Чтобы защитить груз от внешних воздействий, используют различные виды упаковки. Физическое повреждение груза (деформация) происходит в результате удара, критической нагрузки или трения.
При транспортировке резко возрастает опасность повреждения груза за счет его смещения внутри кузова. Для предотвращения смещения используются несколько способов его закрепления, которые в профессиональной среде принято называть «способами крепления груза». Строго говоря, в профессиональной терминологии груз считается незакрепленным, если он надежно не прикреплен к корпусу кузова грузовика, без возможности смещения. Закрепленный груз не имеет ни малейшей возможности перемещения по или вне кузова.
Основные способы крепления груза основаны на:
- объединении нескольких грузовых единиц в более крупную грузовую единицу
- ограничении пространства для смещения груза
- прижатии груза к корпусу
- жестком креплении груза к корпусу
· При объединении из частей груза компоновкой формируют более крупные устойчивые единицы, оборачивают их пленкой или сеткой, стягивают, связывают, делают единую упаковку, помещают груз в короба, клети, поддоны.
· При ограничении пространство возможного смещения ограничивают разбиением кузова на секции с помощью переборок, а также закреплением в кузове ограничителей - стоек, штанг, блоков, барьеров, упоров.
· При прижатии основными путями крепления становятся прижатие к корпусу с помощью стяжек, охватывающих груз снаружи (покрывные сетки, пологи, гибкий крепеж в виде стяжных ремней), растяжек (цепи, тросы), которые крепятся одним концом к крепежному элементу груза, а другим к кузову, а также применяют различные распоры (надувные баллоны, деревянные и металлические распорки).
· Для жесткого крепления к корпусу применяют фиксаторы, уголки и прочий вид крепежа. В некоторых случаях достаточно частичного закрепления груза. Например, при перевозке туш в рефрижераторах их крепят одним концом к потолку, допуская раскачивание, но предотвращая от сдвига по кузову.
В грузоперевозках также активно применяются комплексные способы крепления грузов, при которых несколько различных способов используются совместно.
Ниже представлены наиболее популярные виды крепления грузов в кузовах грузовых автомобилей, тралов, панелевозов, трубовозов, лесовозов, изотермических и рефрижераторных фургонов, беэбортовых площадок, полуприцепов и прицепов тентованной и открытой бортовой модификации.
1. Объединение грузов производят при помощи компоновки и связки, использования транспортировочных конструкций.
1.1. При компоновке груза из нескольких грузовых единиц формируют более крупную и устойчивую по форме конструкцию, учитывая силу тяжести, силу трения, форму, массу и размер составных частей. Наиболее применимые способы компоновки – покрытие, сцепка, перекрытие, подпор.
1.1.1. При компоновке с использованием нагрузки (покрытия) одни грузовые единицы сверху накрывают другими, связывая и нагружая их. Например, несколько рядов небольших блоков накрывают большим плоским связывающим грузом.
1.1.2. При сцепке грузовые единицы объединяются за счет выступов и пазов в их форме. Например, при офисном переезде формируют стойку из поставленных друг на друга одинаковых стульев. Другой пример – при квартирном переезде кресла переворачивают и кладут на диван или стол.
1.1.3. При перекрытии различные слои груза укладываются со смещением, как при кирпичной кладке.
1.1.4. Подпор предусматривает подпирание сбоку одним грузом другого.
1.2. При связывании грузовые единицы крепят друг к другу различными гибкими и жесткими крепежными приспособлениями.
1.2.1. Скрепление груза гибкой связкой - термоусадочной или стрейч пленкой, ремнями, цепями, лентами, жгутами. При обертывании груза термоусадочной пленкой или стрейч-пленкой из нескольких первичных грузовых единиц формируются укрупненные грузовые единицы (что к тому же облегчает транспортировку и учет). При этом повышается устойчивость и площадь опирания партии, что позволяет перевозить грузы на короткие расстояния без дополнительной фиксации к кузову.
1.2.2. Скрепление груза жесткой связкой – привинчивание, прибивание, прикручивание с помощью скоб, уголков, петель, пластин и прочего крепежа.
1.3. Объединение с помощью транспортировочных конструкций – поддонов, клетей, кассет, каркасов. Часто такие конструкции являются одноразовыми. Многоразовые конструкции являются возвратной тарой, перевозчики отвечают за их возврат в место погрузки.
1.3.1. Объединение груза с помощью поддонов (паллет) является наиболее распространенным способом формирования грузовых единиц при перевозках. По габаритам различают европоддоны (европаллет, EUR), финские поддоны (финпаллет, FIN), американские поддоны (US, американец) и другие виды деревянных, металлических и пластиковых поддонов.
