Автор: М.В. Плеханова
При работе с детьми младшего школьного возраста мы можем столкнуться с кризисом семи лет. У некоторых детей он начинает проявлять себя уже с 6-6,5 лет, а странное и непонятное поведение ребенка вызывает недоумение у взрослого. Часто к тренерам подходят после занятий и мамы, которые говорят о том, что потеряли контроль над ребенком, не понимают, что делать, как повлиять на поведение.
1. Пауза. Возникновение паузы между обращением взрослого к ребенку и его ответной реакцией. Создается ощущение будто ребенок нас не слышит. Данная пауза необходима ребенку, чтобы он оценил и пересмотрел свои границы со взрослым, нормы и правила поведения. Ребенок проверяет взрослого, кто из вас главнее.
Решение: взрослому пересмотреть границы своих норм и ценностей.
2. Несогласие. У ребенка появляется потребность оспорить выполнение указания или просьбы взрослого. Ребенок задается вопросом «Зачем меня просят это сделать?» Он ждет аргументов от взрослого. Учится отстаивать свою позицию и свои желания.
Решение: обсудить с ребенком аргументы, объяснить для чего необходимо сделать именно так. Показать ребенку, что он уже способен это сделать.
3. «Я-взрослый». Ребенок начинает копировать поведение взрослого, который для него стал примером для подражания, значимым человеком. Ребенок считает, что он уже не маленький, для него очень важно быть взрослым в глазах окружающих.
Решение: школа и занятия в группах. Социальная среда, которая позволяет ребенку проявить свои способности, общаться и обучаться. Можно использовать специальные фразы и вопросы, которые наводят ребенка на серьезные размышления. Например: «Все взрослые делают именно так, ты хочешь быть взрослым?».
4. Хитрость. Для ребенка это скрытая форма нарушения сложившихся правил. Важно понимать, что это не вранье. Хитрость – важный навык для ребенка, чтобы понять значимость поступков. Ребенок проверяет взрослого, точно ли это важно и нужно.
Решение: убедить ребенка, доказать ему, что это важно. Не следует бояться или переживать из-за кризиса у ребенка. Кризис – это скачек на новый уровень, показатель того, что ребенок развивается.