Сегодня день, богатый на самые разные впечатления, которые ещё нужно переварить:). Тем временем поделюсь со всеми желающими недавним киновпечатлением - фильмом "Расскажите о себе", снятом во Франции в 2012-м году.
Совершенно случайно наткнувшись на эту картину в сети, я "залипла" без малого на два часа. И это тот случай, когда ощущения даром потраченного времени не возникло. Наоборот - просмотр подарил много эмоций, заставил задуматься о разном и в целом оставил приятное послевкусие. При этом фильм, можно сказать, бессюжетный, то есть сюжет-то в нем имеется, и даже довольно драматичный, но внешних событий мало - в основном режиссер знакомит зрителей с внутренней жизнью героев, их чувствованиями и ожиданиями. Поэтому в кино много крупных планов, выразительных взглядов и столь же выразительного молчания, мелкой мимики, жестикуляции и т.п.
Также герои раскрываются через внешнюю среду: интерьеры, пейзажи, примечательные детали быта, одежду... Так, у главной героини - дорогой, строго-консервативный стиль костюмов. Помимо того, что он характеризует ее саму, застегнутую в прямом и переносном смысле на все пуговицы, он ещё и резко контрастирует с той безвкусной и пёстрой дешевой одеждой в маленьких магазинчиках на окраинах Парижа, в которых она в ходе фильма силою обстоятельств оказывается. "Расскажите о себе" - фильм прежде всего психологический, не социальный, но тема "классового", а вместе с тем и кассового неравенства в нем косвенно присутствует.
Режиссером фильма выступил Пьер Пино. Стоит отметить, что это его дебют - весьма успешный - в длинном метре. До того он снимал исключительно короткометражки. А вот в 2020-м, как подсказывает интернет, Пино снял свою вторую полнометражную картину "Розовый сад мадам Вернье". Она уже попала в мой wish-лист:).
Возвращаясь к "Расскажите о себе...", центральный персонаж фильма - это женщина около сорока лет, которая ведёт одинокий и замкнутый образ жизни, скрываясь от людей. При этом ее голос известен едва ли не всей стране: она - профессиональный радиоведущий, чья пятничная двухчасовая передача пользуется огромной популярностью у женщин всех возрастов. В эфире рассматриваются сложные жизненные ситуации и ведущая, Мелина, выслушивает, даёт компетентные советы, помогает запутавшимся в себе и жизни людям добрым словом... Ее настоящее имя другое - Клэр, совсем другой и реальный склад ее личности: сложный, интровертный, на грани социофобии. Едва ли не единственный человек, с которым она взаимодействует, - ее домработница. Кроме того, героиня - типичный "человек в футляре" - страдает несколькими видами аллергии и постоянно носит перчатки, боясь соприкосновения с пылью.
В какой-то момент мы узнаем тайну странного поведения Клэр, ее чудачеств и фобий. Оказывается, она - жертва детской психологической травмы. Мать бросила ее в раннем детстве, оставив напоследок открытку с коротким посланием, в котором обещала вернуться. Но... так и не исполнила обещания.
Повзрослевшая дочь пытается понять причины, побудившие мать ее оставить, она мечтает найти ее, поговорить, в итоге, с помощью детективного агенства, ей удается это сделать. Она едет на встречу с прошлым, но ее надежды встретить человеческое тепло, а, может быть, и родительское раскаяние не находят подтверждения в реальности. У ее матери - своя семья, сын двумя годами младше Клэр, устоявшийся, пусть и не самый благополучный быт. Ей очевидна не нужна утраченная дочь, которую она родила в 17 лет и даже почти уже не помнит об этом. Начиная подозревать что-то, она убегает от встреч с навязчивой, расспрашивающей ее о прошлом незнакомкой из респектабельного района Парижа... Так, ситуация брошенности в жизни Клэр повторяется. Как маленькая девочка, жившая в пансионе, с утра до ночи перечитывала открытку, в тщетном ожидании матери, так теперь взрослая женщина с утра до ночи ждет мать в кафе, где назначила ей встречу, но та так и не приходит. Иссякает мелькнувшая было надежда, завершается ничем предвкушение встречи, наступает новое горькое разочарование. Клэр вновь оказывается никому не нужной.