1.3.2. Объединение груза с помощью клетейиспользуют при необходимости крепления с повышенной надежностью. Прочные клети предотвращают груз от выпадения и ударов. При этом, погрузка и выгрузка может производиться быстро и относительно несложно.
1.3.3. Объединение с помощью кассет обычно рассчитано на транспортировку одинаковых партий определенных однотипных грузов.
1.3.4. Объединение с помощью каркасов позволяет изготовить деревянный, фанерный и даже сварной металлический каркас под определенный нестандартный, часто ценный и ломкий (хрупкий) груз. Каркасы делают как под несколько единиц, так и под одно изделие.
2. При ограничении пространства для смещения груза используются преграды и упоры промышленного и кустарного производства. Преграды делят корпус на части (отсеки) различных размеров и препятствуют перемещению всех огороженных грузов из одной зоны в другую, упоры подпирают отдельные грузовые единицы и препятствуют их смещению по кузову.
2.1. Ограничение с помощью преград применяют в фургонах, тентованных и открытых грузовиках, в открытых безбортовых площадках. Преграды могут быть промышленного и кустарного производства. Часто в качестве преград выступают вертикальные стойки и горизонтальные штанги.
2.1.1. Ограждение с помощью переборок формируют из твердых материалов (щитов) или гибких материалов (сеток). В большинстве современных грузовиков в кузова вмонтированы различные виды фитингов (петли, скобы, кольца, перфорированные крепежные планки, такелажные полосы, блокировочные профили), к которым крепят переборки.
2.1.1.1. Для ограничения смещения щитами смещаемые и стационарные переборки в современных кузовах устанавливаются производителями под определенные задачи перевозчиков. Конструктивные щиты входят в дополнительную комплектацию грузовых автомобилей или приобретаются владельцами машин самостоятельно. Временные щиты часто изготавливаются в кустарном порядке из подручных материалов и крепят к поперечным распоркам и дополнительным стойкам. Для переборок и щитов используется термин «сепаратор», что означает «разделитель».
Пример ограничения возможности смещения с помощью щитов: Крепление груза с помощью усиленной обрешетки. При перевозках легких объемных грузов (утеплитель, гофрокартон), заказчики транспортных услуг стремятся заполнить максимально возможный объем кузова тентованных грузовиков. Закрепление груза ремнями не приводит к его надежной фиксации, что часто становится причиной «раздувания тента» - груз выпрет тент с боков кузова и ширина транспортного средства превышает разрешенные ПДД габариты. Это заметно снаружи и становится причиной остановки сотрудником ГИБДД и штрафа. Для предотвращения этой ситуации владельцы автомобилей усиливают обрешетку фанерой, картоном или ДВП.
2.1.1.2. Перегородки из сетки часто используются для быстрого разделения кузова на отсеки. При этом размеры отсеков легко формируются под определенный груз.
2.1.2. Ограничение пространства кузова стойками. При наличии в крыше и днище кузова крепежных фитингов или упорных полос, объем грузового отсека ограничивают дополнительными стойками. При отсутствии фитингов упор производится в пол и крышу, но надежность крепления резко снижается. Стойки могут упираться и в поперечные распорки. Деление на отсеки (секции) с помощью дополнительных стоек характерно для большегрузных фургонов.
Пример ограничения возможности смещения с помощью стоек: Крепление груза с помощью коников. Коники, это мощные усиленные вертикальные стойки, съемные или приваренные к поперечным балкам у днища кузова. Коники устанавливаются парами на равном расстоянии вдоль кузова и служат для перевозок длинных цилиндрических грузов (бревен, труб). Коники устанавливают на бортовых грузовиках, лесовозах, трубовозах.
2.1.3. Крепление груза с помощью металлических штанг-распорок. Крепление груза с помощью распорных телескопических штанг, которые устанавливаются поперек кузова на различной высоте и ограничивают объем грузового отсека, часто используется при перевозках паллетированного груза. Упор штанг производится в фитинги корпуса, что предотвращает повреждение кузова и повышает надежность крепления. Распорные штанги применяют для крепления груза в фургонах и тентованных грузовиках, в которых штанги упираются в боковые стойки.
2.2. Крепление груза с помощью конструктивных и кустарных упоров, которые монтируются к днищу или бортам кузова, препятствуя смещению в определенную сторону. Конструктивные упоры производители вносят в комплектацию автомобилей под различные распространенные виды и формы грузов.
