На работе, дома, на улице, где в последнее время теперь приходится уворачиваться от особого вида чудаков, оседлавших средства индивидуальной мобильности, нас окружает неопределенность. Мозг наш ее крайне не любит, генерируя в ответ чувства беспокойства и тревоги.
Сами по себе эти чувства полезные, так как побуждают человека что-то делать, чтобы их убрать из своей жизни. Но если таких чувств становится слишком много, то здравствуй различные болезни: физические и психологические. Вы деморализованы, истощены и ничего не хотите. Сердечко может начать шалить. Проявляете агрессию, сначала по отношению к семье, потом ко всем окружающим. Возникают конфликты, которые ситуацию усугубляют. Ваш стиль общения теперь — это нетерпимость, упреки в адрес других или системы. Короче, вы сами не замечаете, как становитесь либералом.
Вместе с тем, при правильном подходе к проблеме, время, которое человек тратит на беспокойство можно сократить. Об этом, например, рассказывает руководство «Как справиться с тревогой в условиях глобальной неопределенности», которое было разработано в «благостные», как мы сейчас понимаем, времена коронавируса.
В преддверии первого сентября тема мне показалась особенно актуальной.
Немного теории или про то, что мы все умрем
Иногда сталкиваешься с человеком, начинаешь разговаривать, например, по работе, а он по итогу всю беседу начинает сводить к каким-то иным темам: политике, нехорошим людях, извержению вулкана Эйяфьядлайёкюдль. Это было бы нормально, если бы в рамках светской беседы, но собеседник при этом напрягается. «Теперь мы все умрем», — читается у него на лице.
— Юрий Михайлович, по проекту такому-то нужно привлечь Стаса, чтобы он сделал схему автоматизации сейчас…
— Да, да… а ты слышал, что эти удумали? Вот зачем это надо было? Это же теперь экономика сожмется, инвестиций не будет, мы все умрем.
Дело в том, что мы умеем думать о будущем. Не абстрактно, а исходя из того, как оно будет препятствовать нам достигать наши цели. В рамках этого мышления мы способны предсказывать проблемы и можем запланировать пути их решения. То есть по умолчанию рассматривается наихудший сценарий развития событий.
Будь вы самым талантливым человеком, крутым специалистом, но для вас всегда будут проблемы, с которыми вы не сможете справиться. Это могут быть элементы случайности или субъективное отношение других людей. И от этого растет чувство беспокойства.
В своей деятельности мне приходится решать огромное количество проблем ежедневно и по опыту скажу, что большинство из них могут быть решены. Да, часто за деньги. Но не те, которые связаны с другими людьми. Тут есть только способы, которые повышают вероятность благополучного исхода, но по итогу ничего не гарантируют.
Был у нас проект, который мы начинали с одной командой у заказчика. Все было понятно, все друг другу доверяли, работали на результат. Задачи были амбициозными, одна из них второстепенная — негарантированная. То есть мы прикладывали усилия, делали все, чтобы ее достичь, но если не получалось — то и ладно. И тут всю старую команду уволили. И руководитель новой уперся — делайте что хотите, но обеспечьте. А вот никак, когда разобрали оборудование, выяснилось, что технической и физической возможности нет. Пытались с ним договориться, объясняли, предлагали какие-то варианты. Ни в какую. По итогу суд, несколько лет неопределенности: экспертизы, апелляции, но все-таки благоприятный результат. Нервов было сожжено…
Неоднозначность, отсутствие опыта действий в новой ситуации, а также непредсказуемость — это те факторы, которые способствуют беспокойству.
Но беспокоится можно о реальных проблемах или же гипотетических.
Реальная проблема — это приближающаяся плановая проверка объекта пожарной инспекцией или неработающий станок на производстве. Эту проблему можно «пощупать», а значит что-то с ней сделать. Заранее связаться с инспекцией и уточнить требования, обратиться к тем, кто недавно прошел проверку или даже найти людей, которые могут взять взаимодействие с пожарниками на себя. Станок можно починить или, в крайней случаи, купить новый. Конечно, цепочка проблем может быть длиннее, каждая часто вызывает сразу несколько. Но все равно, что-то можно сделать или запланировать. Беспокоиться о реальной проблеме это нормально. Это то самое беспокойство, которое стимулирует вас решать проблемы.
Гипотетическая проблема — это страх наихудшего сценария для того, что сейчас нет, но могло бы произойти в будущем. Я не пройду пожарную инспекцию, меня уволят, мне нечем будет кормить семью, мы все умрем. Из-за сломанного станка, мы не справимся с планом, весь цех останется без премии, я не могу купить подарок жене на день рождения, мы разведемся. Это ненормальное беспокойство. Вы зацикливаетесь на том, чего не произошло, а так как этого не произошло, то можете думать об этом сколько угодно, пока текущее беспокойство не вытиснится более серьезным или ситуация не разрешится сама.
Что можно сделать, как сократить беспокойство
Лично я для себя определил, что беспокоится о гипотетических проблемах, как минимум глупо. Если негативный сценарий все-таки произойдет, то ему будут сопутствовать какие-то новые вводные, которые так или иначе помогут выбраться из ситуации. Это если плохое вообще случится, вероятность такого часто кажется завышенной. Поэтому важно проанализировать, что именно вызывает беспокойство. Конечно, сказать проще, чем сделать.
