Почему «старый» Зандфорт оказался неподходящим для гонок чемпионата мира Формулы-1, и как возникла идея поворотов с наклоном (бэнкингом) и какая ставка проиграла в итоге.
«Все началось с проблемы», — так руководитель трассы Ник Ауде Люттихейс описывает первые переговоры с Формулой-1 о возможном возвращении Зандфорта. И это история проблемы, необычной идеи и того, как она была реализована. Или вкратце: как трасса в Зандфорте достигла своих наклонных поворотов.
В 2018 году подобное еще не было проблемой, но когда Зандфорт впервые снова вернулся к Ф1, Макс Ферстаппен уже выиграл несколько Гран-при и был на пути к тому, чтобы стать народным героем Нидерландов. Так почему бы не устроить домашнюю гонку для будущей суперзвезды?
В конце концов, то, на что способен «эффект Ферстаппена», уже было видно на трассах Ф1 за рубежом, а также на «Jumbo-Race-Dagen» в Зандфорте, когда тысячи местных фанатов наблюдали за тем, как Ферстаппен крутил демо-круги на болиде Формулы-1. Собственная гонка казалась следующим логическим шагом.
Почему Зандфорт изначально не получил контракт с Ф1
Ф1 увидела в этом очарование. «Они не хотели подписывать с нами контракт, потому что у нас не было длинной прямой и, следовательно, не было зоны DRS, которая благоприятствовала бы обгонам — как почти на всех недавно построенных трассах», — говорит Люттихейс.
Международная трасса в Бахрейне, как пример современной трассы Гран-при, имеет прямую старт-финиш длиной более километра. Зандфорт, с другой стороны, поднялся «всего» на 700 метров.
Так что же делать, чтобы соответствовать требованиям Ф1? «В то время самым простым было бы удлинить прямую», — считает Люттихейс. Но: в Зандфорте этого не произошло. Это связано с тем, что с одной стороны находятся песчаные дюны, которые стоит защищать, а с другой — город. «Мы не смогли удлинить прямую».
Поворот с зоной DRS?
Поэтому руководство Ф1 предложило активировать систему уменьшения лобового сопротивления (DRS) уже в повороте Arie Luvenoukbocht перед старт-финишной прямой. «Но с этим у нас возникла проблема, заключающаяся в том, что в повороте допустимые центробежные силы были бы превышены», — говорит Люттихейс. «Машины просто стали бы слишком быстрыми на выходе из поворота».
В итоге обсуждались другие подходы — 15 вариантов. «Например, одно из предложений заключалось в том, чтобы сделать поворот перед ним очень медленным, почти как изгиб на 90 градусов. Это позволило бы машинам очень медленно выходить из этого поворота, что, в свою очередь, могло бы позволить открытие крыла DRS на самом повороте», — объясняет Люттихейс.
Но в ходе расчетов выяснилось: основная проблема оставалась в любом случае. Центробежные силы на выходе из поворота оказались бы выше, чем позволяли спецификации машин Ф1. Зандфорт столкнулся с дилеммой.
Как добраться до крутого поворота в Зандфорте
«В какой-то момент, однако, я подумал про себя: почему бы нам не сделать это, как в Индианаполисе, и не построить поворот с наклоном», — говорит Люттихейс. «Потому что тогда часть сил будет направлена вниз».
Что вдохновило его на такой подход? «Я был в Монце раньше, в том числе на старой трассе. Но имел ли я это в виду? Я не знаю. Возможно, меня также вдохновила электрическая гоночная трасса, которая была у меня когда-то, когда я был маленьким мальчиком!»
В любом случае: руководитель трассы в Зандфорте сразу же подал эту идею руководству Ф1. «В тот же день я получил ответ. Тенор: «Да, это может быть решением!» Мы должны провести тесты на симуляторе. И именно тогда в игру вступили архитекторы и инженеры компании «Dromo».
Идея крутого поворота сразу бросается в глаза
Как Ярно Заффелли, основатель и исполнительный директор «Dromo», отреагировал, когда узнал об исключительном предложении сделать поворот с бэнкингом? «Я был в полном восторге», — говорит итальянец. И я подумал про себя: «Наконец-то появился кто-то, кто был полон страсти к этому, будь что будет. Потому что иногда нужно быть немного сумасшедшим «.
По его словам, техническая задача сразу же заинтриговала его: «Речь шла о виртуальном удлинении прямой, но без изменения схемы трассы. Итак, в принципе, нам нужно было разработать новый тип гоночной трассы, с совершенно другими показателями, с немного другим поворотом».
