Найти тему

"Расскажите о себе": тихое французское обаяние

Сегодня день, богатый на самые разные впечатления, которые ещё нужно переварить:). Тем временем поделюсь со всеми желающими недавним киновпечатлением - фильмом "Расскажите о себе", снятом во Франции в 2012-м году.

Совершенно случайно наткнувшись на эту картину в сети, я "залипла" без малого на два часа. И это тот случай, когда ощущения даром потраченного времени не возникло. Наоборот - просмотр подарил много эмоций, заставил задуматься о разном и в целом оставил приятное послевкусие. При этом фильм, можно сказать, бессюжетный, то есть сюжет-то в нем имеется, и даже довольно драматичный, но внешних событий мало - в основном режиссер знакомит зрителей с внутренней жизнью героев, их чувствованиями и ожиданиями. Поэтому в кино много крупных планов, выразительных взглядов и столь же выразительного молчания, мелкой мимики, жестикуляции и т.п.

Фото из свободного доступа сети интернет. Выразительные взгляды на фоне не менее выразительного окружения.
Фото из свободного доступа сети интернет. Выразительные взгляды на фоне не менее выразительного окружения.

Также герои раскрываются через внешнюю среду: интерьеры, пейзажи, примечательные детали быта, одежду... Так, у главной героини - дорогой, строго-консервативный стиль костюмов. Помимо того, что он характеризует ее саму, застегнутую в прямом и переносном смысле на все пуговицы, он ещё и резко контрастирует с той безвкусной и пёстрой дешевой одеждой в маленьких магазинчиках на окраинах Парижа, в которых она в ходе фильма силою обстоятельств оказывается. "Расскажите о себе" - фильм прежде всего психологический, не социальный, но тема "классового", а вместе с тем и кассового неравенства в нем косвенно присутствует.

Мелина - Клэр. Фото из свободного доступа сети интернет.
Мелина - Клэр. Фото из свободного доступа сети интернет.

Режиссером фильма выступил Пьер Пино. Стоит отметить, что это его дебют - весьма успешный - в длинном метре. До того он снимал исключительно короткометражки. А вот в 2020-м, как подсказывает интернет, Пино снял свою вторую полнометражную картину "Розовый сад мадам Вернье". Она уже попала в мой wish-лист:).

Возвращаясь к "Расскажите о себе...", центральный персонаж фильма - это женщина около сорока лет, которая ведёт одинокий и замкнутый образ жизни, скрываясь от людей. При этом ее голос известен едва ли не всей стране: она - профессиональный радиоведущий, чья пятничная двухчасовая передача пользуется огромной популярностью у женщин всех возрастов. В эфире рассматриваются сложные жизненные ситуации и ведущая, Мелина, выслушивает, даёт компетентные советы, помогает запутавшимся в себе и жизни людям добрым словом... Ее настоящее имя другое - Клэр, совсем другой и реальный склад ее личности: сложный, интровертный, на грани социофобии. Едва ли не единственный человек, с которым она взаимодействует, - ее домработница. Кроме того, героиня - типичный "человек в футляре" - страдает несколькими видами аллергии и постоянно носит перчатки, боясь соприкосновения с пылью.

Мелина за работой.
Мелина за работой.

В какой-то момент мы узнаем тайну странного поведения Клэр, ее чудачеств и фобий. Оказывается, она - жертва детской психологической травмы. Мать бросила ее в раннем детстве, оставив напоследок открытку с коротким посланием, в котором обещала вернуться. Но... так и не исполнила обещания.

Повзрослевшая дочь пытается понять причины, побудившие мать ее оставить, она мечтает найти ее, поговорить, в итоге, с помощью детективного агенства, ей удается это сделать. Она едет на встречу с прошлым, но ее надежды встретить человеческое тепло, а, может быть, и родительское раскаяние не находят подтверждения в реальности. У ее матери - своя семья, сын двумя годами младше Клэр, устоявшийся, пусть и не самый благополучный быт. Ей очевидна не нужна утраченная дочь, которую она родила в 17 лет и даже почти уже не помнит об этом. Начиная подозревать что-то, она убегает от встреч с навязчивой, расспрашивающей ее о прошлом незнакомкой из респектабельного района Парижа... Так, ситуация брошенности в жизни Клэр повторяется. Как маленькая девочка, жившая в пансионе, с утра до ночи перечитывала открытку, в тщетном ожидании матери, так теперь взрослая женщина с утра до ночи ждет мать в кафе, где назначила ей встречу, но та так и не приходит. Иссякает мелькнувшая было надежда, завершается ничем предвкушение встречи, наступает новое горькое разочарование. Клэр вновь оказывается никому не нужной.

