (540—480 до н.э.), который выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. Истинное бытие, по его мнению, противостоит небытию; при этом «...бытие не возникло, и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и быть не может. Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно». Парменид «объединил в единое целое сущее, которое есть, и разум». Он полагал, что «мышление и бытие есть одно и то же». Учение Парменида получило широкую известность в эллинском мире и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философии. К его идеям обращался даже один из создателей квантовой механики Эрвин Шредингер (1887–1961), исследуя философские основания возможных путей развития физики. Принципиально иные взгляды на проблемы изменчивости мира, противоположные Пармениду, развивал другой известный древнегреческий философ Гераклит (544–483 до н. э.). Он рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении, отмечая в этой связи, что «одна и та же вещь существует и не существует». Основу мироздания, считал он, составляет космос, который «один и тот же для всех, [его] не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий». Значительно расширил понимание бытия один из самых ярких философов Античности Платон (427–347 до н. э.). Он указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» — «мир объективно существующих идей», противопоставляя его «чувственному бытию» — миру реальных вещей. При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, включив, таким образом, в содержание категории «бытие» практически все сущее. В дальнейшем в истории философии мы найдем множество различных подходов к пониманию бытия, но так или иначе все они выстраиваются вокруг чувственных и рациональных представлений о сущем. Так, в средневековой христианской философии выделяется «истинное бытие — «бытие Бога» и «неистинное», т. е. сотворенное Богом бытие. Другая крайность обнаруживается у философов-материалистов XVII–XVIII вв., которые нередко связывали понимание бытия с физической реальностью. Натуралистические взгляды этих философов были обусловлены бурным развитием механики и отражали их естественнонаучные представления о природе, которую они понимали как некий заведенный и самостоятельно действующий механизм, где человек оказывался лишь одним из винтиков. Отсюда проистекала и «натурализация» бытия, наиболее ярко проявившаяся в мировоззрении французских философов-материалистов (Гольбах, Гельвеций, Ламетри). Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии (XIX в.) привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив, например, такие философские категории, как субстанция (некая сущность, которая для своего существования ни в ком и ни в чем не нуждается), объективно развивающаяся идея (Гегель) и т.п. ХХ в. предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, и вовсе объявила проблему бытия в философии псевдопроблемой, полагая, что это дело частных наук, но не философии. Наконец в XXI в. философское содержание бытия дополнилось новыми темами, в частности, за счет появления новой междисциплинарной сферы научного знания — глобалистики (мировое человечество, глобальная экология, планетарное сознание), современной космологии («темная материя», «темная энергия», таинственный бозон Хиггса, именуемый «частицей Бога», суперструны и петли), квантовой информации и т.п
Дорогой читатель, Блонди очень старается, пожалуйста подпишись на канал!