Найти тему
Oriental Mos Gallery

Каждое хорошее дело начинается с Ганапати

Оглавление
Фрагмент современной паубхи* "Белый Экаданта", Радж Пракаш Туландхар
Фрагмент современной паубхи* "Белый Экаданта", Радж Пракаш Туландхар

В Индо-гамалайской культуре Ганеша* является одним из наиболее узнаваемых и любимых божеств. Почему и индуисты, и буддисты, и джайны так ценят Слоноголового бога?

Сейчас Ганеша наиболее известен как индуистское божество, но поклонение ему мы встречаем и в других религиях, таких как буддизм и джайнизм. Это связано с тем, что происхождение этого образа более древнее, чем современные формы Индуизма и Буддизма, и уходит оно корнями в самые ранние культы поклонения природе до-арийских жителей Долины Инда.

Хотя точное происхождение образа Ганапати не установлено, единое мнение исследователей говорит о том, что Ганеше поклонялись задолго до его упоминаний в индуистских писаниях. Большинство из них сходится в том, что культ Ганапати как современного Ганеши стал развиваться со II-V в. и достиг наибольшего распространения начиная с Х века. Возросшая популярность в конце концов сделала его одним из самых почитаемых божеств Индуизма, где принято чтить Ганешу как покровителя искусств, воплощение удачи и безопасности.

Фрагмент картины паубха "Белый Ганапати", Лок Читракар, Непал
Фрагмент картины паубха "Белый Ганапати", Лок Читракар, Непал

Однако главное свойство и сила Ганапати – это устранение всех видов препятствий. Именно поэтому верующие различных религий Азии призывают его в начале всех ритуалов и церемоний: присутствие Ганеши обеспечит удачу и благоприятное прохождение любого начинания. Так же, входя в любой буддийский или индуистский храм в Непале и Индии, Вы сначала встретите часовню или изображение Ганапати, а потом уже вход в алтарную часть основного божества.

Индуизм, Линга Пурана 1, гл 105 (от лица Шивы):

«О сын, ты рожден для уничтожения Даитьев и для помощи Дэвам и браминам. Создавай препятствия для тех, кто отошел от пути Дхармы. О Винаяка, вознаграждай тех кто почитает тебя! Во всех трех мирах лишь ты один будешь достоин почитания! Каждый, кто будет почитать тебя перед началом любого ритуала, посвященного Мне, Вишну и Брахме, достигнет успеха. Любой благоприятный ритуал, начатый без почитания тебя, не принесет успеха, будь даже это Брахма, Вишну, Индра, Дэвы или я Сам.»

Буддизм, Arya Maha Ganapati Hrdaya Dharani (Сутра Сердца Маха Ганапати со слов исторического Будды):

«Любой сын или дочь высокого происхождения, будь то монах или монахиня, брат или сестра-мирянин, который берется за какое-либо дело, [например,] совершение [ритуалов призыва священного существа с помощью] мантр, поклонение Трем Драгоценностям, путешествие в другую страну, идя к царскому двору или скрываясь [из поля зрения] следует при поклонении Благословенному Будде семь раз практиковать Арья Ганапати Хрдайя [мантры]: для него все задачи будут выполнены; не сомневайтесь в этом!»

ИКОНОГРАФИЯ

Художественное изображение божества Ганеши путешествовало по разным регионам Азии посредством культурного обмена и произведения, выполненные в различных художественных традициях, заметно влияли друг на друга. Самое раннее известное изображение Ганеши - печать, обнаруженная на территории цивилизации долины Инда в Мохенджо-Даро (примерно 2500 г. до н.э.). Так же множество образцов изображений Ганапати осталось в произведениях искусства древних династий Индии (Гупта, Пала и Чола). Когда искусство достигло Непала, на основе этих индийских образцов художники создали свои собственные стилизации, методы, средства, а также способы поклонения божеству.

Справа: одна из печатей до-арийской цивилизации Мохенжо-Даро (III-IV тыс. до н.э.); слева: скульптура Гупта (IV-Vв)
Справа: одна из печатей до-арийской цивилизации Мохенжо-Даро (III-IV тыс. до н.э.); слева: скульптура Гупта (IV-Vв)

Всего различные источники называют от 14 до 56 различных форм Ганеши, но из такого обилия в настоящий момент в тантрических текстах и храмовых образах (мурти) наиболее широко распространены 16. В неварской традиции буддизма и индуизма, исповедуемых в Непале, наиболее часто встречаются:

Экаданта-Ганапати - «Одноклыкий» (с одним бивнем).

Эта самая распространенная в настоящее время форма изображения Ганеши встречается еще в древних образцах индийской скульптуры - в пещерных храмах Аджанты и Эллоры (Махараштра, Индия).

