Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Эти станции открыты в период с 1935 года по середину 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.
Эта станция была открыта 1 мая 1958 года, названа в честь столицы одной из бывших союзных республик, которая сегодня является независимым государством. Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения (45,9).
Наземный павильон
После выхода постановления Об устранении излишеств в проектировании и строительстве в ноябре 1955 года на смену роскоши, величественности и монументальности пришла простота, функциональность и экономичность. Архитекторы "Мосметростроя" С. М. Кра́вец, Г. Е. Голубев, Ю. А. Колесникова разработали типовой наземный павильон в виде ротонды для нескольких станций метро, открытых в одно время.
Изменения вокруг станции метро
При открытии станции к центральному залу вели три эскалатора. После реконструкции 2020-2022 годов сделали четыре, уменьшив расстояние между эскалаторами. Светильники по внешнему виду оставили исторические:
Центральный и боковые залы
В 1956 году в союзной республике был объявлен конкурс проектов станции. Победил проект архитекторов Вайделотиса Апситиса и Артура Рейнфельдса. Первоначальный проект предусматривал мозаичное панно на торцевой стене, барельефы над пилонами, на фризе – национальный орнамент, кованные светильники:
Однако пришлось немного упростить: торцевая стена осталась без панно, вентиляционные решетки подняли выше, барельефы превратились в рельефы в центре пилонов, а фриз убрали совсем.
В начале 2000-х годов в глухом торце центрального зала установили плакат «Города мира в Московском метро», на котором собраны фотографии городов мира и станций, названных в их честь. В ходе реконструкции 2020-2022 годов плакат был демонтирован и сделан переход на одноименную станцию БКЛ.
По словам автора проекта В. Апситиса, в отделке станции применена характерная для города, именем которого названа станция, цветовая палитра: зелёный тон, созвучный нарядности городских парков, тёмно-бордовый – как отражение кирпичной архитектуры и черепичных крыш города, и жёлтый – характерный для города летом, во время цветения лип.(Правда зеленого в отделке станции я не нашла).
Некоторые считали, что это – цвета янтаря, который является одним из символов города, да и страны тоже. А некоторым, наверное вечно голодным студентам, цвета станции напоминали яичницу с колбасой:
В отделке пилонов использовали керамические плиты больших размеров, с цилиндрическим профилем. Их изготавливали в городе, именем которого названа станция. Для сюжетов использована иллюстративная керамика в технике особо глубокой гравировки по эскизам художника Гирта Вилкса. Работами по декоративной керамике руководила главная художник фарфорового завода Зина Улсте. Монтаж плит делали специалисты все того же города.
В центральном зале всего по девять пилонов с каждой стороны. Сюжетов тоже девять. На них – достопримечательности города. Все сюжеты повторены дважды, по одному с каждой стороны. Фотографии фрагментов пилонов взяты у vladimirkrym.livejournal.com/14005563.html:
Отзвук национального орнамента включён также в вентиляционные решётки вверху пилонов:
И напоследок:
Легенда об изготовлении керамики для станции
Одному гончару все из того же города дали задание изготовить партию кафельной плитки, которая бы в точности имитировала янтарный цвет. Он все сделал, но во время перевозки и облицовки часть плитки разбилась, Архитекторы попросили мастера-гончара изготовить еще. Но он обиделся, что к его работе отнеслись так небрежно и отказался. Кроме того, он заявил, что повторить цвет в точности ему не удастся. Тогда к мастеру внедрили ученика – выведать секрет изготовления плитки. Сроки поджимали, и тогда "ученик" признался мастеру. Мастер все же изготовил плитку, но немного другого оттенка.
Если вы все же сегодня увидите плитку, которая отличается по цвету – это результат ремонта станции в 2020-2022 годах.
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Другие статьи про метро можно прочитать здесь.
До скорой встречи!
ИСТОЧНИКИ
Апситис В. Станция «Рижская» — история проектирования и строительства. Рига: «Латвияс архитектура», 2000 год, № 1 (27), с. 88-91