Найти в Дзене

Выстраивание отношений в коллективе

Оглавление

Работа занимает большую часть нашего времени, поэтому не зря коллег называют второй семьей

фото: photocrew.ru
фото: photocrew.ru

Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находится вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании.

Социальная психология коллектива

Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.

Наглядный пример отношений между коллегами. Предположим, в компанию пришла новая сотрудница – молодая и красивая девушка. Что испытают в этот момент те, кто работает здесь уже давно? Скорее всего, это будет интерес и, вместе с тем, напряжение. Ее рассматривают, изучают и оценивают.

фото: darfix.ru
фото: darfix.ru

Люди отнесутся к новому человеку по-разному. Кому-то девушка придется по душе своими профессиональными и личностными качествами. Других же она будет раздражать и нервировать. И в первом, и во втором случае мириться с новым сотрудником придется, поскольку от слаженной работы зависят отношения в коллективе в целом и деятельность компании.

Психология отношений в коллективе

Причины недопонимания между коллегами :

  • сомнения в профессиональных качествах другого человека;
  • подставы перед руководством;
  • сплетни и доносы.
фото: storm100.livejournal.com
фото: storm100.livejournal.com

Подобные проблемы случаются в каждом без исключения коллективе. От них можно не только легко избавиться, но и обернуть в свою пользу.

Исследователи из компании Gallup выяснили, что наличие среди коллег близких друзей или хотя бы хорошие взаимоотношения в коллективе — один из 12 ключевых факторов, которые определяют, довольны ли мы своей работой.

Но не всем же дружить с коллегами! А это и не нужно. Достаточно установить хорошие рабочие отношения, которые, как показывает практика:

  • помогают эффективно работать в команде благодаря взаимному уважению, честности и открытому обмену мнениями
  • способствуют быстрой адаптации новичков и снижают текучесть кадров
  • хорошо влияют на настроение, мотивацию и рабочую продуктивность
  • позволяют избегать пустых конфликтов
  • экономят время и силы: вместо интриг и борьбы за выживание вы профессионально развиваетесь


Как выстраивать отношения в коллективе

фото: ladysbag.ru
фото: ladysbag.ru

1. Нейтральные отношения с коллегами

  • Не сплетничайте — особенно друг о друге
  • Не обсуждайте руководителя в негативном ключе — коллеги могут передать ваши слова или к вам создастся предвзятое отношение
  • Не подставляйте коллег. Если это произошло случайно — сразу просите прощения и предлагайте помощь
  • Не жалуйтесь на коллег руководителю и не рассказывайте об их мелких промахах. Сначала попробуйте решить проблему с виновником
  • Не льстите — люди быстро распознают лесть и начнут подозревать вас в нечистоплотных намерениях
  • Не оценивайте людей по поводу национальности, пола, возраста, веса, внешности, личности, характера, привычек человека. Оценка дается, если человек сам попросит
  • Не пытайтесь никого воспитывать и перевоспитывать
  • Не присоединяйтесь к одной из конфликтующих сторон. Соблюдать нейтралитет непросто: сначала вы почувствуете неприязнь со стороны коллег, но спустя время все привыкнут к вашей позиции, а затем она заметно облегчит вам рабочие будни
  • Не рассказывайте о своей жизни слишком много — для некоторых людей это нарушение личных границ
фото: skazka-arkhyz.ru
фото: skazka-arkhyz.ru

2. приятельские отношения с коллегами

  • Не ешьте в одиночку. Если обстоятельства не позволяют обедать с коллегами, присоединяйтесь к ним хотя бы за чашкой кофе.
  • Не пропускайте корпоративы — даже если считаете, что это трата времени и денег компании на пустые разговоры и бессмысленные тосты.
  • Не давайте советов, о которых вас не просили, и делитесь экспертизой охотно и без высокомерия, если ваш совет нужен (особенно профессиональный).
  • Слушайте внимательно, когда человек делится профессиональными проблемами, и хотя бы вежливо — если личными.
  • Учитесь спорить без перехода на личности. Аргументируйте свое мнение и будьте готовы прислушаться к чужому, понять его.
  • Признавайте свои ошибки.
  • Давайте конструктивную обратную связь, критикуйте тактично.
  • Благодарите всегда, когда это уместно, и старайтесь делать это публично. Признавайте вклад коллеги, если проект совместный
  • Старайтесь быть позитивным человеком. У всех есть проблемы, поэтому приятно работать с теми, кто не жалуется на жизнь слишком часто
  • Возвращайте предметы, которые одолжили, не ешьте за рабочим столом вареные яйца, не опаздывайте на встречи и планерки
  • По возможности помогайте коллегам в рамках ваших и их профессиональных задач, но не позволяйте садиться на шею
  • Проявляйте поддержку в трудных ситуациях. Вам не обязательно всё бросать и спасать коллегу в беде, но можно заварить ему чай, выслушать, угостить или вовремя помолчать
фото: focusonthefamily.com
фото: focusonthefamily.com

3. дружеские отношения с коллегами

  • Участвуйте в неформальных посиделках и организовывайте их сами
  • Приносите на работу угощение для коллег — если любите и умеете готовить
  • Старайтесь узнать людей лучше — ищите общие интересы, схожие хобби и мечты
  • Создавайте удобные моменты для неформального общения
  • Делитесь учебными материалами, профессиональными находками, инсайтами, идеями — если проходите обучение, которое может быть полезно коллегам
  • Не отказывайтесь помочь не только в офисе, но и за его пределами. Кроме того, не ждите просьб о помощи и включайтесь сами, если позволяет загруженность
  • Не уклоняйтесь от обязанностей наставника для новичков. Со временем эти люди превратятся в друзей
  • Подпишитесь на коллег в соцсетях и реагируйте на их фото и тексты лайками, комментариями. Делайте общие селфи и фото, делитесь ими в соцсетях, отмечая участников

В каждом коллективе есть советники, провокаторы, завистники, педанты и даже артисты. Если найти к каждому из них индивидуальный подход, отношения станут гармоничными и здоровыми.

Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал.