Соискателям, которые осознанно подходят к поиску нового места работы, важно изучить отзывы о работодателе. Это помогает понять, к чему готовиться после оформления трудовых отношений и каких подводных камней остерегаться.
По данным платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, сотрудники российских организаций более мотивированы, если:
- работодатель предлагает премии и бонусы;
- работодатель уважительно относится к сотрудникам;
- компания дает возможность развиваться — проходить обучение и курсы повышения квалификации;
- руководство дает интересные задачи и проекты.
И наоборот, низкая зарплата, неуважение руководства, отсутствие перспектив в карьере и токсичная атмосфера внутри коллектива снижают КПД. Соискатели не могут знать заранее об этих нюансах, поэтому обращаются к сайтам с отзывами о работодателях. Как их фильтровать и правильно анализировать? Мы собрали ряд рекомендаций.
Откуда столько негатива?
Человек, работавший в той или иной компании, может оставить о ней негативные отзывы по следующим причинам:
- Условия действительно не очень. Не все работодатели добросовестны (неразбериха с внутренними процессами, сотрудники перегружены и т. д.), поэтому часть претензий сотрудников может быть обоснована. Как правило, такие комментарии описывают конкретные минусы компании, называют проблемные отделы или руководителей, с которыми были сложности.
- «Обещали одно, а по факту все по-другому». Это случай, когда соискателю на этапе собеседования не сказали всей правды об условиях работы (серая заработная плата, ненормированный рабочий день). Когда такой сотрудник сталкивается с неприемлемой для него действительностью уже на рабочем месте, это вызывает всплеск негатива.
- «Мы друг другу не подходим». Такое тоже случается. Сотрудник может не сработаться с кем-то из коллег или с руководством, что оставит у него неприятный осадок. Возможно, он захочет этим поделиться в Сети. Особенно если у него нет понимания, что просто так сложились обстоятельства и в этом нет вины бывших коллег.
- Заказ конкурентов. Негативные отзывы о разных компаниях порой пишут не только настоящие сотрудники. Иногда их намеренно оставляют профессиональные копирайтеры, представляющие интересы конкурентов.
Как анализировать отзывы?
К информации в интернете стоит относиться с осторожностью. Если вы читаете отзывы о компании при трудоустройстве, не стоит верить всему написанному. Вот к каким сообщениям следует отнестись скептически:
- Анонимность. Если проанализировать отзывы работников в Сети, можно убедиться, что большинство из них — анонимные. Это может объясняться тем, что сотрудник опасается какого-то рода мести от бывшего руководителя. Но есть и ещё одно объяснение: когда за словами не стоит конкретное лицо, нет уверенности, что этот человек вообще существует и что он действительно работал в данной компании. Это может быть бот или отзыв, за который заплатили конкуренты.
- Чрезмерная эмоциональность. Если бывший сотрудник подробно описывает несправедливость или переходит на личности, но при этом не приводит конкретных фактов, вполне может оказаться, что он просто обижен или даже виноват в инциденте сам.
- «Под копирку». Бывают случаи, когда компании просят действующих сотрудников оставить положительный фидбэк. Часто такие сообщения очень похожи по интонации и идентичны по содержанию. К примеру: «Мне все понравилось, коллектив супер!» или «Замечательная компания, рад, что попал сюда!».
- Дата и время. Обратите внимание, как давно вышел отзыв. Бывает, что с момента негативного комментария прошло 3–5 лет, а это значит, что ситуация в компании могла измениться. Именно поэтому поток негативных отзывов прервался: хорошее, как правило, воспринимается как должное, и об этом не пишут в открытых источниках.
Кстати, должна насторожить и обратная ситуация: если на странице работодателя вы нашли слишком много положительных сообщений и восторженных слов и не увидели ни одного негативного.
Что отличает правдивый отзыв
Если отзыв содержит конкретные примеры, а пользователь упоминает, что в работе есть как позитивные, так и негативные моменты, к нему можно отнестись с доверием.
К чему следует присмотреться в отрицательном отзыве, так это к сухим фактам, например: «Три раза за период годового сотрудничества задержали зарплату на неделю», «Нет своевременного ремонта оборудования, что вызывает сложности в работе». Подобные моменты говорят о том, что отзыв, вероятнее всего, правдив, а его автор не просто выплескивает эмоции, а хочет помочь потенциальным сотрудникам.
Реальный позитивный отзыв будет содержать описание какой-то ситуации, которая была грамотно отработана. Например: «Меня вдохновляют коллеги, многие из них ранее работали в сложных проектах, где накопили серьезный опыт. Работая с ними, я понимаю, что и сам развиваюсь, становлюсь лучше, меняю свои представления о том, как нужно решать задачи».
Что еще кроме отзывов?
Чтобы не попасть в неблагополучную или некомфортную для себя компанию, вы можете исследовать и другую информацию, которая позволит вам оценить работодателя «на берегу».
Проверьте его в официальных источниках
Например, в налоговой. Вы можете запросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на сайте ФНС. В выписке будут указаны дата регистрации, данные о владельце компании и виды экономической деятельности, которыми может заниматься фирма или ИП. Делайте выводы на основе полученных данных. Если компания появилась две недели назад, занимается всем и сразу, это повод задуматься.
Изучите данные на площадках онлайн-рекрутинга
На многих крупных сайтах с вакансиями (Работа.ру, hh.ru и других) в разделе «Компании» соискатели могут найти всю открытую информацию о работодателях: дату регистрации, число сотрудников, статус организации, включение в реестры, наличие исполнительных производств, размер выручки и др. Отдельно отмечаются и негативные факторы, на которые стоит обратить внимание. Это помогает соискателям найти работу в надежных и проверенных организациях.
Поговорите с коллегами
Вы можете найти в соцсетях людей, которые работают/работали в интересующей вас компании, и попробовать задать им пару вопросов. Если человек пойдет с вами на контакт, то, возможно, сможет подсказать и наиболее результативный способ для отправки резюме.
Желаем удачи в поисках и на собеседовании. Кстати, о том, как представителям цифровых профессий подготовиться к встрече с HR-специалистом, мы писали в блоге на Хабре.
Подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии, мы будем рады дискуссии!