BMW 501 был первым серийным автомобилем компании, произведённым после Второй мировой войны. Однако его путь на конвейер стал настолько тернистым и замысловатым, что заслуживает отдельного рассказа.
Производство на автомобильном заводе BMW в г. Айзенах (центральная часть Германии) возобновилось в конце 1945 года с довоенной моделью BMW 321, но находился завод в советской оккупационной зоне, о чём в более подробно написано в статье "BMW из ГДР".
Между тем, западногерманская часть компании, у которой сохранилось право на бренд - возобновила производство в Мюнхене, в гораздо меньших масштабах. Началось оно с бытовой техники и велосипедов, а позже - в 1948г., с разрешения властей США, возобновилось и производство мотоциклов.
В том же 1948 году, компания запланировала создать автомобиль класса «люкс», который пришёл бы на смену успешному довоенному BMW 326. Проект создавался не на пустом месте – множество идей и наработок были взяты из перспективных программ конца 1930-х гг.
Кроме седана BMW 326, на проект также повлиял прототип BMW 332, выпущенный в 1940 г (в количестве 3-х тестовых экземпляров), который, по объективным причинам, так и не пошел в серийное производство. Эта модель должна была стать базовой для целого семейства кузовов на грядущее десятилетие. Однако осуществлению планов помешала Вторая мировая война.
Стоит отметить, что и восточногерманская часть разделённой компании, решила использовать довоенные дизайнерские наработки реализованные в BMW 332.
В 1951 году, производитель из ГДР представил свой прототип под названием BMW 342, основанный на модели 326 и уже выпускаемой в восточной Германии BMW 340.
Есть легенда, согласно которой, коллеги из ГДР оказали своим BMW 342 (путём небезвозмездной передачи части чертежей) непосредственное влияние на дизайн BMW 501. Данное предположение сомнительно, поскольку о существовании перспективной BMW 332, вдохновившей восточногерманских конструкторов, прекрасно знали и в официальной штаб-квартире BMW в Мюнхене, да и дизайн нового западногерманского седана к тому времени уже был готов.
Закончить историю 342-ого можно тем, что приоритеты фирмы в Айзенахе сместились на более компактные и дешёвые автомобили (что было в духе идеологии ГДР) и в серию преемник BMW 340 так и не пошёл.
Необходимо также упомянуть, что лавры первого послевоенного западногерманского серийного BMW могла примерить на себя модель 331/531, которая, к сожалению, так и не вышла за стадию прототипа представленного в 1951г.
Это была небольшая и простая по конструкции микролитражка, с 2-цилиндровым мотоциклетным оппозитником объёмом 600 куб.см.
Однако компания решила вернуться на авторынок именно с моделью, диаметрально противоположной по классу, стоимости и сегменту рынка. Что чуть не поставило её впоследствии на грань существования.
Впрочем, некоторые элементы дизайна передней части 331/531 стилистически напоминали грядущий 501-й.
Вернёмся к разработке будущего «ангела барокко». Дизайнером проекта был Питер Шимановски, результат творчества которого, не совсем впечатлил руководство BMW. Сработало правило: «не знаешь, как нарисовать – зови итальянцев». Задание поручили Pininfarina.
Однако прототип этой фирмы немцы посчитали слишком похожим на дизайн седана Alfa Romeo 1900, поэтому BMW осталась с проектом Шимановски. Что в будущем вылилось в некоторые конструкторские просчёты, к примеру со снаряжённой массой, оказавшейся много выше расчётной.
За техническую часть разработки отвечал главный инженер Альфред Бенинг. К его авторским решениям можно отнести: отказ от «модного» несущего кузова в пользу рамной конструкции, торсионная подвеска всех колёс, безопасное размещение топливного бака за задним сиденьем, полностью синхронизированная четырехступенчатая коробка передач.
Поскольку с перспективным силовым агрегатом были проблемы, и по первым расчётам, масса автомобиля находилась в разумных пределах – единственно верным решением виделось применение модернизированного мотора от BMW 326. Двухлитровая рядная «шестёрка» хоть и была надёжным, проверенным годами мотором, но уступала по многим параметрам двигателю будущего конкурента с трёхлучевой звездой на капоте - Mercedes-Benz 220 W187. Забегая вперёд, стоит отметить, что по многим объективным причинам, конкуренция баварцу в первые годы удавалась с трудом.
Итак, на выставке во Франкфурте в 1951 году BMW 501 был впервые показан в виде прототипа. Предсерийные автомобили отличались от будущих товарных формой нижних вентиляционных решёток передней части кузова.
На презентации, публика была очень удивлена, увидев такой представительный и дорогой седан в роли первого послевоенного BMW ещё очень небогатой западной Германии. Общественность прозвала 501-й - «Barockengel» (ангел в стиле барокко) из-за изогнутых, плавных форм кузова, которые напоминали стиль искусства эпохи барокко.
Но потенциальным покупателям пришлось запастись терпением – модель была запущена в производство только в ноябре 1952 года. И даже тогда у BMW все еще не было оборудования для прессования кузовных панелей. Первые 2 045 кузовов построила фирма Baur, после чего они были отправлены в Мюнхен для финальной сборки.
Лишняя и весьма затратная технологическая петля сказалась на цене конечного продукта – сумма в более чем 15.000 немецких марок, едва ли покрывала затраты на производство. Но путь «ангела барокко» начался! И об основных его вехах будет рассказано в ближайших статьях…
Что ещё почитать:
"Nissan Cedric Special 50 (1963) - предшественник модели President"
"Spyker C8 Laviolette - суперкар из фильма "Основной инстинкт - 2"