Особо займитесь поисками силуэта фигуры и головы по отношению к фону, потому что точно и выразительно найденный силуэт придаст вашему портрету большую художественную выразительность,
Старайтесь передать неповторимое выражение лица и через это
выражение, присущее только данному человеку, покажите внутреннее,
душевное его состояние.
В процессе работы над портретом максимум внимания уделяйте глазам портретируемого, пытайтесь через выражение глаз глубже проникнуть в душу человека. Ведь недаром говорится в русской поговорке, что глаза человека — это зеркало души. Поэтому, если хотите передать душевный мир портретируемого, внимательней относитесь к характеру глаз, к их выражению и не стесняйтесь глаза писать во всю силу вашей кисти.
Это не значит, что надо глаза делать скрупулезно, подробно, со всеми
прожилками и бликами в зрачке, но пишите внимательно и точно,
так, чтобы глаза смотрели и через этот взгляд передавалось бы.
душевное состояние человека.
Автор - Вильям Бугро
В заключение мне хочется с вами поделиться некоторыми размышлениями, вытекающими из моей творческой практики работы над портретами.
Вспоминаю свое волнение, когда нам, группе художников, предстояло написать групповой портрет «Заседание Президиума Академии наук СССР». Особенно волновался, когда пришлось
писать отдельные портреты академиков. Я отлично понимал, что люди эти очень занятые и не смогут позировать долго, значит, на
изучение их характеров, их привычек времени мало. Поэтому работа протекала в неимоверном напряжении.
Ехал я, например, к академику В.П, Волгину и, признаюсь, немного трусил. Ожидал встретить сурового, может быть, даже
резкого человека и не совсем был уверен, что он будет позировать. Но я был очень обрадован радушным приемом. И образ его мне понравился: лицо такое острое, выразительное. Работа пошла легко, и уже за два сеанса я добился сходства.
Портрет академика Н. Д. Зелинского (рис. 65) дался мне труднее
и в процессе работы претерпевал многие изменения.
Дело в том, что в то время Зелинскому было около девяноста лет.
Здоровье уходило от него. К тому же года за два до меня портрет Зеинского написал художник П. И. Котов. Портрет у него решен был
интересно: ученый изображен в химической лаборатории, сидящим в
кресле, с пробиркой в руке.
Мне хотелось решить портрет совсем иначе, чтоб не было сходства
с работой Котова. Я сначала задумал написать Зелинского тоже в условиях лаборатории и уже сделал, было, несколько эскизиков, но потом, при.встрече, выяснилось, что Николай Дмитриевич в последнее время в лаборатории почти совсем не бывает, поэтому пришлось от этой мысли отказаться, Я начал портрет у него на даче, на воздухе, в саду, в солнечные августовские дни. Но Николай Дмитриевич был так стар и слаб, что через десять-пятнадцать минут засыпал в кресле, склонив голову на грудь, и ничто его не могло взбодрить. Таким увядающим мне не хотелось его писать. Ведь я знал неутомимую научную деятельность Зелинского, и образ его сложился в моем представлении совершенно иной. Поэтому вначале работа шла медленно, неуверенно. Я ждал случая. И вот он подвернулся.
Как-то раз почтальон принес корреспонденцию, в которой была
рукопись диссертации одного из учеников Николая Дмитриевича. Зелинский с нетерпением стал ее читать, время от времени комментируя и делясь замечаниями со своей супругой, сидевшей возле меня. Вот в этот сеанс я его и увидел таким, каким изобразил в дальнейшем на другом холсте, уже в московской квартире на улице Горького.
Меня увлекло то, что Николай Дмитриевич оживился, загорелся
своими мыслями, стал кого-то за что-то журить и даже вспылил. Сна и
‚дремоты как не бывало. Появилась энергия, непримиримость, сила духа, которые были в его натуре.
Академик В. А. Фок с первого же знакомства произвел на меня самое лучшее впечатление. Зная его раньше только как ученого-физика,
я полагал, что это человек суховатый, живущий в мире цифр и формул,
но каково же было мое удивление, когда встретил меня радушный,
хозяин. Очень внимательный, человек большой культуры, В. А, Фок напомнил мне Гаршина в репинском портрете.
Все это рассказываю я вам, потому что искренне советую в работе над портретами людей выработать такой метод, такой подход к портрету, при котором человек и лицо его не стали бы простым объектом чисто формальных экспериментов. Главное состоит в том, чтобы лицо человеческое на портрете не превратилось в холодное изображение, написанное равнодушно и бездумно. Добивайтесь в портрете раскрытия «души» человека, его внутренних качеств. Выискивайте красоту в его глазах, в его улыбке, в радостном сиянии молодости или в скорби пережитых лет, в усилиях и напряжении мысли и действий. Ищите правду во всем, в чем отражается эта подлинная красота.
Некоторые изображения взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.03_-1965г#Попрограммехудучилища#ЖИВОПИСЬГОЛОВЫ