Мы с вами продолжаем исследовать виды вопросов в коучинге (О том, как различаются закрытые и открытые вопросы, смотрите статью «Волшебные вопросы в коучинге»).
Сегодня поговорим скорее не о формально-лингвистических различиях, а о смысловых. Для этого разберем три вида вопросов, разные по своим целям: вопросы-исследования, вопросы-уточнения и вопросы-сверки.
Группа вопросов, которая строится на тезисе о том, что «коуч проявляет любопытство, чтобы узнать больше о клиенте».
Многочисленные вопросы, позволяющие клиенту и коучу глубже исследовать тот кусок картины мира клиента, на котором сейчас выбирает остановиться сам клиент, являются вопросами-исследованиями.
Например:
- Чего ты хочешь?
- О чём это тебе говорит?
- Что ты здесь замечаешь?
- Что тебе открывается, когда ты говоришь об этом?
- Что ты об этом думаешь?
- Что ты чувствуешь, когда произносишь это?
- О чём это для тебя?
- Что ты делаешь, когда…?
- Кто и что тебя окружает?
- Во что ты веришь?
- Что важного для тебя в…?
- Что меняется в тебе?
- Какой ты, когда…?
- Ради чего бОльшего ты это делаешь?
О таких вопросах написаны тонны книг и статей, было также несколько попыток соединить ТОП-500 вопросов коучинга в одну книгу, но… дежурный подход к любого рода вопросам, а тем более – к исследовательским, не подходит.
В нашем подходе Академии мы опираемся на то, что каждый коуч учится ПРИНЦИПУ СОСТАВЛЕНИЯ ВОПРОСОВ под задачи клиента на каждой конкретной сессии, без заучивания готовых фраз, которые могут оказаться уместными в одной сессии и абсолютно бесполезными в другой.
Когда коуч обучен внимательно слушать и слышать клиента, задействовать в вопросах и слова клиента, и его стиль говорения, и нужную под задачу энергию подачи вопроса, тогда вопросы словно «оживают» и начинают работать на цели данного конкретного клиента в данной конкретной сессии. А коуч не пытается «натянуть сову на глобус» или клиента – на задуманный им вопрос.
Вопросы-исследования могут содержать: вопросы из Пирамиды логических уровней Р. Дилтса, вопросы из «Триады внимания», вопросы из различных технологий, взятые отдельно от технологии. Такие вопросы могут задаваться по ветке времени: в прошлое (в поиске ресурса, например, «что тебе помогало в прошлом обретать уверенность?»), в настоящее (например, «что прямо сейчас на сессии ты начинаешь понимать про свою уверенность?») или в будущее (например, «как если бы ты уже создал этот проект, и уже прошло несколько месяцев… что меняется для тебя в нём?»).
Источник: https://wacicf.ru/news/vidy-voprosov-v-kouchinge-issledovaniya-utochneniya-sverki/
Хочешь стать коучем? Ждем тебя на курсах обучения коучингу в нашей академии.
Интересные статьи о коучинге, менторстве и психологии: