Найти в Дзене

Мнение эксперта: Почему Лада Нива — самый неубиваемый и самый популярный «пример для взрослых»?

Утверждаю однозначно — Lada Niva давно стала легендой! Более 45-ти лет на рынке, причем не только в России, но и далеко за её пределами; внедорожник до сих пор все ещё в ТОП-ах продаж как у нас, так и за рубежом.

Lada Niva
Lada Niva

Нива конца 1970-х
Нива конца 1970-х

«Отцами-основателями» этого уникального проекта считаются: главный конструктор Владимир Соловьев, ведущий инженер Петр Прусов и дизайнер Валерий Сёмушкин. Именно они, то выдающееся трио, которое решилось на невероятный эксперимент — создать полноприводное авто с несущим кузовом и комфортом легковушки, что на тот момент было новым и в мировом автопроме, и вообще в отношении внедорожников того времени. Ведь в те годы полноприводные автомобили в СССР (да и во всем остальном мире) разрабатывались в основном для армии, и только некоторые из моделей применялись в мирной жизни.

Путешествие Нивы по миру началось в 1978 году с Парижского автосалона. Придирчивые британские журналисты отмечали, цитата: «…недостатков у автомобиля совсем немного, да и те незначительные. На трассе от Нивы получаешь благоприятные ощущения, а на бездорожье она легко конкурирует с Land Rover и Range Rover, которые стоят в разы дороже».

Даже левый руль (а изначально праворульных Нив даже не существовало в природе) не смутил дотошных британцев. Российский внедорожник оказался вне конкуренции по цене, а по проходимости собрал самые высокие оценки — легко выходил из грязи, преодолевал крутые скользкие подъемы и — главное — не требовал какого-то специфического или особого внимания при обслуживании.

Настоящее

Нива уже давно находится в середине первой десятки самых продаваемых автомобилей на российском рынке. Только за первое полугодие своих обладателей нашли 20 392 автомобиля, что на 136% больше аналогичного периода прошлого года (8 639 экземпляров, что тоже немало). Прирост нынешнего года весомый, и это без учёта экспортных автомобилей. Нива до сих пор поставляется за рубеж, хотя и не в таких объемах, как прежде. Но её всё также любят в Австралии, США, Европе и Азии, словом, — на всех континентах.

В прошлом году американское издание Slash Gear включило этот автомобиль в международный рейтинг 12-ти самых надёжных внедорожников всех времён под рубрикой и с припиской «эти автомобили вас не подведут». Отбор производился по нескольким параметрам: качеству сборки, ремонтопригодности и долговечности использования.

Сегодня дилеры АвтоВАЗа предлагают две модели — Niva Legend и Niva TRAVEL. Если сказать простым языком, то (на самом-то деле) это два «несколько разных» автомобиля.

Niva Legend

Первый автомобиль — всем известная и хорошо знакомая еще из советских времен ВАЗ-2121 «Нива» — старый, проверенный временем и многими поколениями автомобилистов вездеход (именно так по-русски: вездеход). За минувшие десятилетия она претерпела множество обновлений, как наружных, так и в техническом плане, однако по-прежнему остается утилитарным практичным и недорогим внедорожником. Причем, недорогим — во всех смыслах этого слова: начиная от стартовой цены за новый или подержанный автомобиль и заканчивая расходами по его обслуживанию и содержанию.

NIVA LEGEND
NIVA LEGEND

Сегодня дилеры предлагают несколько модификаций Niva Legend — CLASSIC, ценой от 829 900 ₽, LUXE – от 914 900 ₽, URBAN с ценой от 934 900 ₽, плюс так называемые специальные серии — СПЕЦСЕРИЯ BLACK 943 900 ₽ и LADA Niva Bronto.

Что касается оснащения, то самая простая модификация уже имеет крепления для сидений ISOFIX, электростеклоподъемники и аудиоподготовку (без «радиолы»), а самая навороченная — противотуманки, подогрев передних сидений, электропривод/обогрев наружных зеркал заднего вида и даже кондиционер. Почему «даже»? …а потому что, повторюсь, — это утилитарный и недорогой «всепроходимец».

Экстерьер, как вы видите, довольно простой — ровные кузовные панели, которые, в случае чего, рихтуются в любом гараже, все стекла — прямые, кроме ветрового стекла. Да и салон довольно прост.

NIVA TRAVEL

Второй автомобиль — это NIVA TRAVEL, которая от рождения известна нам как «Шнива», совместное детище альянса GM-АвтоВАЗ. Здесь и наружность посовременнее (с аэродинамическими обводами), и головная оптика иная (не круглые «советские» фары), и салон выполнен из более дорогостоящих материалов, не говоря уже о «несколько более богатом» внутреннем оснащении.

 Lada Niva Travel
Lada Niva Travel

Здесь производитель также предлагает несколько спецификаций, начиная с базового варианта CLASSIC (от 1 042 900 ₽ с обогревом ветрового стекла, камерой заднего вида с омывателем и полноценной мультимедийной системой), плюс еще 5 модификаций:

  • COMFORT,
  • COMFORT OFF-ROAD,
  • LUXE,
  • СПЕЦСЕРИЯ [BLACK],
  • СПЕЦСЕРИЯ KHL.