Ещё одна, драматично-юмористическая линия фильма связана с влюбленностью молодого человека - неродного племянника Клэр в свою... тетю, о косвенном родстве с которой он и не подозревает. Его мать звонит в студию, чтобы поделиться с Мелиной проблемой: ее сын втрескался в старуху. "Старуха" - напрочь забыв и о собственном свободомыслии, и о концепции передачи - призывает слушательницу сделать все возможное, чтобы оградить сына от таких бесперспективных, неравных отношений...
Казалось бы, с формально найденной матерью Клэр отношений не построила, с молодым человеком - тоже. Семьи не вышло. Кроме того, на нее начинают охоту репортёры, раскрывая ее инкогнито, что приводит ее к нервному срыву. Но... племянник Лука, чьи фотоработы она посмотрела и назвала талантливыми, поверил в себя и стал всерьез заниматься творчеством: в финале фильма мы видим его фото в галерее современного искусства. Но... старую открытку от матери Клэр после многих лет разорвала, расставшись с иллюзиями на ее счёт, а значит - новый этап жизни для нее всё же возможен.
В конце фильма в эфир звонит женщина и рассказывает Мелине историю о девочке из пансиона, которая по вечерам играла в радио: закрываясь ватманом от других учениц, часами выслушивала их проблемы. Мелина-Клэр, ещё раз неожиданно встретившись со своим прошлым, плачет при этой истории... Но в этих слезах видится не только горечь, но и надежда, и вера в себя. Нет, она была нужна людям! Пусть и не родным по крови. Так же, как она нужна им и сейчас.
...
Помимо особой, по-французски тонкой атмосферы фильма, ради одной которой его стоит смотреть, помимо приближенных к жизненным диалогов без малейшей натужности, которая подчас присутствует даже в неплохих картинах, здесь хороша ещё и музыка. Центральная линия - песня "Je m'appele Michele" Мишель Торр, которую часто переслушивает героиня.
Я останусь романтичной на всю жизнь.
Я принимаю мгновения такими, какими они приходят,
Я никогда ни о чем не сожалею...
Возможно, это то, к чему стремится Клэр, лишь отчасти нашедшая себя в образе уверенной в себе, эмпатичной, способной разрешить многие жизненные и личные ситуации Мелины... (Так, как актрисы находят себя в определенном "сценическом образе", но за этим устоявшимся типажом подчас забывают о самих себе).
Меня зовут Мишель,
И мое сердце в Провансе,
Где я оставляю свои воспоминания.
Свои воспоминания Клэр вряд ли когда-то сможет полностью изжить, но, по крайней мере, может попробовать начать жить своей жизнью здесь и сейчас.
Практически весь фильм держится на трех актерах и это очень удачное и точное в выражении своих эмоций трио, где ни один не уступает другому: Карин Вияр - Мелина-Клэр, Николя Дювошель - Лука, Надя Барантен - нерадивая мать героини.
Особо хочется остановиться именно на неоднозначном образе матери. Вроде бы она должна вызывать исключительно негативные чувства из-за предательства дочери, но нет - она по-своему обаятельна, остра на язык, любит жизнь при всех ее порой неприглядных сторонах, обожает внучку - маленькую дочь сына. Так что, когда она попадает в больницу с сердечным приступом (возможно, вызванным отчасти встречей со своим прошлым), ей хочется сочувствовать. Да и как может быть иначе - с таким-то выразительным и отражающим душу лицом, как у актрисы! Этот фильм для нее, к сожалению, стал последним... А я помню ее ещё по другой роли - столь же неоднозначной мадам Воке, хозяйки пансиона из "Отца Горио", экранизации старой-доброй классики. Но об этом как-нибудь в другой раз...
...
Всем дочитавшим обзор спасибо за внимание. Не забывайте ставить лайки понравившимся текстам. При любом использовании текстов // отрывков // цитат с этого канала помните об авторском праве и об авторе статей - Лене Вишнёвой✍️.
...
Какие французские фильмы любите вы сами? Согласны ли с тем, что именно французское кино особо стильно и атмосферно?