Работа занимает большую часть нашего времени, поэтому не зря коллег называют второй семьей
Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находится вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании.
Социальная психология коллектива
Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.
Наглядный пример отношений между коллегами. Предположим, в компанию пришла новая сотрудница – молодая и красивая девушка. Что испытают в этот момент те, кто работает здесь уже давно? Скорее всего, это будет интерес и, вместе с тем, напряжение. Ее рассматривают, изучают и оценивают.
Люди отнесутся к новому человеку по-разному. Кому-то девушка придется по душе своими профессиональными и личностными качествами. Других же она будет раздражать и нервировать. И в первом, и во втором случае мириться с новым сотрудником придется, поскольку от слаженной работы зависят отношения в коллективе в целом и деятельность компании.
Психология отношений в коллективе
Причины недопонимания между коллегами :
- сомнения в профессиональных качествах другого человека;
- подставы перед руководством;
- сплетни и доносы.
Подобные проблемы случаются в каждом без исключения коллективе. От них можно не только легко избавиться, но и обернуть в свою пользу.
Исследователи из компании Gallup выяснили, что наличие среди коллег близких друзей или хотя бы хорошие взаимоотношения в коллективе — один из 12 ключевых факторов, которые определяют, довольны ли мы своей работой.
Но не всем же дружить с коллегами! А это и не нужно. Достаточно установить хорошие рабочие отношения, которые, как показывает практика:
- помогают эффективно работать в команде благодаря взаимному уважению, честности и открытому обмену мнениями
- способствуют быстрой адаптации новичков и снижают текучесть кадров
- хорошо влияют на настроение, мотивацию и рабочую продуктивность
- позволяют избегать пустых конфликтов
- экономят время и силы: вместо интриг и борьбы за выживание вы профессионально развиваетесь
Как выстраивать отношения в коллективе
1. Нейтральные отношения с коллегами
- Не сплетничайте — особенно друг о друге
- Не обсуждайте руководителя в негативном ключе — коллеги могут передать ваши слова или к вам создастся предвзятое отношение
- Не подставляйте коллег. Если это произошло случайно — сразу просите прощения и предлагайте помощь
- Не жалуйтесь на коллег руководителю и не рассказывайте об их мелких промахах. Сначала попробуйте решить проблему с виновником
- Не льстите — люди быстро распознают лесть и начнут подозревать вас в нечистоплотных намерениях
- Не оценивайте людей по поводу национальности, пола, возраста, веса, внешности, личности, характера, привычек человека. Оценка дается, если человек сам попросит
- Не пытайтесь никого воспитывать и перевоспитывать
- Не присоединяйтесь к одной из конфликтующих сторон. Соблюдать нейтралитет непросто: сначала вы почувствуете неприязнь со стороны коллег, но спустя время все привыкнут к вашей позиции, а затем она заметно облегчит вам рабочие будни
- Не рассказывайте о своей жизни слишком много — для некоторых людей это нарушение личных границ
2. приятельские отношения с коллегами
- Не ешьте в одиночку. Если обстоятельства не позволяют обедать с коллегами, присоединяйтесь к ним хотя бы за чашкой кофе.
- Не пропускайте корпоративы — даже если считаете, что это трата времени и денег компании на пустые разговоры и бессмысленные тосты.
- Не давайте советов, о которых вас не просили, и делитесь экспертизой охотно и без высокомерия, если ваш совет нужен (особенно профессиональный).
- Слушайте внимательно, когда человек делится профессиональными проблемами, и хотя бы вежливо — если личными.
- Учитесь спорить без перехода на личности. Аргументируйте свое мнение и будьте готовы прислушаться к чужому, понять его.
- Признавайте свои ошибки.
- Давайте конструктивную обратную связь, критикуйте тактично.
- Благодарите всегда, когда это уместно, и старайтесь делать это публично. Признавайте вклад коллеги, если проект совместный
- Старайтесь быть позитивным человеком. У всех есть проблемы, поэтому приятно работать с теми, кто не жалуется на жизнь слишком часто
- Возвращайте предметы, которые одолжили, не ешьте за рабочим столом вареные яйца, не опаздывайте на встречи и планерки
- По возможности помогайте коллегам в рамках ваших и их профессиональных задач, но не позволяйте садиться на шею
- Проявляйте поддержку в трудных ситуациях. Вам не обязательно всё бросать и спасать коллегу в беде, но можно заварить ему чай, выслушать, угостить или вовремя помолчать
3. дружеские отношения с коллегами
- Участвуйте в неформальных посиделках и организовывайте их сами
- Приносите на работу угощение для коллег — если любите и умеете готовить
- Старайтесь узнать людей лучше — ищите общие интересы, схожие хобби и мечты
- Создавайте удобные моменты для неформального общения
- Делитесь учебными материалами, профессиональными находками, инсайтами, идеями — если проходите обучение, которое может быть полезно коллегам
- Не отказывайтесь помочь не только в офисе, но и за его пределами. Кроме того, не ждите просьб о помощи и включайтесь сами, если позволяет загруженность
- Не уклоняйтесь от обязанностей наставника для новичков. Со временем эти люди превратятся в друзей
- Подпишитесь на коллег в соцсетях и реагируйте на их фото и тексты лайками, комментариями. Делайте общие селфи и фото, делитесь ими в соцсетях, отмечая участников
В каждом коллективе есть советники, провокаторы, завистники, педанты и даже артисты. Если найти к каждому из них индивидуальный подход, отношения станут гармоничными и здоровыми.
Понравилась статья? Не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал.