Найти тему

Анализ динамики изменения объема перевезенных пассажиров системой пассажирского транспорта общего пользования в городах России

В феврале 2023 года по просьбе редакции журнала «Городской транспорт» были сформированы и направлены в 317 городов Российской Федерации запросы о предоставлении данных об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования. В результате были получены ответы из 233 городов Российской Федерации. Полученная информация была обработана и сведена в единую базу данных. На основе предварительного и первичного анализа собранной информации об основных показателях функционирования городского пассажирского транспорта общего пользования за 2022 г. в городах России можно сделать следующие выводы. Полный анализ динамики изменения основных показателей функционирования системы городского пассажирского транспорта в городах России можно прочитать в выпуске № 9 журнала «Городской транспорт» (апрель, 2023 г.).

В 2022 году в 106 (57,6%) городах России наблюдается рост объема перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования по сравнению с 2021 годом. На рисунках 1-2 представлены диаграммы распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением более 1 миллиона человек в 2021 — 2022 гг. (рисунок 1) и в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек (рисунок 2). В большинстве городов России рост перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования составил от 10% до 20% (рис. 3). Наименьший рост объема перевезенных пассажиров наблюдается у г. Чехова (0,01%), наибольший – у г. Ногинска (80,25%).

Рис. 1. — Диаграмма распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением более 1 миллиона человек в 2021 — 2022 гг.
Рис. 1. — Диаграмма распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением более 1 миллиона человек в 2021 — 2022 гг.
Рис. 2. Диаграмма распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек в 2021 — 2022 гг.
Рис. 2. Диаграмма распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн. человек в 2021 — 2022 гг.
Рис. 3. Диаграмма распределения роста пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением от 50 тыс. до более 1 млн. человек в 2021 — 2022 гг.
Рис. 3. Диаграмма распределения роста пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования в городах с населением от 50 тыс. до более 1 млн. человек в 2021 — 2022 гг.

В качестве примера ниже представлена часть городов, чьи показатели увеличились за 2022 год (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма распределения изменения объема перевезенных пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования в городах России в 2021 – 2022 гг.
Рис. 4. Диаграмма распределения изменения объема перевезенных пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования в городах России в 2021 – 2022 гг.

В 2022 году в 75 (40,8%) городах России наблюдается уменьшение объема перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования по сравнению с 2021 годом. Уменьшение перевезенных пассажиров системой городского пассажирского транспорта общего пользования составило от 0,36% (г. Кемерово) до 86,6 % (г. Каспийск). В большинстве городов России снижение объема перевезенных пассажиров составило от 10% до 20%. В качестве примера ниже представлена часть городов, чьи показатели уменьшились за 2021 год (рис. 5).

Рис. 5. Диаграмма распределения изменения объема перевезенных пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования в городах России в 2021 – 2022 гг.
Рис. 5. Диаграмма распределения изменения объема перевезенных пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования в городах России в 2021 – 2022 гг.

На основе первичного анализа собранной информации о пассажиропотоке на городских маршрутах регулярных перевозок за 2022 год с использованием автобусов, троллейбусов и трамваев в 233 городах России перевезено 6,133 млрд. человек.

Жители городов России преимущественно предпочитают передвигаться на автомобильном транспорте (рис. 6). В городах — миллионниках (с населением более 1 миллиона человек) доля перевезённых пассажиров с использованием автобусов по отношению к общему числу перевезённых пассажиров в транспорте общего пользования за 2022 год составляет 72,7%, в крупных городах (с населением от 250 тыс. до 1млн. человек) – 75,09 %, в больших городах (с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек) – 82,45%, в средних городах (с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек) – 89,66 %. Чем меньше города, тем сильнее роль автомобильного транспорта.

Доля перевезённых пассажиров с использованием троллейбусов и трамваев по отношению к общему числу перевезённых пассажиров в транспорте общего пользования за 2022 год в городах — миллионниках составляет 11,33 % и 15,97 % соответственно, в крупных городах — 13,03 % и 11,88 % соответственно, в больших городах — 8,30% и 8,85% соответственно, в средних городах – 6,99 % и 3,35 % соответственно. В средних городах троллейбус перевёз в 2 раза больше пассажиров, чем трамвай. В больших городах это соотношение примерно одинаковое. В крупных городах троллейбус перевез на 8,5% больше людей, чем трамвай. А в городах – миллионниках доля перевезенных пассажиров трамваем выше на 29,05% по сравнению с троллейбусом.

Рис. 6. Диаграмма распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования различными видами транспорта за 2022 г.
Рис. 6. Диаграмма распределения пассажиропотока на маршрутах городского пассажирского транспорта общего пользования различными видами транспорта за 2022 г.