Люттихейс и Заффелли сразу оказались на одной волне. «Если вы положительно реагируете, когда сталкиваетесь с чем-то новым, значит, у вас уже есть хорошее отношение», — говорит Люттихейс. «Тогда вы знаете: эта компания думает так же, как и вы, а не в первую очередь о потенциальных проблемах. «Dromo» легко справился с этой задачей».
Откуда черпали вдохновение архитекторы трека
И Заффелли признает: «Построение поворота таким образом было для нас впервые. Мы уже разрабатывали аналогичные конструкции для испытательного полигона и для небольших проектов до этого, но каждый проект индивидуален. Это означает: каждый раз — это первый раз, и никакое решение не может быть применено один в один в другом месте. Каждый дизайн — это прототип».
Но это не значит, что «Dromo» не черпал вдохновения. «На первом этапе мы рассмотрели примеры: каждый поворот с наклоном в Европе, а также самые первые, как в Монце, Бруклендсе или Ситжесе-Террамар. Потому что вопрос в том, как сформировать вираж».
Поворот № 3 — настоящая достопримечательность Зандфорте
А для Зандфорта пришлось бы дважды попасть в ловушку разными способами: поворот должен был позволить использовать DRS, поворот Hugenholtzbocht (поворот 3) должен был стать захватывающим зрелищем — и дополнительным, исключительным местом для обгона.
Заффелли считает, что это уникальное решение для трасс Ф1. «Вот почему мы также называем Занфорт » гипертреком «, потому что пока нет ничего подобного». Заффелли продолжает: «Мы хотели иметь разные углы наклона на поворотах, и поэтому нам также приходилось обращать внимание на высоту трассы в повороте — до и после него. Все это нужно учитывать при строительстве».
Особенности строительства трассы у моря
«Самое интересное в наклонных поворотах заключается в следующем: проблема заключается не в том, чтобы делать виражи как таковые, а в том, как входить и выходить из таких поворотов. В прошлом это обычно было трудным для выполнения. Но именно там мои инженеры в Зандфорте создали шедевр».
Это связано не только с уникальным расположением трассы в дюнах Северного моря, но и с грунтом, на котором лежит проезжая часть: песком. И его грузоподъемность является фактором того, как он может быть построен. «Это отличается на море в зависимости от приливов и отливов», — говорит Заффелли. «И тогда вам все равно придется сливать дождевую воду».
И все это при условии, что вы не будете слишком сильно вмешиваться в ход трассы, как указывает Люттихейс: «Зандфорт — это трасса старой школы, и мы хотели сохранить этот образ. Это означало: каждое изменение должно было сделать трассу не более скучной, а более захватывающей».
Комиссия FIA сомневается в целесообразности
С этими требованиями «Dromo» погрузился в проект Ф1 в Зандфорте. С января по август 2019 года итальянская фирма провела несколько симуляций и провела подготовительную работу. «В этом была задействована вся моя команда», — говорит Заффелли. Но усилия его 15 сотрудников того стоили: FIA одобрила проекты для реализации.
Но сомнения, вполне возможно, существовали: «В соответствующей комиссии были скептики. Например, кто-то имел в виду, что вы не можете построить это таким образом», — говорит Заффелли.
Воспоминания об Индианаполисе в 2004 и 2005 годах
Люттихейс также столкнулся с сопротивлением: «Некоторые не доверяли данным. У других были опасения, потому что они знали, что произошло в подобных поворотах на Гран-при Индианаполиса».
Воспоминания об этих инцидентах были слишком свежи для некоторых наблюдателей: в 2004 году Ральф Шумахер пострадал после прокола шины и получил сотрясение мозга. В 2005 году команды, у которых «Michelin» был партнером по шинам, сразу же полностью отказались от участия в гонках, и на трассе было всего шесть машин с шинами «Bridgestone».
«Были оговорки», — говорит Люттихейс. И, таким образом, Зандфорт и «Dromo» должны были убедить сомневающихся в осуществимости своих идей, воплотив проект в жизнь.
В зимние месяцы «Dromo» объезжает трассу
Это произошло в конце 2019 — начале 2020 года: «С ноября по февраль на завершение строительства у нас ушло всего четыре месяца», — говорит Заффелли. «И вы можете себе представить, что означало это время года». А именно, однозначные значения температуры, двузначное количество дождливых дней в месяц, а также наименьшее количество солнечных часов в году.
Около 200 рабочих из «Dromo», Зандфорта и местного строительного подрядчика были задействованы на этапе строительства в течение четырех месяцев. «И благодаря нашей хорошей подготовке мы справились с этим за это время», — говорит Заффелли.
