В этом месяце пришлось разобрать очередную ситуацию про «злую бывшую», которую мне подкинул один хороший знакомый. Нет, ситуация не у него, а у какого-то его дружбана. Изначально фабула звучала так, что есть в целом хороший отец, платит алименты, интересуется ребенком, но вот злобная бывшая жена категорически противодействует его общению.
Отнесся скептически. Слишком банально. Как "рыба третьей свежести". Как оговаривалось в классике: "Осетрина бывает одной свежести, все остальное - тухлятина".
Товарищ был настойчив, уверял, что «это другое», обещался деньгами и жидкой валютой, и вообще «тебе это интересно будет».
Оставил за собой право посыла в лес в случаях, если «это другое» не оправдается и согласился.
Постоянный читатель помнит мою позицию: в 9 … ладно, пусть в 8 из 10 случаях все ограничения в общении с ребенком напрямую связаны с поведением отца. Увы и ах.
Как бы не рвали рубаху на груди те, кто «ну я ж алименты плачу» и «у меня права» - нормальная мать в здравом рассудке не будет мешать ребенку общаться с отцом, если такое общение не приносит вреда ребенку и не вносит значительный дискомфорт в воспитательный процесс и повседневную жизнь.
И самое главное - договор с бывшей женой. Без этого никак!
- Че?! Комфорт?! Этой?! – возмутятся отдельные представители тех «8 из 10».
Да, господа. Комфорт. Если реализация ваших прав, в отрыве от игнорирования обязанностей, создает дискомфорт повседневному воспитательному процессу, за который на 99% отвечает мать – ни я, ни любой вменяемый юрист или сотрудник опеки никогда не встанет на вашу сторону. Мы все понимаем.
Из опеки, кстати, тоже читатель свое видение присылал. Было бы смешно, если бы не так...
Но ладно, возвращаемся к истории.
Ну я был… этого… того…
Очень неохота формировать повествование в диалогах, поэтому буду чередовать некоторые комментарии с повествованием от третьего лица.
В назначенное время знакомый (будем звать Владимир) прибыл со своей печалью. Печаль будет зваться Олегом. На сегодняшний день ему 37 лет.
Фабула следующая.
В 2016 году Олег разводится со своей женой Татьяной. В браке были 5 лет, сыну на момент развода полтора года. Причина развода: устал он, морально и физически. Жена не уделяла внимания после родов, пилила мозг, ругалась, бла-бла-бла.
Ну, короче, классика. Тупо съехал, «дал ей время подумать», надеялся сохранить семью, а она на развод подала.
- А ты уделял внимание? С ребенком помогал? Она хоть из дома раз за это время выходила, чтобы ты с ребенком остался? – интересуюсь.
- Я работал! – с какой-то обидкой восклицает Олег.
Вот уже на этом моменте надо было показать пальцем на дверь и не тратить время. Но «тыжюрист» и «яжобещал»…
Работал Олег обычным продажником в какой-то конторе, торгующей сантехникой и прочим околоводопроводным барахлом. Эх, на минуту привиделось, что там вахтовик-полярник, как минимум, приезжавший на 10 дней раз в 3 месяца.
Олег родом из нашего городка, с Татьяной познакомился на учебе в областном центре еще в студенчестве. Там и остались.
После развода Олег пару месяцев потерся в областном центре, да и отбыл обратно в родные края.
- Квартира жены была? – мимоходом интересуюсь я. – Съем дороговат оказался?
Владимир делает страшное лицо, потрясая рукой в жесте «Ну нафига?!»
- Да…Да, а что? Бабушкина у нее квартира была, там и жили, - рассеяно кивает Олег.
- Слушай, я понимаю, к чему ты клонишь, но там дальш… - вмешивается Владимир, но прикладываю сразу два пальца к губам.
- Т-с-с! Не сбивай!
Как следовало из рассказал далее, Олег вернулся в наш город, поселился в родительском доме. Отец умер несколько лет назад, а мать жила в квартире. Где-то работал, что-то делал. В основном неофициально. Потом занялся отделкой и извозом.
Ребенку «помогал эпизодически».
- Стоп-стоп, давай поподробнее, насколько эпизодически? Суммы? Периодичность? Она подавала на алименты?