Последняя стоит 1 312 900 ₽ на сегодняшний день, оборудована шноркелем, камерой заднего вида, 16-дюймовыми легкосплавными дисками, укомплектована шинами для тяжелых дорожных условий и, цитата: «Оригинальными аксессуарами KHL».

Что общего у всех этих авто?

Повторюсь: снаружи и по уровню оснащения/оборудования — это, конечно, «слегка разные» автомобили, но техническая начинка фактически одинакова. Двигатель 1,7 литра, но с разными настройками — от 80 до 83 л.с. (и причем более мощный мотор «положен» младшей модели, а 80-сильный – наоборот – более престижной, Тревэлу). Коробка одна — 5МТ, как и вся остальная трансмиссия и «ходовка».

Постоянный полный привод, межосевой дифференциал с принудительной блокировкой, понижающий ряд КПП, сапуны (специальные атмосферные клапаны) в картерах переднего и заднего мостов, защита поддона картера двигателя — автомобиль (что один, что другой) готов к покорению бездорожья.

Лада Нива и комфорт — это про них?

Многие владельцы отмечают, что последние Нивы получили хорошие сидения, которые ничуть не хуже, чем в иных иномарках. Особых восторгов заслужила новая панель и печка (отопитель), которая «жарит дай боже», запотеваний не даёт и можно выбрать различные зоны обдува, как в тех же иномарках. И работает она, кстати, гораздо тише, чем на предыдущих Нивах (и шестёрках), где её ласково именовали «карлсоном».

Автомобиль называют «честным», поскольку никто не заявляет о высоком комфорте для водителя и пассажиров, но и о них тоже не забыли. Практичная темно-серая или черная обивка сидений (с функцией подогрева), розетки на 12V на центральной консоли и USB в трансмиссионном тоннеле, кондиционер, охлаждаемый вещевой ящик, воздушный фильтр салона, электростеклоподъемники и тд.

Перед водителем много пространства из-за того, что лобовое стекло не завалено «назад», оно почти вертикальное в обоих автомобилях. У водителя даже ростом выше среднего над головой остается пространство, а хода сидения вперед-назад хватает с запасом.

Электропривод/обогрев наружных зеркал и ветрового стекла, датчики парковки, камера заднего вида с омывателем, регулируемая рулевая колонка, бортовой компьютер, мультимедийная система с 7-дюймовым цветным дисплеем — Нива прогрессирует и прибавляет в комфорте. Замена клавиш на кнопки сделала салон ещё более приятным и современным. Управление зеркалами удобное, когда-нибудь, возможно, они тоже начнут даже складываться, о чем мечтают ниваводы. Потолок стал более жестким и получил покрытие, как в иномарках, а плафон подсветки салона светит хорошо, удобно расположилась и кнопка ГЛОНАСС. Если багажника маловато, то заднее сиденье можно и вовсе оставить в гараже.

Правда, всё вышеперечисленное — это о «шеврониве» последнего поколения, а «легенда» как была простой, так и осталась.

Отзывы владельцев

Многие автовладельцы признают, что при покупке Lada Niva мук выбора особо не стояло. Автомобиль до сих пор остаётся приемлемым, хотя последние события не могли не сказаться на цене. Тем не менее, брать любой другой б/у внедорожник (иномарку) такого плана — значит столкнуться со «старческими» болячками, которые однозначно потребуют далеко недешёвых запчастей.

Некоторые владельцы сознаются, что подхватили вирус «Нивавода», который нельзя излечить даже путём приобретения автомобилей другой марки. Для одних Лада Нива служит вторым, а то и третьим автомобилем в семье — для вылазок на бездорожье с целью поохотиться или порыбачить, для душевных поездок на природу, где ждут даже не разбитые дороги, а вообще направления.

Для других владельцев (а их тоже немало) — это транспортное средство на все случаи жизни, поскольку живут в глубинке и об идеальных дорогах только мечтают. А ещё, в отличие от коммунальщиков, все они знают, что зима приходит ВСЕГДА и придет своевременно, а снегоуборочная техника, — если и выйдет расчищать дороги, то ее там будет «ноль целых и ноль десятых», и обязательно «не на нашей улице».

Некоторые владельцы, особенно «старых» Нив, отмечают, что в этом вездеходе по-прежнему много анахронизмов и атавизмов. Тем не менее они готовы мириться со всем подобным, хотя и надеются, что со временем качество сборки все-таки станет лучше. Считают, что Нива ещё долгое время будет востребованной и популярной, закрывают глаза на недочёты, вроде «пластиковых» запахов в салоне, тугого переключения передач, шатания руля и «вечного бренчания» двери багажника. Можно, конечно, купить машину вдвое дороже, но не факт, что она будет и вдвое лучше.