2.2.1. Крепление конструктивными упорами включает специализированные ограничители и съемные упоры промышленного производства, которые крепятся к предназначенным для них фитингам корпуса. Широко используются специализированные ограничители для перевозки определенных грузов, конструктивно встроенные в корпус кузова. Например, при перевозках катушек, бухт или рулонов металлической ленты, бумаги, кабелей используют тентованные грузовики с округлыми выемками в днище, куда частично погружаются эти грузы.
2.2.2. Крепление кустарными упорами. Металлические уголки, фиксаторы, зажимы и упоры различных конструкций монтируют к днищу и бортам кузова, жестко фиксируя груз от смещения в определенном направлении. Металлические ограничители могут крепиться к корпусу гвоздями, шурупами или монтироваться без повреждений корпуса на встроенные фитинги различной конструкции. Часто применяется крепление груза с помощью деревянных брусков, колодок или клиньев. Например, при перевозке кабельных катушек, бетонных колец, бумажных рулонов без укладывания их на плоскую боковину, округлые торцы фиксируют подкладкой и прибиванием к днищу кузова деревянных брусков, высота которых препятствует перекатыванию через них. Многие владельцы транспортных средств отказываются от таких перевозок, чтобы не портить пол кузова. При коротких рейсах бывает достаточно просто подложить бруски, клинья, планки или пластиковые ограничители, не прибивая их к корпусу. С помощью кустарных упоров грузы крепят в фургонах, тентованных и бортовых грузовиках.
3. При прижатии к корпусу кузова используют методы стяжки, растяжки и распора. При стяжке гибкий крепеж опоясывает груз и прижимает его, крепясь к корпусу. При растяжке один конец гибкого или жесткого крепления закрепляется на грузе (к посадочному месту или к корпусу груза или его упаковки), а другой конец закрепляется на кузове. При распоре груз упирается в стенки кузова, а распорные приспособления прижимают его сильнее и надежнее.
3.1. Крепление груза методом стяжки заключается в поверхностном захвате груза гибкими ремнями, тросами, цепями, сеткой, пленкой, тканью, канатами или веревками с целью придания ему устойчивости и снижения риска повреждения от удара и трения об элементы кузова, а также составных частей груза между собой. Для предотвращения смещения, стянутый груз крепят к специальным конструктивным элементам кузова.
3.1.1. Крепление груза к кузову грузовика стяжными ремнями из синтетического материала производится для предотвращения его повреждения в результате смещения, падения, трения и удара. Обычно для этой цели используются прочные синтетические ремни шириной от 25 до 100 мм и длиной 3, 4, 5, 6, 8 и 10 метров в комплекте с храповым механизмом и крюком. Стяжные ремни способные выдержать нагрузку на разрыв до 3 тонн. Такие комплекты приобретаются водителями на автозаправках и в автомагазинах. Стандартным считается наличие 5-6 ремней в большегрузе, что позволяет закрепить до 33 европаллет. Иногда требуется до 15 ремней, чтобы закрепить груз. Стяжные ремни крюками крепятся к бортам и днищу кузова с помощью вмонтированных в корпус кузова крепежных фитингов (петель, скоб, колец, перфорированных крепежных планок, такелажных полос, блокировочных профилей). Подобный способ крепления обычно применяется при перевозках бортовыми, тентованными грузовиками, фургонами и площадками на дальние и средние расстояния к грузам на паллетах, навалом, в емкостях, коробах и штучным.
3.1.2. Крепление груза стяжкой тросом или стропом. При стяжке и фиксации в корпусе грузов большой массы, используют тросы или стропы в комплекте с устройствами натяжения – рэтчетами и талрепами. Максимальная нагрузка на разрыв таких стяжек в ряде случаев доходит до 10 тонн. Чаще всего этот метод крепления используется при перевозках тралами крупногабаритных по массе железобетонных изделий, металлоконструкций, каменных валунов, а также при перевозках панелевозами, лесовозами, трубовозами.
3.1.3. Крепление груза в кузове стяжкой цепями позволяет перевозить максимально тяжелый груз. Максимальная нагрузка на разрыв применяемых цепей может доходить до 15 тонн и даже более. Фиксацию обеспечивают применением рэтчетов и талрепов. Цепь крепится обоими концами к кузову.
3.1.4. Крепление груза стяжкой сеткой или пологом. При этом способе из груза, состоящего из нескольких первичных грузовых единиц, формируют укрупненную транспортную единицу, накрывая такелажной сеткой или пологом, которые для предотвращения смещения груза крепятся к фитингам кузова (петлям, скобам, кольцам, перфорированным крепежным планкам, такелажным полосам, блокировочным профилям). Этот способ применяется при перевозках бортовыми, тентованными грузовиками, фургонами.