Эпизодичность была 1000-2000 рублей пару раз в месяц. И так весь первый год, потом Марина все же подала на алименты в 25%. Олег поймал приличный долг почти в 60к за 3 месяца, рассчитанный по средней ЗП по региону, закрыл его только после ареста автомобиля (!) и далее устроился куда-то к ИП на МРОТ.
Ну и начал платить «законные» 2000 ежемесячно. И сверху тысячей-другой помогать. И так до 2021 года, пока не устроился в строительную фирму, что-то тут у нас строившую и потом (в 2022 году) не вернулся в областной центр.
За период с 2016 по 2022 год Олег встречался с ребенком «то ли 3, то ли 4 раза». С его слов. И то встречи были во дворе в духе «Вот ребенок. Ребенок – это папа. Видишь, боится. Пока».
- Ну а что я должен делать? Там рядом жить? Как? – оправдывался Олег, видимо понимая суть моих вопросов. Хотя я пока еще слова против не сказал, но взгляд, видимо, говорил больше.
В середине 2022 года Олег перевелся в своей конторе на склад заведующим, снял квартиру в областном центре поближе к работе. Правда на другом его конце и до места жительства бывшей жены ехать было минимум час. Алименты платит 5-6 тысяч рублей с официальной зарплаты. Реально получает раза в 2 больше, но «это ж не написано, если нормально попросят я помогу».
«Нормально» его не просили ни разу, а сам он не навязывается.
- У нее нормальные доходы, магазинчик цветочный, квартиру еще одну сдает сейчас, чем я помогу? – комментирует Олег. – Да и как она мои права соблюдает так и я…
- «Так и ты»… - что? Так и ты детей кормить будешь? – расплываюсь в улыбке сытого аллигатора. – Извини, но уже даже на фоне услышанного, приди ко мне твоя БЖ и имея она руках судебное решение о порядке общения, я безоговорочно встану на ее сторону и помогу законно скорректировать поведение в ЕЕ интересах, как отвечающего за ребенка родителя в первую очередь.
- Ну е-мое, *имя!*. Да ты дослушай! – взвивается Вова. – Там дальше еще круче!
- Да что круче, блин? Дай угадаю: добросовестный *делаю пальцами козу✌* отец внезапно появляется с желанием пообщаться с сыном немедленно или через пару часов, требуя от матери обеспечить готовность, заявляется. Ну или хочет заявиться, а его вежливо или не очень посылают.
Переглядываются. Растерянно.
- Ага, в точку попал, да. Ну и чем вы меня хотите удивить? «Этодругин» в таблетках или в каплях остался?
Олег сбивчиво рассказывает.
Мол, пару раз все-таки виделся опять где-то во дворе с ребенком. Он к нему даже не подходит, отвечает будто чужому, он приглашал с ним в кафе сходить или в парк, так он просто машет головой и убегает. Мама ничего не делает и не хочет, разводит руками, мол, сам виноват.
🎪Вот это в корне меняет дело!
/сарказм/
Ну явно же 100% бывшая настроила! Не хвалила папку, не рассказывала, как он строит космические корабли на темной стороне Марса, потому и не пропал из их жизни. А когда вернулся – не сочинила легенду о героическом страдателе и не заставила ребенка проводить с ним время.
/сарказм окончен/
Сидит. Молчит. Вова тоже брови хмурит.
- Там еще было… она типа согласилась, забирай ребенка на пару часов, все она с ним решила. Сходи куда-нибудь. Я попросил, чтобы привезла. Я курьера ждал у себя, мне надо было непоаделку быть. А забрать не могу у меня даже кресла нет, или че там надо сейчас, я ж не повезу его без кресла через весь город! И послала меня, сказала больше не писать и не звонить.
Какая прелесть.
- А что же ты, герой-отец, даже бустер элементарный не купил? Чтобы ребенка куда-то возить?
- Так мне его не давали еще ни разу!
Ох, как хочется бомбануть. Вдох. Выдох.
- Вот такой вопрос… Ты, когда возник после своего возвращения в *областной центр,* хоть извинился по-человечески? Приехал домой, с цветами или коробкой конфет хотя бы бывшей жене, игрушкой ребенку, мол, простите, по глупости терял время, скрывался, хочу исправиться, «яжотец», давай решим по порядку общения? Может помочь чем надо критично, даже не деньгами, а физически?
Молчит. Глупость спросил я. Ох и глупость! Как мог-то вообще такую крамолу подумать?!
