Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«До свидания, мальчики» - печаль, искренность, любовь

В конце 1950-х – середине 1960-х появился целый пласт молодёжной литературы и воспоследовавшего за ней молодёжного кино. Все эти произведения отличало «состояние потока», в котором жили герои, причём речь могла идти о серьёзных темах, включая войну, строительство крупных объектов и становление личности советского человека. Впрочем, тот «поток» был характерен не только для молодёжного искусства. Просто в нём он оказался непременным. Как воздух.

Обложка книги (1961) и постер к фильму «До свидания, мальчики» (1964). Википедия и Кинопоиск.ру.
Обложка книги (1961) и постер к фильму «До свидания, мальчики» (1964). Википедия и Кинопоиск.ру.

Кстати, о воздухе. Это первое, что ощущается, когда читаешь повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики» (1961) и смотришь невероятно удачную экранизацию Михаила Калика, сделанную в 1964 году. Прозрачный, напоенный морем и солнцем воздух. В книге там ещё и бесконечные вкрапления сирени, белой акации, фруктов. Палитра южного города. Узнаваемый наш Крым. У Балтера этот город – Евпатория, малая родина, вкус детства.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Кинопоиск.ру.

Оттепель – время осмысления великой войны. Отсюда – такие сюжеты. Название взято у Булата Окуджавы, спевшего: «До свидания, мальчики! / Мальчики, Постарайтесь вернуться назад». Изначально всё называлось «Трое из одного города» и уже в таком виде произвело фурор. Моя мама, как раз «человек Оттепели» и шестидесятница, вспоминала, что этот сюжет стал откровением для тогдашней молодёжи.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.

Довоенные мальчики и девочки казались сверстниками, а не «родителями» (Балтер родился в 1919 году и описывал своё поколение). Итак, три друга живут в южном городе и каждый из них уже выбрал свою дорогу – Володя Белов (Евгений Стеблов) хочет стать геологом, Саша Кригер (Николай Досталь) - врачом, а Витя Аникин (Михаил Кононов) – учителем. Эти муки выбора очень хорошо разобраны в книге, но в фильме они даны в виде штрихов.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). 7 дней. ру.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). 7 дней. ру.

Главное отличие киносюжета от повести – ощущения вместо фактов. Всё подаётся через звуки музыки Микаэла Таривердиева, свет, пейзаж, полунамёки и – долгие проникновенные взгляды. Особенно это касается любви. У каждого из парней есть девушка, но всё внимание и автора книги, и режиссёра обращено к подруге Володи - к Инне, или Инке, как называют её товарищи. Инка (Наталия Богунова) – не идеальна. Плохо учится, вертлява, болтает бессмыслицу, изображает из себя бывалую и – уже нравится мужчинам, а не лишь пацанам.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.

И в повести между Володей и его девушкой была та самая близость, поданная столь деликатно, что ребёнок, вдруг решивший это прочитать, ни за что не понял бы, а повзрослевшие поняли бы всё: «– Ничего, не бойся, – сказал я. – Когда-нибудь это все равно должно было случиться. Страха больше не было: были растерянность и стыд». Авторы Оттепели предпочитали неидеальных героев, даже, если они – лучшие комсомольцы города, как те трое друзей.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.

При этом все знали, что эти смешные ребятки, пытающиеся быть взрослыми – неумело смолящие папиросы и заставляющие парикмахера брить свои гладкие лица - повзрослеют быстрее, чем хотелось бы им самим. Да, фабула – как бы ускользает. Есть основная линия – троих парней по распоряжению комсомольской организации направляют в военное училище. Их согласие – некая фикция, ибо все понимают, что отказаться попросту невозможно.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Кинопоиск.ру.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Кинопоиск.ру.

Практически весь фильм эти мальчики и девочки ходят, спорят, умничают или острят, купаются, смотрят вдаль. В этом и есть смысл бытия – уловить момент «здесь и сейчас». Жизнь – калейдоскоп. Мы узнаём о героях из неких отрывков и пары слов. Так, мы достраиваем биографию Володиной «партийной мамы», бросив взгляд на её дореволюционное фото – юная барышня в платье с рукавами-буфами. Рядом с ней – кавалер, будущий отец парня.

Кадры из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншоты.
Кадры из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншоты.

А сейчас мать – вдова, немолодая и суровая партийка, для которой не закончена Гражданская война. Дева дворянского рода, ушедшая в Революцию. Так типично и – так эпохально! Она - спартанка и всё ещё романтик. Быт - в загоне. Главное - служить Большому Делу. В роли мамы - Ангелина Степанова, игравшая на театральной сцене королев и барынь. Несколько пунктиров и всё ясно. Ещё отличный образ – Жестянщик (Ефим Копелян). Человек, люто презираемый компанией мальчишек. За что?

Кадры из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншоты.
Кадры из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншоты.

Он переодевается в морскую фуражку и фланирует по набережным, ища курортниц, дабы завести с ними роман. Ребятам противно в Жестянщике всё – и вранье, и те выспренние пошлости, которые он говорит своим «жертвам». В конечном итоге, пацаны решают открыть глаза одной из эффектных красавиц (Эльза Леждей), что клюют на фуражку-приманку. Дама расхохоталась в лицо несмышлёнышу Витьке, заявив, что в курсе. Дескать, да, знаю, что не капитан. И этот момент – ступень к взрослению мальчишек.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.

Они начинают видеть не только чёрное и белое, но и сложные цвета. (Мама рассказывала мне, что в юности считала Жестянщика чудовищно омерзительным и даже подлым - он выдаёт себя за другого, за Идеал Другого, а потом поняла, что у этого маленького человека есть кусочек радости, так почему бы и нет, если это всего лишь неопасное враньё?) А это щемящее чувство, когда зритель знает, что предстоит героям, особенно, если предстоит - битва?

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.

Повесть – жёстче, в ней есть суровый стиль. Там сказано, что Витька погибнет, а Саша …умрёт в тюрьме, после войны, когда его арестуют по «делу врачей», как еврея. То есть, не уклонившись от обязанности стать военным, он всё-таки вырулил на свою дорогу, но судьба внесла жестокие коррективы. В фильме же – лишь призрачная прозрачность, которая будет утрачена уже в следующее мгновение, потому что небо войны прозрачным не бывает.

Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.
Кадр из фильма «До свидания, мальчики» (1964). Скриншот.

Zina KorZina (c)

  • Статьи по теме:

1. Какая экранизация культовой молодёжной книги 1960-х не получилась?

2. В каком фильме 1960-х состояние потока доведено до совершенства?

3. Была ли молодёжь 1960-х такой уж безобидно-солнечной при всех её достоинствах?