Найти в Дзене
Простая авиация

Катастрофа "Конкорда": как закончилась история "сверхзвука" в гражданской авиации.

Оглавление
Concorde. Источник: rtvi.com.
Concorde. Источник: rtvi.com.

Британо-французский Concorde был вторым (после Ту-144) в истории сверхзвуковым пассажирским самолётом. Свой первый полёт он совершил в 1969 году, а последний — в 2003. Сейчас, оценивая этот лайнер, можно отметить его крайнюю неэкономичность, проблемы в аэродинамике и негативное воздействие на экологию, однако, на момент выхода этого самолёта сам факт, что пассажирский лайнер удалось разогнать до сверхзвука, был удивителен.

Однако в один день репутация машины была испорчена. 25 июля 2000 года произошла первая и последняя катастрофа "Конкорда".

Самолёт

Тот самый "Конкорд" за 15 лет до описываемых событий. Источник: wikipedia.org.
Тот самый "Конкорд" за 15 лет до описываемых событий. Источник: wikipedia.org.

На день катастрофы 25-летний Aérospatiale-BAC Concorde 101, выполнявший рейс из Парижа в Нью-Йорк, уже успел налетать 11 989 часов, совершить 4873 взлёта и столько же посадок. В авиакомпании Air France лайнер летал уже 24 года. За 4 дня до катастрофы он прошёл плановый ремонт, в ходе которого никаких неполадок выявлено не было.

Экипаж

Рейс AFR4590 (Париж - Нью-Йорк) со 100 пассажирами на борту осуществлялся крайне опытным экипажем:

  • Командир воздушного судна — 53-летний Кристиан Марти. Налетал 13 477 часов, из которых 317 — на "Конкорде".
  • Второй пилот — 50-летний Жан Марко, 10 035 часов налёта, 2698 — на Concorde.
  • Бортинженер — 58-летний Жиль Жардино, 12 532 часа налёта, на Concorde — 937.
  • 6 бортпроводников: Югетт Ле Гуадек (36 лет), Патрик Шевалье (38 лет), Эрве Гарсия (32 года), Флоранс Фурнель (27 лет), Бригитте Крузе (49 лет), Анн Поршерон (36 лет).

Хронология событий

За 4 минуты до того, как рейс 4590 начал разбег по взлётно-посадочной полосе 26R аэропорта имени Шарля-де-Голля, с этой же полосы взлетел другой самолёт — McDonnell Douglas DC-10 авиакомпании Continental Airlines. При взлёте от него оторвалась титановая деталь из механизма реверса. Такое повреждение для DC-10 не несёт угрозы, и через несколько часов борт успешно приземлился в Ньюарке.

Диспетчер: AFR4590, полоса 26R, ветер ноль девяносто узлов, взлёт разрешён.
Второй пилот: 4590, взлетаем, полоса 26R.

"Конкорд" начал разгоняться по полосе, но на скорости 280 км/ч он наехал левой стойкой шасси на деталь DC-10. Покрышка на одном из колёс лопнула и несколько её фрагментов попали прямо в крыло самолёта. Один из них при попадании пробил обшивку лайнера, после чего возникла утечка топлива, ещё один перебил электропровод, вызвав короткое замыкание. Искры воспламенили авиатопливо, вызвав пожар. В кабине сработала сигнализация "Пожар 2-го двигателя". Экипаж на неё среагировал, выключив двигатель.

Диспетчер: Concorde ноль... 4590, у вас пламя... шлейф пламени позади вас!

Экипаж к тому моменту уже не мог прервать взлёт: это привело бы к выкатыванию самолёта за пределы полосы. И вот, спустя 53 секунды после начала разбега, горящий "Конкорд" отрывается от земли.

Горящий рейс 4590 отрывается от ВПП. Источник: wikipedia.org.
Горящий рейс 4590 отрывается от ВПП. Источник: wikipedia.org.

Командир судна планировал разогнать самолёт на трёх оставшихся в работе двигателях и приземлиться в парижском аэропорту Ле-Бурже, но через несколько секунд после отрыва от полосы из-за нехватки воздуха остановился и двигатель под номером 1.

Лайнер начал заваливаться влево и задрал нос. Управление "Конкордом" было потеряно и огромная машина рухнула прямо на здание отеля в 3 километрах от аэропорта. Самолёт пробыл в воздухе ровно минуту.

Погибло в результате аварии 113 человек — все 109 на борту и 4 человека на земле. Один человек на земле получил ранения.

Последствия

Новость о катастрофе Concorde почти моментально облетела всю Европу, вызвав падение акций авиакомпаний-эксплуатантов самолёта (Air France и British Airways).

По итогу расследования произошедшего подтвердилось, что покрышка действительно была повреждена из-за отломившейся от DC-10 детали: после катастрофы его осмотрели и не обнаружили роковую деталь. Также косвенной причиной катастрофы явилось то, что резина на шасси Concorde не менялась на протяжении последних 300 циклов "взлёт-посадка", из-за чего материал, вероятно, был изношен.

Concorde. Источник: aviav.ru.
Concorde. Источник: aviav.ru.

Сразу после трагедии были запрещены все полёты сверхзвуковых пассажирских самолётов. И хоть выявить дефекты в их конструкции экспертам не удалось и спустя 2 месяца запрет был снят, популярность сверхзвуковых перевозок снизилась, их эксплуатация стала убыточной, и в конце 2003 года из Лондона вылетел последний "Конкорд", пролетел над побережьем Франции и Испании, развернулся и приземлился в Бристоле, чтобы больше никогда не подняться в небо.