Фрагмент картины паубха "Белый Ганапати", Радж Пракаш Туландхар, Непал
Фрагмент картины паубха "Белый Ганапати", Радж Пракаш Туландхар, Непал

Изображение с головой слона, одним целым и одним сломанным бивнем, сильным и мощным телом, большим животом, двумя или четырьмя руками, в которых он держит символические атрибуты – все детали здесь имеют значение:

  • muṣakavahana (मुषकवहन) – Мышь, неизменная спутница и «ездовое животное» (вакхана) Ганеши, имеет мистическое толкование: это символ способности высшей мудрости управлять охваченным желаниями умом. Вора можно приручить, чтобы он стал другом.
  • Единственный бивень символизирует удивительную силу приводить ум к состоянию однонаправленности (экаграта).
  • modaka (मोदक) - сладкие шарики с начинкой, изготовленные из различных видов зерна, которые можно видеть на изображениях Ганеши – в его руках, хоботе, бивне или чаше. Слово moda (मोद) означает блаженство, ананда, а ka (क) – небольшую порцию. Таким образом, «модака» – это «небольшая порция блаженства». Модак также является символом джняны (духовного знания). Сладкий вкус модака – это символ сладости блаженства, обретаемого благодаря духовному знанию.
  • Четыре руки символизируют всеобъемлющее влияние божества во всех сторонах света.
  • Топор имеет несколько планов символического значения: как «оружие» для защиты своих последователей (в «мирском» в восприятии) и как «заточенный инструмент», символ «острого ума», способный отделить «нужное» от «ненужного» (в эзотерическом).
  • Четки – это общий символ связи и развития на духовном пути, встречающийся в атрибутах восточных сакральных образах.
  • Редька – символ в основном характерный для неварского типа изображения Ганеши. Этот корнеплод может символизировать прочную связь божества с землей, его способностью воздействия на физический план своих последователей.

Существует несколько описаний появления Ганеши и мифов о том, как именно он потерял один из своих бивней. Несмотря на «сказочность» и ростоту некоторых из них, в каждой заложена своя мораль и изотерический смысл. Познакомиться с ними вы сможете в статье нашего сайта "3 истории: Как Ганеша потерял свой клык"

Маха Ганеша - «Великий»

Тантрическая форма многорукого Ганеши, предстающего во всем свете своей силы, распространена для поклонения в гималайском регионе среди буддистов Ваджраяны. «Махаракта» - «Великий Красный» - возможно, является самой экзотической из форм Ганапати и легко узнается по красному цвету кожи божества, стоящего в пламени на красном лотосе. В буддийском варианте иконографии бивни у Ганеши не сломаны.

Фрагмент картины паубха "Махаракта Ганапати", Лок Читракар, Непал
Фрагмент картины паубха "Махаракта Ганапати", Лок Читракар, Непал

Изображение стоящего на одной ноге, покрытого золотыми украшениями Ганеши с двенадцатью руками, держащими набор Аюда (аттрибутов) считается иллюстрацией формы его полностью реализованной силы просветления. Подробное описание его внешнего вида («Маха Ракта Ганапати») было дано Нгорченом Кончог Лхундрубом (1497-1557) примерно в то же время, когда была написана самая ранняя из известных паубх с изображением «Великого Красного Ганеши» (художник: Джив Рам, XV в.):

_______________

Фрагмент картины паубха "Ваджрайогини со свитой", Радж Пракаш Туландхар, Непал
Фрагмент картины паубха "Ваджрайогини со свитой", Радж Пракаш Туландхар, Непал

Аюда двенадцати рук Ганеши:

В главных руках (левой и правой) он держит Ваджру (символ Учения Дхармы) и Капалу Патра (чашу из черепа).
В пяти остальных левых руках: Pustaka (книга), Дхваджа Сула с Кетакой/Далой (копье со знаменем и щитом), Катванга (шестиглавый шест) и Дануса (лук).
В правых руках: Parsu (топор), Kilaka (кинжал с рукояткой из перьев павлина), Khadga (обоюдо-острый меч), Ankusa (стрекало) и Dhanusa (стрела).
Садхана (практика почитания) этой формы считается «тантрической» (скрытой) и не используется простыми верующими, она визуализируется и преподается только учителями высокой линии преемственности Махасиддхов.

_________________

-7

На выставке "5 Цветов Великой Пустоты" представлено несколько форм изображений Ганапати, выполненных непальскими художниками в различных стилях неварской живописи:

  • "Тантрические" храмовые изображения в стиле средневековой традиционной паубхи: "Махаракта" и "Белый Ганапати" (автор: Лок Читракар)
  • Свободный эскиз тушью для скульптурного изображения (автор: Лок Читракар)
  • Современная паубха: "Красный Экаданта" (автор: Радж Пракаш Туландхар) и "Танцующий Ганапати" (автор: Ман Сингх Шреста)
  • Миниатюрные паубха: "Белый Экаданта" (автор: Йеллос Ваджрачарья) и "Экаданта на холсте" (Рудина В., в студии Лок Читракара)

____________

*Паубха (Paubha) - название типа картины, относящихся к сакральной (духовной) живописи в буддийской и индуистской традиции неварской (Непальской) живописи; по аналогии с иконой в христианстве и тханка в тибетском буддизме

**Ганеша известен и под другими именами, основные из которых: Виньешвара «Владыка, Устраняющий препятствия», Гаджанан «Бог с головой слона», Ганапати «Владыка Ганы (людей)» и Винаяка «Владыка Всего».

__________