Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Июльский дождь», как символ эпохи

О чём фильм? А ни о чём! Это так кажется. Стиль «нахождения в потоке», свойственный шестидесятникам, создавал ощущение той самой ниочёмности. Если же смотреть внимательно, «Июльский дождь» (1966) – это много событий и – гамма чувств.

Снято в псевдо-документальной манере, будто оператор подглядывает за героями, а они живут, как могут. Люди, машины, приезды-отъезды послов, а фоном – кто-то невидимый крутит настройку приёмника, ища музыку всех континентов – от популярной классики до молодёжной попсы.

Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.

А ещё нам показывают лица эпохи чинквеченто – то было модно в те годы, мыслить себя «в прекрасном», быть наследниками этого всего и, разумеется, Возрождения. Это не просто листы в типографии, где трудится главная героиня – это манифест поколения. Отцы и деды были от сохи, а мы-то... мы - это неон, нейлон, кибернетика и романы братьев Стругацких.

Перед нами пара интеллектуалов, живущих …вне законного брака (и это – тоже манифест поколения), как принято в Париже, в романах Франсуазы Саган. Поразительно, что ещё лет 5-6 назад было бы невозможно вообразить подобных мужчину и женщину в качестве положительных персонажей.

Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.

Напомню, что всё тот же Марлен Хуциев снял и «Весну на Заречной улице» (1956) с её устойчивым мотивом «крепкой семейности». В «Июльском дожде» ребята, которым под 30, просто живут вместе. Володя и Лена. Александр Белявский и Евгения Уралова. Они красивы и современны.

Он, как водится, крутой-молодой учёный, чьи открытия «ворует» начальство. Она – инженер в типографии, но ещё и балуется переводами. Оба не имеют своей квартиры, но она им не особо нужна – их бытие напоминает …июльский дождь.

Вечеринка 1960-х годов. Разговоры обо всём и ни о чём. Из семейного альбома автора текста.
Вечеринка 1960-х годов. Разговоры обо всём и ни о чём. Из семейного альбома автора текста.

Я не просто так упомянула в начале слово «поток». В самом начале некто Женя одалживает незнакомой девушке – нашей героине – свою непромокаемую куртку. Это было возможно только в 1960-х – отдать вещь и не особенно надеяться на возврат. Куртка - незначительная деталь потока, ибо вокруг всё такое - дивное.

Женя звонит Лене …потому что она ему нравится, а не ради куртки. Понравилась, как мимолётное виденье и - силуэт в журнале «Юность». Телефонные диалоги – отдельная сказка. Вообще, в этом фильме главное – болтовня, от которой все там устают, но остановиться уже не могут. Разговор - это парадигма эпохи.

Типичное фото 1960-х годов. Разговор тут может быть, о чём угодно - от абстракционизма до ядерной физики, от баек геологов до моды на мини-юбки. Из семейного альбома автора текста.
Типичное фото 1960-х годов. Разговор тут может быть, о чём угодно - от абстракционизма до ядерной физики, от баек геологов до моды на мини-юбки. Из семейного альбома автора текста.

Никогда люди так много и - так массово не говорили. Все разговоры были «про вообще» - туда помещались и цитаты из классиков, и шутки, и умности, и откровенная дурь, впрочем, всегда поданная, как эффектная реплика. Смеялись. Пели.

Обсуждали великое и прекрасное будущее, которое вот-вот настанет. Были патриотами, ибо сложно не быть патриотом космической сверхдержавы, которою все уважают, а не боятся. Но при том, слыли космополитами – танцевали «ихние» (sic!) танцы и учили буржуйские наречия.

Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.

Центральным, хотя, эпизодическим (и такое бывает!) героем является бард Алик, сыгранный Юрием Визбором. Слегка разочарованный циник, он каждый раз с новой «дамой сердца», причём каждый раз выбирает глупее себя – он бы выбрал главгероиню, да она честно просит его …не петь.

Авторы показали тупиковость, которую не ощущали тогдашние студенты и доценты-с-кандидатами. Алик – это и есть вечно-юные шестидесятые, но в том-то и штука, что юность не бесконечна, а кто её длит намеренно – печален под своею маской. И дамы сердца будут всё глупее раз от раза.

Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.
Кадр из фильма «Июльский дождь» (1966). Скриншот.

В финале девушка, а точнее взрослая 27-летняя женщина Лена отказывается выйти замуж за Володю. Потому что она его не любит, да и предложение он делает как бы через силу. Ему неохота, но часики-то тикают. Да и Лена - хороша. Лучше не отыщет.

С Володей было интересно дружить и трепаться, ехать куда-то в ночь, на тусовку, где очкастые мальчики сосредоточенно танцуют модные танцы и глубокомысленно курят над чашечкой кофе. Но оказалось, что реальность – вообще другая. 1960-е предпочитали июль и - тёплый дождик, а вот 1970-е - уже осень.

Zina KorZina (c)

  • Cтатьи о фильмах 1960-х годов:

1. «Я шагаю по Москве» - фильм о не случившихся возможностях.

2. «Долгая счастливая жизнь» - самый жуткий фильм 1960-х.