Широко известно, что в Японии одним из основных религиозных учений является синтоизм – культ почитания различных божеств и душ умерших, называемых ками. В его пантеон входят так называемые Семь богов счастья — семь божеств, приносящих удачу и благополучие. Их часто изображают в виде фигурок нэцкэ, плывущих по реке на лодке.
Но немногие знают, что эти Семь богов включают трех индуистских богов: Бензайтен (Сарасвати), Бишамон (Кубера) и Дайкоку (Шива). Входят в японский пантеон божеств и другие боги Индии.
Но как индийские боги попали в Японию?
Давайте разбираться.
Хотя индуизм как Санатана-дхарма в Японии не особенно распространен в настоящее время, он оказал довольно значительное влияние на созревание и развитие культуры этой изолированной страны. Главным образом здесь сыграло роль то, что что различные верования и традиции буддизма (имеющие общий корень, ведущий происхождение из индуизма) были занесены на японские острова из Китая через Корейский полуостров примерно в VI столетии.
И в первую очередь это нашло отражение в Семи японских божествах удачи, многие из которых произошли от индуистских божеств:
- Бензайтен ( Сарасвати),
- Бишамон (Вайшравана или Кубера),
- Дайкокутен ( Махакала / Шива),
- Кичиджотен ( Лакшми ).
Завершает «японизацию» триады главных индуистских богинь (Тридэви) наряду с Бензайтеннио/Сарасвати и Киссхоутэньо/Лакшми индуистская богиня Махакали. Она ниппонизирована как японская богиня Дайкокутеннё. Однако, она считается одним из семи божеств удачи Японии только тогда, когда рассматривается в качестве женского аспекта или женской энергии ее мужского аналога – Дайкоку (Шива).
Согласно исследованиям историков, культ богини Сарасвати, впоследствии получившей здесь имя Бензайтен, пришел в Японию между 6 и 8 веками. Большую роль в этом сыграли китайские переводы Сутры Золотого Света, в которой имеется целый пласт текста, посвященный этой богине. Также имя Сарасвати встречается и в Лотосовой сутре.
«Эти индийские боги были завезены с китайских территорий в Японию как буддийские божества с китайскими именами», — рассказывает историк Сэнгаку Маэда из Японского восточного института.
Брахма
В Японии Брахма, «Творец мира», известен как Бонтэн. Он один из Двенадцати Дэвов, часто изображаемых вместе с Тайсякутэном или Индрой.
Вишну
Вишну, «Хранитель», появляется в Японии под именами Бичутен, Мишитиджу и Унгё. Его ездовое животное (вахана) Гаруда у японцев называется Каруа. Это гигантское существо, испускающее клубы огня и дыма из своей пасти. Оно имеет человеческое туловище и голову орла, либо орлиный клюва.
Его супруга богиня Лакшми известна как Кичиджотен или Кудокутен, богиня удачи и всевозможных заслуг.
Шива
Шива, «Разрушитель», известен в Японии как Макейшура. Этот термин можно рассматривать как транслитерацию слова Махешвара, одного из многих имен Господа Шивы. Бог также известен в Японии под именами Дайкокутэн, Дайдзидзайтен и Ишанатен.
Ганапати
Ганапати или Ганеша-джи в японском языке известен как Кангитен. В одном из токийских храмов его изображения встречаются даже чаще, чем изображения Будды. Речь о храме Футако Тамагава в Токио.
Хотя Кангитен (Шотен) и Ганеша имеют общее происхождение и ряд черт, между ними также есть некоторые заметные различия.
Например, буддийский Винаяка (по крайней мере, сначала) изображался в негативном свете как создатель препятствий и повелитель злобных демонов, препятствовавших буддийской практике, называемых винаяками.
В более поздней традиции все же была предпринята попытка провести различие между винаяками и их господином, который стал рассматриваться как проявление бодхисаттвы Авалокитешвары.
Сарасвати
Богиня Сарасвати, покровительница образования и обучения, почитается в Японии под именем Бензайтен. Ей поклоняются как богине музыки, поэзии, обучения и искусства, и она считается одним из «семи божеств счастья» Японии.
Индра
В японской традиции его называют Тайсякутэн или Шакра. В буддийских текстах можно найти эпизод, как Шакра в том или ином обличье просит у Будды советов по вопросам морали. Наряду с Брахмой его почитают как дхармапалу — защитника буддийского учения.
Яма
Индуистский бог справедливости и смерти Яма здесь почитается как Энма (буддийская традиция).
Влияние Индии на религию в Японии
Среди других аналогий влияния индуисткой культуры на Японию можно назвать почитание «Шести школ» или «Шести доктрин». Также японцы широко применяют йоги, видны заимствования у Индии и в строительстве пагод. Множесвто черт индуистской траициии, повлиявшие на Японию, оказали некоторое воздействие на культуру Китая.
Есть несколько индуистских храмов в Японии:
· Храм Шива Шакти, Токио
· Храм Ширди Сайбаба , Токио
· ИСККОН Нью Гая, Токио
· Японское общество веданты, Канагава
· БАПС Шри Сваминараян Мандир, Токио
Индуистские божества до сих пор почитаются многими японцами, особенно в буддизме Сингон, и им поклоняются под их японскими именами.
Анастасия Ермакова, историк, главный редактор "Индия Свами"