Найти тему
VR-Labs

Двигатель, изобретённый священником

Оглавление

Пусть и нет никаких ограничений по профессии, чтобы сделать какое-либо изобретение, и вероятно священник никогда бы не задумался о том, чтобы создать свой собственный двигатель, но в этой истории всё произошло иначе.

Роберт Стирлинг
Роберт Стирлинг

Роберт Стирлинг – шотландский священник любил свою работу и выполнял её хорошо, у него было много приходов и это до определённого момента был основной его вид деятельности. Надо отметить, что в детстве Стирлинг унаследовал интерес к конструированию от своего отца, впоследствии оно вылилось в изобретение.

Почему Стирлинг решил сделать двигатель?

Причин было как минимум две, первая – та, что была озвучена выше, это интерес Стирлинга к конструированию и инженерным приспособлениям. Вторая причина – это высокий риск работы с паровыми двигателями того поколения (а мы напоминаем, что годы жизни Стирлинга расположились между 18-м и 19-м веками, годы жизни 1790-1878), дело в том, что в его приходе были рабочие, которые постоянно имели дело с паровыми двигателями. Постоянные травмы разной степени побудили его к тому, чтобы переработать сам двигатель. Основная причина травм заключалась в том, что двигатели изготавливались из металла. Прочности его зачастую не хватало и это приводило к взрывам.

Воздушный двигатель Стирлинга

Хотя они называется двигателем Стирлинга, по сути – это улучшенная воздушная тепловая машина, кои были известны и существовали ещё с начала 18-го века. Священник-конструктор же сделал крайне удобную и готовую к использованию модель тепловой машины, котораялишена недостатков её предшественников и выдаёт лучший КПД при определённых условиях.

Сам Стирлинг незамедлительно запатентовал своё изобретение, как только оно было доведено до ума. Произошло это 27 сентября 1816 года. Ключевой особенностью является последовательный нагрев и охлаждение с извлечением энергии из возникающего при этом изменения давления.

Прогресс не стоял на месте

Сам Стирлинг признавал, что его вариант воздушной тепловой машины – это безопасный вариант парового двигателя, который не взорвётся от высокого давления внутри котла. Материалы совершенствовались и по итогу в 1876 году Генри Бессемер открыл новый вариант производства стали, который так и назывался: Бессемеровский процесс. Стирлинг понимал, что после такого его тепловые машины могут стать анахронизмом, при этом он в письме Бессемеру отметил, что надеется не только на новый скачок технологического прогресса вместе с этим открытием, но и на повышение эффективных показателей его воздушных двигателей.

Как исторически технологии сменяют друг друга?

Можно долго дискутировать о том, какие технологии стали бесполезны и оказались на задворках технологического прогресса, а какие до сих здравствуют и выдают хороший КПД. Мы верим в то, что каждой технологии своё время, своё место и своё применение. История знает немало случаев, когда технологии изобретённые сотни лет назад, а то и тысячи (читайте наш материал про Геронов шар), получают второй шанс и разворачивают жизнь человечества на 180 градусов. Возможно и тепловые машины Стирлинга тоже рано или поздно возродятся в виде нишевой технологии, необходимой для решения отдельной задачи.