Вот идет проект, так получается, что в нем задействован сотрудник, поведение которого становится хуже и хуже. Бывают такие люди, которым кто-то сказал, что если они становятся монополистами в каком-то деле, то могут ставить условия. У руководителя проекта паника, ключевая фигура может уйти, все пропало. Ну сели мы вместе, вывалил он все свои тревоги. Это как правило, очень долгий и нудный процесс. Тут главное сдержанно и внимательно слушать, хотя это не легко. Так как попутно вываливаются вообще все проблемы, которые сейчас у нас есть. «Я понимаю ваши опасения, Виктор Иванович, но скажите, Семен в настоящий момент уволился?» — спрашиваю. «Нет, но он грозился! У меня же тогда все накроется…». «Стоп, — начинаю сеанс психотерапии, — пока этого не случилось и не факт, что произойдет. В любом случае, крепостное право у нас отменено, захочет уволиться — уволится, на это мы повлиять не можем». Путем диалога мы приходим к тому, что это хоть и неприятно, но не страшно: помимо необходимости разговора с самим Семеном, надо часть его функций уже сейчас передать другим людям, а к нему приставить помощника из ранних, но очень перспективных. Семен, кстати, так нас и не покинул тогда, проработал несколько лет.
В рассматриваемом руководстве для анализа ситуации рекомендуется использовать «дерево принятия решений о беспокойстве», которое представляет собой алгоритм с вопросами, последовательно отвечая на которые, можно понять, что вы должны сделать прямо сейчас. Отвечать лучше письменно. Вообще записывать события и мысли по своей жизни очень полезно. Это все структурируется, а также позволяет подняться над ситуацией. Мы читаем же книги, там есть герои. Идиоты — говорим мы, когда те делают ошибки. А тут герой всеми родинками похож на вас, но не совсем вы. Можно объективно о нем подумать. Наверное, это так работает. Поэтому уже много лет я веду дневник, хотя раньше даже мысль об этом меня отвращала, да записываю разные интересные факты в виде заметок. Очень помогает.
Главный фактор, для беспрестанного анализа, это хотя бы на некоторое время отвлечься от эмоций. Эмоции, тысячу раз убеждался, всегда способствуют принятию худшего решения. Много раз обожжешься и начнешь понимать мудрость «утро вечера мудренее».
Рекомендуют откладывать беспокойство, типа, «давайте я подумаю об этом не сейчас». Крамольно предлагают выделять для беспокойства минут тридцать в конце дня. Ну насчет в конце прямо не знаю — можно так набеспокоиться, что потом уснуть будет сложно.
Великолепно помогает сформированный распорядок дня. Если удастся поддерживать режим, то управлять собой станет значительно легче.
Есть более специфические навыки, которые могут быть полезны. Различные техники дыхания, медитации. Для большинства наших соотечественников предложение освоить что-то из них вызовет вполне закономерное «чё?». Хотя такая практика, я знаю, развита в спорте. Ты попробуй выступать, если не справишься с волнением. Ну а чем вы хуже?
Мне вспомнился один персонаж из службы Заказчика, который как-то принимал у нас работы. За всю жизнь такой человек мне больше ни разу не встречался. Его лицо при разговоре не выражало никаких эмоций. И это оказалось страшно. Он всегда был спокоен, выдержан, говорил размеренно: не тихо и не громко. Безэмоционально. Это не походило на спокойное добродушие, скорее на нечто синтезированное. Не важно, чего именно касался разговор: любимого увлечения, рабочих моментов, обстановки в мире. Было совершенно не ясно, чего от него ждать, куда пойдет разговор дальше.
— Мы все работы сделали, вот акты, подпишите, — довольно подходит к нему прораб.
— И в тринадцатом цеху все сделали?
— Конечно, и в РП-14 тоже!
— Очень хорошо. Не подпишу — таким же монотонным голосом сообщает персонаж: вы забыли про заземление, — и молча, с каменным лицом, выслушивает пятнадцать минут отборных контраргументов.
Нет, возможно за маской скрывался хаос чувств и переживаний, как любят писать в героических романах. Но мне почему-то кажется, что нет. Он просто сделал для себя какие-то выводы при взаимодействии с этим миром, обрел ряд тайных техник и возможно даже достиг личного Дзена.
Кстати, про Дзен. Меньше беспокойства испытывает тот, кто в любом случае научился поддерживать жизненный баланс. Это про то, что организовывать свое ежедневное бытие следует так, чтобы туда обязательно входили дела:
— которые приносят лично вам удовольствие,
— показывают какое-то достижение или дают ощущение достижения,
— включают контакт с близкими людьми.
Если все это в наличии, то никакое беспокойство не сможет полностью заполнить ваше сознание.
Как-то так.
Само руководство небольшое, всего 15 страниц, иллюстрированное, наполнено советами и рекомендациями. К ознакомлению рекомендуется. Скачать можно по ссылке.
А вот чего однозначно не следует делать, так это искать отдохновение в горячительных и иных препаратах, запрещенных на территории страны. Да, вероятно, на некоторое время беспокойство вас покинет, но потом вернется с удвоенной силой. К тому же проблем станет у значительно больше, причем не гипотетических, а реальных.
Источники, дополнительная информация:
1. Guide (русский): Как справится с беспокойством и тревогой в условиях глобальной неопределенности / В переводе Людмилы Григорьевой/ https://www.psychologytools.com
Уважаемые коллеги, желаю хорошего дня. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность обсудить со мной вашу задачу в комментариях. Буду рад лайку, альтернативному мнению или истории по теме статьи.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №1: Оценки, суждения и предложения по рассматриваемым вопросам являются личным мнением автора.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №2: Техническая и даже психологическая информация, представленная на сайте, не является официальной и предоставлена только в целях ознакомления. Владелец сайта не несет никакой ответственности за риски, связанные с использованием информации, полученной из данного источника.
Все изображения, если не указано иное, либо выполнены автором, либо взяты из открытых источников.