- Или, предположу, ты просто позвонил, «Привет, эт я. Буду через час, хочу с ребенком увидеться», тебе ожидаемо возразили, а ты начал возмущаться? Размахивать правами, потрепанным Семейным кодексом, и «яжплачу алименты»?
- Ты не прав. Права у него действительно есть! И она их нарушает, мало ли что там было, человеком надо быть! - снова Вова влезает. Как я не люблю таких вот «сопровожданцев», чесслово. Приводят как малых детей и еще пытаются «адвокатить».
- Давай объясню на популярном примере, который часто мужики используют, только обратно. Вот есть у тебя машина. Она, типа, общая с бывшей женой. Ты ее всю перебрал, в порядок привел, собственными руками покрасил, примочки сутками паял/ставил/крутил, содержишь в порядке. И вот бывшая жена по законному праву ее берет раз в месяц прокатнуться. При этом тебе выносит голову, чтобы ты все заправил, подготовил, пригнал на другой конец города. Машину берет на час, царапает бампер, заливает салон, спускает весь бенз и с пустым баком бросают хрен знает где. Что ты сделаешь в следующий раз?
Юмор в том, что пару лет назад у Вовы действительно была какая-то полуспортивная блоха, которую ему его жена (даже еще не бывшая!) прилично разбила до состояния «проще на металл сдать».
Примечание: пример этот кто-то в комментах писал, авторство не присваиваю.
- Вот что бы ты сделал? – смотрю ехидно на Вову.
- Я… да блин… это же не совсем то. Договорился бы! – мямлит он.
- Ага, в табло бы ты прописал. Договорщик… - хмыкаю я.
- Ну формально он прав! Закон есть закон! Что теперь делать? – вопрошает Вова.
- Формально по закону родители на равных детей содержат, обязанности остальные несут. Он их нес? Или ребенок на 4000 р. жил все это время в месяц, из которых 2000 – Олега, а остальное БЖ? Вряд-ли, сам же тут в завидках рассыпался, что у бывшей в избытке всего. А вот по закону он обязан пополам. И что? Когда он свою «половину» вернет, вот тогда и пусть своими правами машет. Только договариваться с женой. И не с позиции «У меня права, а ну быстра-а-а! А вежливо, ласково, признав, что де факт и де юро был… ну чудак короче».
Олег хлопает глазами.
- Эт че, мне ее еще упрашивать нужно?
- Не, можешь требовать продолжать. Тут все зависит от целей. Если тебе реально ребенок нужен, то будешь просить. И извинишься. И помогать нормально будешь. А если *цензура* потрясти своими, то можешь и дальше требовать. Ну и 40-50к на юристов готовь, тебя они разведут на порядок общения и прочие грозные, но совершенно бесполезные вещи.
Переглядываются. Хлопают глазами. На том и завершили.
На выходе услышал бубнеж Вовы "сходим еще... поговорим...". Пойдут "любить ушами", видимо.
Был как-то еще более фееричный персонаж. Тоже «решал проблемы» несколько лет, но нашел новые - его вторая бывшая жена вообще красиво имущества лишила.
Новоприбывшие могут ознакомиться.
В заключение
Предупреждая «ИкспЕрдов», которые полезут оценивать «профессионализм» и начнут нудеть, что «не вправе читать нотации, надо взять и помочь!».
Дорогие мои и наивные! Я понимаю, если включить «клиент всегда прав», можно тут развести деятельности на пару лет. Установить порядок общения с ребенком. Бывшая, если захочет, будет легко этот порядок саботировать, в том числе сам ребенок будет агрессивно отказываться.
А дальше приставы, штрафы, разборки. Ух, какой простор для дойки!
Но ради чего? Ради «формального» соблюдения «формального» права отца, который забил один орган на все свои обязанности и в целом судьбу ребенка?
Это не ко мне. Я таким не занимаюсь.
Есть масса любителей «не мамонтов», тех самых, которые не вымирают, они охотно обуют его на нужную сумму.
Как говорит один адвокат: «Не хочет кормить своих детей – будет кормить еще и моих». В своих кормлю и без этих не_мамонтов, поэтому к запаху денег достаточно критичен.
Вот такое се-ля-ви.
Статистика про 8-9 из 10 непреклонна. Но вскоре я расскажу про очень положительного персонажа, который 1-2 из 10. Правда от него пригорит еще больше у некоторых.