В вечном ожидании.
В вечном ожидании.

Ещё одна, драматично-юмористическая линия фильма связана с влюбленностью молодого человека - неродного племянника Клэр в свою... тетю, о косвенном родстве с которой он и не подозревает. Его мать звонит в студию, чтобы поделиться с Мелиной проблемой: ее сын втрескался в старуху. "Старуха" - напрочь забыв и о собственном свободомыслии, и о концепции передачи - призывает слушательницу сделать все возможное, чтобы оградить сына от таких бесперспективных, неравных отношений...

Мелина-Клэр с влюбленным племянником Лукой.
Мелина-Клэр с влюбленным племянником Лукой.

Казалось бы, с формально найденной матерью Клэр отношений не построила, с молодым человеком - тоже. Семьи не вышло. Кроме того, на нее начинают охоту репортёры, раскрывая ее инкогнито, что приводит ее к нервному срыву. Но... племянник Лука, чьи фотоработы она посмотрела и назвала талантливыми, поверил в себя и стал всерьез заниматься творчеством: в финале фильма мы видим его фото в галерее современного искусства. Но... старую открытку от матери Клэр после многих лет разорвала, расставшись с иллюзиями на ее счёт, а значит - новый этап жизни для нее всё же возможен.

В конце фильма в эфир звонит женщина и рассказывает Мелине историю о девочке из пансиона, которая по вечерам играла в радио: закрываясь ватманом от других учениц, часами выслушивала их проблемы. Мелина-Клэр, ещё раз неожиданно встретившись со своим прошлым, плачет при этой истории... Но в этих слезах видится не только горечь, но и надежда, и вера в себя. Нет, она была нужна людям! Пусть и не родным по крови. Так же, как она нужна им и сейчас.

...

Помимо особой, по-французски тонкой атмосферы фильма, ради одной которой его стоит смотреть, помимо приближенных к жизненным диалогов без малейшей натужности, которая подчас присутствует даже в неплохих картинах, здесь хороша ещё и музыка. Центральная линия - песня "Je m'appele Michele" Мишель Торр, которую часто переслушивает героиня.

Я останусь романтичной на всю жизнь.
Я принимаю мгновения такими, какими они приходят,
Я никогда ни о чем не сожалею...

Возможно, это то, к чему стремится Клэр, лишь отчасти нашедшая себя в образе уверенной в себе, эмпатичной, способной разрешить многие жизненные и личные ситуации Мелины... (Так, как актрисы находят себя в определенном "сценическом образе", но за этим устоявшимся типажом подчас забывают о самих себе).

Меня зовут Мишель,
И мое сердце в Провансе,
Где я оставляю свои воспоминания.

Свои воспоминания Клэр вряд ли когда-то сможет полностью изжить, но, по крайней мере, может попробовать начать жить своей жизнью здесь и сейчас.

Практически весь фильм держится на трех актерах и это очень удачное и точное в выражении своих эмоций трио, где ни один не уступает другому: Карин Вияр - Мелина-Клэр, Николя Дювошель - Лука, Надя Барантен - нерадивая мать героини.

Надя Барантен. Фото из интернета.
Надя Барантен. Фото из интернета.

Особо хочется остановиться именно на неоднозначном образе матери. Вроде бы она должна вызывать исключительно негативные чувства из-за предательства дочери, но нет - она по-своему обаятельна, остра на язык, любит жизнь при всех ее порой неприглядных сторонах, обожает внучку - маленькую дочь сына. Так что, когда она попадает в больницу с сердечным приступом (возможно, вызванным отчасти встречей со своим прошлым), ей хочется сочувствовать. Да и как может быть иначе - с таким-то выразительным и отражающим душу лицом, как у актрисы! Этот фильм для нее, к сожалению, стал последним... А я помню ее ещё по другой роли - столь же неоднозначной мадам Воке, хозяйки пансиона из "Отца Горио", экранизации старой-доброй классики. Но об этом как-нибудь в другой раз...

...

Всем дочитавшим обзор спасибо за внимание. Не забывайте ставить лайки понравившимся текстам. При любом использовании текстов // отрывков // цитат с этого канала помните об авторском праве и об авторе статей - Лене Вишнёвой✍️.

...

Какие французские фильмы любите вы сами? Согласны ли с тем, что именно французское кино особо стильно и атмосферно?