На ходу

Зато в движении Нива, еще цитата: «чистый кайф». При выезде на гравийную дорогу или грунтовку сразу ощущаешь, что авто в своей стихии — едешь, особо не заботясь о скорости, подвеска всё глотает и пробоев не дает. Правда «слегка козлит» — в силу своей короткой базы — эти слова в равной мере относятся к обеим Нивам — и к легенде, и к тревелу.

По лесу можно не искать накатанную колею, а ехать напролом. Как делятся своими мнениями владельцы, подобные покатушки — отдельная песня, ведь для Нивы направления — не преграды. Конечно, любой автомобиль можно посадить на брюхо, тут много ума не надо, но на подобном вездеходе застрять в глуши шансов куда меньше, чем на каком-нибудь новомодном кроссовере.
Примечание: хотя, конечно, известного правила: «чем круче джип, тем дальше идти за трактором» никто не отменял.

Шумов до 80-ти км/ч практически не слышно, мотор урчит мягко и немного шумит коробка передач. На скоростях повыше уже напоминает о себе раздатка, двигатель рычит серьезнее, а аэродинамические шумы звучат гораздо отчетливее. Это — об обоих автомобилях, но справедливости ради нужно отметить, что у «Тревела» звукоизоляция и ощущение комфорта значительно выше, чем у «Легенды».

Расход топлива обоих автомобилей по трассе показывает 7-8 литров, зимой — до 10 литров, а в лютые морозы несколько выше, зато прогревается салон минут за 15-20, а «в совсем-совсем лютый мороз» — минут за 30. Но, в конце концов, становится жарко так, что даже «шуба потеет».

От российского внедорожника никто и не ждёт особо выдающейся динамики, но и особых разочарований никто из знатоков не испытывает. Обгоны на трассе — не для Нивы, её стихия — что правда, то правда, — это те самые направления.

«Тонкие» места

Из поломок (особенно в Легенде) встречаются и протечки антифриза из-под патрубков в силу слабой затяжки хомутов (хотя на практике такой ремонт занимает пять минут), и гудят ступичные подшипники (особенно после водных и грязевых процедур), и достаёт еще многое-многое другое.

Впрочем, если что-то сломается или отвалится на ходу, то и это не беда; в любом придорожном автосервисе — и будут рады тебе, и задержат ненадолго.

Форумов и сообществ в интернете — целая прорва, где ниваводы со всей страны, со всех часовых поясов и из всех климатических зон делятся своими навыками, опытом, доработками и прочими, всегда дельными, советами.

Нива — простой и утилитарный автомобиль, который сами владельцы называют «конструктором для взрослых», «допилить» и «поколхозить» для автовладельца, у которого руки растут, откуда нужно, — самое оно. Причём и затраты не колоссальные, и запчасти не проблема.

Из личного опыта

Однажды на старой Ниве (ВАЗ-2121) пришлось мне от ГАИшников драпать (был такой грех, каюсь), причем по вспаханному колхозному полю. Добавьте сюда раннюю весну — снег уже начал таять, и дождик моросит, а под ногами — чернозём! Милиционеры на своей казённой шестёрке (ВАЗ-2106) даже не попытались догонять, а я — убежал. Когда в зеркале заднего вида исчезла милицейская «канарейка», я остановился перевести дух и осмотреть машину. Вышел, а идти невозможно! Ноги вязнут черноземе и глине (я был в сапогах), чтобы сделать хотя бы пару шагов — требуются неимоверные усилия, а машина — едет!

Самый главный недостаток

О многих достоинствах и «некоторых недостатках» обеих машин я сказал, но самый главный — слабый мотор! На одном из брифингов для журналистов «об очередных улучшениях модели» я тогдашнему главе GM-АвтоВАЗ (даже не буду сейчас пытаться вспоминать имя тогдашнего главы представительства) задал вопрос: «А почему вы до сих пор не поставили под капот мощный мотор? Ведь он туда просится! И у вас такой есть — опелевский (джиэмовский) 1,8 литра на 140 л.с.»

Ответом было молчание, а потом (после брифинга) более опытные и знающие товарищи пояснили мне, что, во-первых, подобного вопроса маркетинговая служба компании просила вообще не задавать (но я вот не знал и «высунулся»), а во-вторых, более сильный мотор и Ниву сделает более дорогой, упадут продажи. А самая главная цель любого капиталиста — какая?

Правильно — прибыль!

И с этим уже никак не поспоришь.

-5

Сергей Жебаленко,
автомобильный инженер, журналист, специально для сервиса
autockidka.ru

Если вам нужна партия автомобилей с НДС, автомобили в лизинг или же автомобиль по самой выгодной цене звоните нам по телефону: +7 (499) 877 49 08, ежедневно с 8:00 до 19:00 (мск), скажите что вы нашли нас в Дзен и получите персональную скидку нашего подписчика!

Подробнее с нашими ценами и автомобилями можно познакомиться на сайте АвтоСкидка.

Также к вашим услугам —
парк эвакуаторов. Мы возим автомобили по всей стране на эвакуаторах и автовозах. Каждый эвакуатор перевозит четыре автомобиля!

-6