Найти тему
Каменная сказка

Ювелирный фарфор: высокое искусство, отлитое в керамике

Фарфор этого бренда хранится в музее Ватикана, коллекциях европейских монархов и американских президентов, а несколько статуэток являются частью экспозиции Эрмитажа.

В конце 13 века знаменитый венецианский путешественник Марко Поло привёз из своего путешествия по Китаю предметы из тончайшего фарфора. В своей "Книге о разнообразии мира" он довольно много внимания уделил описанию экзотических, для того времени, фарфоровых изделий.

Однако массовое проникновение фарфора в Европу, сравнимое с золотой лихорадкой, произошло в 1550-е годы, когда Португалия получила официальное разрешение на ведение коммерческой деятельности в Китае. Благодаря португальским купцам в страны Запада стали попадать первые образчики безупречно белого и тонкого, словно яичная скорлупа, изысканного фарфора.

Фарфор довольно быстро стал символом успеха и власти и свидетельством хорошего вкуса его обладателя. В связи с небывалым ажиотажем цены на эту восточную роскошь достигали невообразимых высот, а фарфор стали называть "белым золотом".

Европейские правители неоднократно предпринимали попытки разгадать секрет изготовления фарфора и, что немаловажно, глазури, которой покрывали изделия.

Саксонский курфюрст Август Сильный страдал неизлечимой "фарфоровой болезнью". За свою жизнь он собрал уникальную коллекцию фарфора, которая считается одной из лучших по сей день. Причём для своего увлечения он выкупил и перестроил целый дворец. На фото - тот самый Японский дворец, реконструкция которого была завершена уже после кончины Августа
Саксонский курфюрст Август Сильный страдал неизлечимой "фарфоровой болезнью". За свою жизнь он собрал уникальную коллекцию фарфора, которая считается одной из лучших по сей день. Причём для своего увлечения он выкупил и перестроил целый дворец. На фото - тот самый Японский дворец, реконструкция которого была завершена уже после кончины Августа

Вплоть до начала 18 века Китай оставался, фактически, монополистом в области производства фарфоровых изделий, а европейская аристократия тратила огромные средства, иногда, в буквальном смысле, разоряясь из-за маниакальной страсти к белому золоту.

Лишь в 1708 году молодой саксонский алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер смог получить первые годные образцы фарфора, благодаря чему возникла первая в Европе Мейсенская фарфоровая мануфактура, существующая по сей день.

Довольно подробная история "изобретения" европейского фарфора описана в книге английской писательницы и искусствоведа Джанет Глисон "Мейсенский узник". Искренне рекомендую к прочтению, много исторических фактов, умело обёрнутых в художественное произведение, дают очень полное представление о том, как в стремлении алхимика открыть формулу философского камня на свет появился первый и такой желанный европейский фарфор.

Сегодня фарфор не является чем-то экзотическим, став для многих вполне привычным элементом интерьера, а выпивая ароматный чай из красивой фарфоровой чашечки мы не испытываем трепета и причастности к чему-то практически сакральному, как это было несколько столетий назад.

Легендарная "кобальтовая сетка" от Императорского фарфорового завода. Этот узор был придуман художницей по росписи фарфора Анной Яцкевич. Девушка пережила блокаду Ленинграда, продолжая трудиться на заводе и параллельно помогая камуфлировать корабли. Однажды, глядя, как солнце освещает заклеенное крест-накрест окно, ей пришла идея перенести этот строгий узор, напоминающий обо всех ужасах войны, на фарфоровые изделия. Так и родилась кобальтовая сетка, напоминающая об ужасных испытаниях, но символизирующая надежду и мужество русского народа
Легендарная "кобальтовая сетка" от Императорского фарфорового завода. Этот узор был придуман художницей по росписи фарфора Анной Яцкевич. Девушка пережила блокаду Ленинграда, продолжая трудиться на заводе и параллельно помогая камуфлировать корабли. Однажды, глядя, как солнце освещает заклеенное крест-накрест окно, ей пришла идея перенести этот строгий узор, напоминающий обо всех ужасах войны, на фарфоровые изделия. Так и родилась кобальтовая сетка, напоминающая об ужасных испытаниях, но символизирующая надежду и мужество русского народа

Как в ювелирном деле существует понятие "высокое ювелирное искусство", так и в сфере производства фарфора есть категория "высокий фарфор". Это понятие ввела испанская компания Lladró, которая переворачивает представление об изделиях из фарфора.

В 1953 году братья Хуан, Хосе и Висенте Льядро, объединённые страстью к фарфору, основали небольшую мастерскую в своём доме в деревне Альмассера. Изначально мастера придерживались классических форм и их изделия напоминали фарфор XVII века, который стал пользоваться большой популярностью среди местных жителей.

Братья Льядро
Братья Льядро

В 1958 году братья открывают производство в соседнем городке Табернес-Бланкес (Валенсия), где штаб-квартира бренда находится по сей день, а местные жители называют это место "Город фарфора" и считают одной из главных культурных ценностей Испании.

Изделия становятся более тонкими и динамичными, а благодаря технологии одинарного обжига (вместо тройного), поверхность фарфора стала полупрозрачной с перламутровым отливом, а цвета - нежно-пастельными.

Уже к середине 1960-х Lladró поставляет свои изделия в 80 стран мира, а в 1970-е начинает изготавливать продукцию из материала грес, представляющего собой смесь кварца, благородных сортов глины, кальцинированных оксидов, полевого шпата.

Уникальность этого материала в том, что внешне он напоминает камень, отличаясь от классического фарфора более равномерной окраской, без трещин и крупных вкраплений другого цвета. К тому же грес отличается повышенной прочностью, а за счёт того, что его покрывают не краской, а эмалью, после обжига получаются очень объёмные цветовые переходы. К тому же, материал дал возможность изготавливать статуэтки, которые по внешнему виду напоминали текстуру человеческой кожи.

Чемпион
Чемпион
В 1991 году в Эрмитаже прошла выставка фарфора Lladró, после которой две фигуры, карета и бюст Дон Кихота, стали частью постоянной экспозиции музея.
Карета XVIII века, Эрмитаж
Карета XVIII века, Эрмитаж

В 2000-х компания начинает формировать коллекцию "высокого фарфора", который приобретает статус коллекционного и будоражит умы ценителей прекрасного по всему миру.

Отдельное место в коллекции высокого фарфора бренда занимают лошади - животные выполнены с фантастической детализацией и идеально соблюдёнными пропорциями.

Мастера Lladró демонстрируют увлечение разными культурами, в том числе и древними цивилизациями.

Мастера Lladró играют с фактурами и цветами, создавая динамичные и реалистичные скульптуры, каждую из которых хочется разглядывать, не отрывая глаз.

Вот такая история. Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))

Спасибо за Ваше внимание, дорогие читатели! Надеюсь, статья была для Вас интересна и познавательна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации ) Хорошего Вам дня и отличного настроения!

С уважением, Каменная сказка.

Еда
6,23 млн интересуются