Насколько велики были изменения, видно на примере третьего поворта. «Именно здесь мы выбрали наклонный поворот, потому что за ним нам потребовалось больше места между первым и вторым поворотом», — объясняет Люттихуис.
Новая уникальная торговая точка для Зандфорта
Заффелли: «Мы немного увеличили угол второго поворота, немного снизили угол третьего поворота и снова немного увеличили угол четвертого поворота. Кроме того, мы сместили третий поворот в общей сложности на 16 метров, но это означало чистый прирост пространства всего на два метра из-за виража обслуживания, охранных структур и тому подобного. Но для этого у Зандфорта теперь есть уникальная торговая точка с этим поворотом «.
Это может подтвердить Люттихейс. Эти два поворота с самого начала принесли бы «много пользы» Зандфорту. «У нас было очень много участников даже в первой гонке после открытия. Спешка была огромной «.
Но не только у гонщиков крутые повороты вызывают большой интерес:»Туристы тоже приходят посмотреть на вираж. Во время трековых прогулок или туров вас всегда тянет туда. Это толпа, как днем, так и ночью. Большинство людей просто хотят иногда стоять на наклонных поворотах «.
Ожидания превышены, ставка проиграна
Руководители не ожидали такого энтузиазма. «Да, для нас наклонные повороты были необходимостью. И мы уже думали про себя, что это будет круто», — считает Люттихейс. Но, по его словам, ожидания были превзойдены во всех отношениях.
Только одна вещь «сработала не так, как планировалось», — со смехом признает Заффелли: «Я проиграл пари техническому специалисту Формулы-1».
Предмет пари: будет ли пройден третий поворот с обгоном. «Он имел в виду, что в этот момент никто не собирался обгонять, я возражал. И, конечно же, в первый год [2021] обгонов в третьем повороте не было «. Это сделало ставку проигранной для Заффелли.
Но по причинам: «Мы рассчитывали поворот на новые машины, а не на старые. А со второго года» — тогда в соответствии с новыми правилами Ф1 — «в третьем повороте там фактически был обогон. Но тогда это мне больше не помогло в пари …»
Почему DRS еще не был разрешен в 2021 году
Перенос новых технических правил Ф1 с 2021 на 2022 год также был одной из причин, по которой DRS не был разрешен в первый год в Зандфорте уже на старт-финишной прямой. Потому что планирование было фактически адаптировано к новому поколению машин, но, тем не менее, не было эксклюзивным для Ф1.
Последнее «совсем не подходит», — считает Заффелли. «В противном случае никакие другие машины не смогли бы там проехать». Поэтому переход с плоской гоночной трассы на крутые повороты был разработан таким образом, чтобы с ним могло справиться как можно больше четырехколесных машин. Только для мотоциклов конфигурация не подходит, потому что «наклонные повороты не для двухколесного транспорта», — говорит Заффелли.
Зандфорт как образец для дальнейших трасс Формулы-1
Но повороты с бэнкингом, вполне возможно, являются проблемой и для других гоночных трасс в Европе. Это то, что показал Зандфорт, и это то, что «Dromo» чувствует по спросу: «Сейчас мы получаем много звонков от людей, которые обратили на нас внимание», — говорит Заффелли. В настоящее время у него и его команды есть несколько трасс с наклонными поворотами, которые «находятся в стадии разработки».
В частности, о каких проектах идет речь, Заффелли не раскрывает. Только это: на запланированной трассе Ф1 в Мадриде также может быть включен наклонный поворот, «потому что там, как и в Зандфорте, превышены требования FIA по боковым силам», — объясняет он. «Поэтому мы пытаемся решить проход таким же образом, как и в Зандфорте».
Но Заффелли еще раз подчеркивает: копии один в один не будет. «Каждый случай уникален, и в любом случае факторы в каждом случае слишком разные».
Незначительные работы перед гонкой 2023 года
А в краткосрочной перспективе у «Dromo» все равно есть другие задачи, в том числе и в Зандфорте. Перед Гран-при Ф1 2023 года пришлось убрать некоторые неровности грунта и внести изменения в ограждения FIA. «Ничего особенного», — настаивает руководитель трассы Люттихейс. Но в среднесрочной перспективе в Зандфорте снова появятся экскаваторы: «После Гран-при мы расширим пит-лейн».
«Это сделано для того, чтобы дать отдельным машинам больше места на пит-стопах», — объясняет Заффелли. «В противном случае нам почти ничего не нужно было делать с момента реконструкции». И это говорит о дизайне трассы и наклонных поворотов первого «Hypertrack». Или, как выразился Люттихейс: «Наши повороты с бэнкингом — это что-то новое, и они очень хорошо зарекомендовали себя».