Продолжаю рассказ про Бэтмобили.
В 1989 году, спустя после 20-летнего перерыва, на экраны вышел первый фильм тетралогии Тима Бертона - "Бэтман". Главную роль исполнил Майкл Китон. В 1992 году вышел сиквел "Бэтман возвращается" того же режиссера и с тем же исполнителем Бэтмана.
Эти два фильма объединяет то, что в качестве Бэтмобиля был использован один и тот же автомобиль.
Концепцию облика нового Бэтмобиля разработал Джулиан Колдоу, для фильма были построены две машины. Одна - для съемок крупных планов, вторая - для трюков.
Воплощение в металле проект получил благодаря Джону Эвансу, который за 14 недель создал оба Бэтмобиля.
Теперь автомобиль не был основан на каком-то реальном образце, за основу было использовано шасси Chevrolet Impala, у которого удлинили колесную базу - для первого авто, и шасси Oldsmobile Delta 88 Royale - для второго.
Форма кузова была вырезана из пенопласта Китом Шортом и Эдди Батлером. Окончательная формовка кузова из стеклопластика была осуществлена компанией Джона и Джека Ловеллов под названием Protocol Mouldings.
Для создания Бэтмобиля использовали практически все, что могли найти, буквально выражаясь - со свалки. Это и детали самолетов, и оптика - задняя от Ferrari, передняя - от Honda Civic, перевернутая вверх ногами. Люк бензобака был использован от лондонского автобуса.
Первый автомобиль был укомплектован двигателем Chevy V8, по воспоминаниям самих участников проекта, на треке машину удалось разогнать до 90 миль в час (145 км/ч), прежде чем его начало опасно трясти.
Для второго фильма тетралогии - "Бэтман возвращается", обе машины были укорочены на 4 дюйма для удобства транспортировки.
Бэтмобиль 1989 года снова сильно отличался от того, что изображали в комиксах. Никакой маски летучей мыши в передней части - там располагался воздухозаборник реактивной турбины, задняя часть - тяжелой округлой формы, отсылающая к автомобилям 1930-х годов, и относительно короткие плавники - крылья летучей мыши над задними колесными арками.
Из гаджетов стоит упомянуть бронекокон, систему самодиагностики, система распознавания голосовых команд, бомбы, пара пулеметов, линеметы с абордажными крюками для быстрого поворота, центральная нога-домкрат для разворота на 180 градусов, разбрызгиватель масла, дымовая завеса.
Отдельно - возможность сброса боковых гондол и изменяемая ширина колесной базы - для проезда по узким местам. Понятно, что в этом случае часть Бэтмобиля не подлежала восстановлению.
Образ Бэтмобиля 1989 года впоследствии был использован в нескольких комиксах, кроме того его влияние бесспорно на образ Бэтмобиля для мультсериала "Бэтман" 1992 года.
В 1995 году вышел третий фильм тетралогии Бертона - "Бэтман навсегда". Теперь сам Бертон занял кресло продюсера, а режиссером выступил Джоэл Шумахер. Роль Бэтмана исполнил Вэл Килмер.
Новый Бэтмобиль был разработан художником Барбарой Линг. И этот Бэтмобиль был более приближен к образу Бэтмобиля из комиксов. Чтобы подчеркнуть замысловатые линии автомобиля, панели двигателя, колеса и ходовая часть были освещены непрямым светом, так что казалось, что они светятся синим цветом. На крыше разместился плавник в виде крыла летучей мыши - несомненная отсылка к транспортному средству Бэтмана из комиксов. Еще одна уникальная конструктивная особенность - логотипы летучих мышей, остающиеся в вертикальном положении, когда колеса вращаются.
В двухместной кабине размещен монитор заднего вида, дисплей диагностики системы и специальная приборная панель. Из других гаджетов - возможность поворота всех колес на 90 градусов для быстрого движения вбок, линеметы с абордажными крюками, которые, в сочетании с возможностью подъема передней части автомобиля при помощи реактивной струи, обеспечивают движение по вертикальным плоскостям.
Пожалуй, у этого Бэтмобиля был самый непродолжительный срок экранной жизни - он был уничтожен в средине фильма.
Заключительный фильм тетралогии - "Бэтман и Робин" вышел в 1997 году, здесь роль Бэтмана исполнил Джордж Клуни.
Художником-постановщиком, как и в предыдущем фильме, был Барбара Линг.
Он чувствовал, что предыдущая машина не имела того присутствия на экране, которого добивался создатель, и в фильме она должна была выглядеть больше, чем в жизни. По словам Линга, вдохновением для создания нового Бэтмобиля послужили старые гоночные родстеры, такие как Jaguar D Type и Delahaye 165.
Новый Бэтмобиль имел длину около 30 футов, т.е. более 9 метров, и был один из самых длинных Бэтмобилей за всю историю автомобиля, несмотря на то, что являлся. Кроме того автомобиль прошел дорожные испытания со скоростью 140 миль в час (225 км/ч).
Этот Бэтмобиль имел светящиеся колеса и панели двигателя, а также специальные пульсирующие огни во впускном коллекторе турбины, вращающемся в противоположных направлениях. Вместо одного реактивного выхлопа этот Бэтмобиль имел заднюю часть «лодочного хвоста», окруженную отдельными крыльями, каждое из которых имело три выхлопных сопла меньшего размера. Форсунки немного отклонены от центральной линии автомобиля, поэтому в конечном итоге шесть выхлопных труб образовали V-образную форму, чтобы машина была направлена прямо вперед.
В носовую часть автомобиля, как и в комиксах, была встроена маска летучей мыши, хотя скульптурные линии делали ее трудноразличимой.
Этот Бэтмобиль был полностью построен с нуля, к сожалению, неизвестно, даже какой был установлен двигатель.
Говоря о фильме "Бэтман и Робин" стоит упомянуть еще несколько транспортных средств.
В первую очередь - грузовик Фриза, роль которого исполнил А. Шварценеггер.
К сожалению, информации о нем очень мало. Известно только, что по первоначальному замыслу он назывался "Буровой установкой" и должен был перемещаться под землей - от этой идеи отказались из-за бюджетных ограничений.
Сам автомобиль построен Джеем Бреттом, под руководством художника Жака Рея.
В фильме "Бэтман и Робин" присутствуют так же несколько мотоциклов, явно не серийного производства, однако про них практически ничего неизвестно.
Единственная деталь - в титрах после фильма выражена благодарность фирме Honda, кто, как бы, намекает.
Следующий Бэтмобиль появится в 2005 году, но об этом - уже в следующей серии.