3.2. Крепление груза с помощью растяжек. В качестве растяжек (оттяжек) применяют тросы, стропы, цепи, канаты, ремни и веревки. В комплект металлических растяжек обычно входят рэтчеты или талрепы. Растяжки крепятся к крепежным узлам груза или его упаковки, что отличает этот метод от метода стяжки, в котором происходит поверхностное покрытие груза гибкими крепежными материалами. Другой конец растяжек крепится к корпусу кузова или его крепежным ложементам.
3.2.1. Крепление груза растяжкой ремнями. Один из популярных методов при квартирных и офисных переездах, перевозке легкой техники (мотоциклов, скутеров, снегоходов, катеров. Один конец ремня крепится к грузу, другой к кузову. Для надежной растяжки необходимо несколько ремней.
3.2.2. Крепление груза врастяжку тросами применяют к тяжелой технике, оборудованию, стройматериалам, прежде всего имеющим крепежные (монтажные) петли или фурнитуру.
3.2.3. Крепление груза цепями с растяжкой часто используют для негабаритных перевозок сверхтяжелых грузов тралами. Цепи крепят к крепежным элементам груза и корпуса трала.
3.3. Крепление груза методом распирания (распорки, распора) Распор груза за счет другого груза, с помощью распорок различной конструкции от кустарных деревянных до распоров промышленного изготовления (штанг) используется в основном в перевозках грузовиками с прочными бортами.
3.3.1. Крепление груза деревянными или металлическими распорками. В этом случае применяются самодельные или промышленные распорки - деревянные распорки, распорные телескопические штанги, зажимные штанги. Они одним концом упираются в корпус кузова, а другим в груз или поддон, короб, кассету, каркас.
3.3.2. Крепление груза с помощью пневмооболочек
В последнее время популярным способом закрепления грузов, как паллетированных, так и нет, стало применение пневмооболочек, также называемых непрофессионалами надувными подушками, надувными мешками, пневмопакетами. Они помещаются между рядами груза в кузове фургона и при надувании прижимают груз к стенкам, обеспечивая устойчивость и предохраняя ряды от смещения. Часто пневмооболочками заполняют пространство между последними поддонами и воротами кузова фургонов и тентованных грузовиков.
4. Крепление груза методом жесткой фиксации заключается в прочном скреплении груза с кузовом с помощью конструктивных крепежных элементов или кустарным способом.
4.1. Жесткое крепление груза с помощью конструктивных крепежных элементов (встроенных в корпус кузова фитингов различной конструкции) позволяет закрепить груз либо полностью неподвижно, либо с фиксацией в одной точке. Например, метод частичной фиксации к креплениям в потолке кузова широко применяется при перевозке охлажденных туш крупного рогатого скота в рефрижераторах, обеспечивая проветривание туш со всех сторон и единый температурный режим во всем объеме кузова.
4.2. Крепление груза жесткой фиксацией кустарным способом заключается в прибивании, привинчивании, прикручивании груза к корпусу кузова
Отвечаем на вопросы: Крепление груза в кузове грузовика что это? Почему нужно закрепить груз? Как правильно закрепить груз в кузове грузовика, полуприцепа, прицепа, трала, автомобиля? Какие способы крепления груза? Как и чем крепится груз при перевозках? Как закрепить груз в кузове пленкой, ремнем, тросом, цепью, стяжкой, упором, распором? Что такое переборка, стяжка, траверса, рэтчет, талреп, строп, пневмооболочка, храповый механизм, коники, усиленная обрешетка, фитинг, перфорированная крепежная планка, такелажная полоса и сетка, распорная телескопическая штанга, зажимная штанга? Как крепят кабельные катушки, бетонные кольца, бумажные рулоны, рельсы, оборудование, балки, пролеты, кирпич, мотоциклы в кузове грузовика? Как крепятся штанги и стойки в кузове? Как усилить обрешетку тента? Что такое усиленная обрешетка кузова тентованного грузовика? Что такое коники? Зачем нужны коники в кузове грузовика? Как закрепить трубы и бревна брусками? Зачем бруски прибивают к полу кузова грузовика? Какие фиксаторы используют для крепления груза в кузове грузовика? Как крепят груз тросом, цепью и стропом? Какие есть способы стяжки груза? Что значит крепление стяжкой? Как крепят груз в кузове стяжными ремнями, пологом и сеткой? Как крепят груз в кузове растяжкой? Что такое растяжка? Как крепят груз в кузове грузовика с помощью распорок? Какие есть распорки? Как крепят груз в кузове грузовика пневмооболочкой? Что такое пневмооболочка? Как крепят тушу скота в кузове на потолочные крюки? Какие перевозят туши животных, коров, овец?