В предыдущих статьях мы много говорили о том, как сделать так, чтобы не позволять токсичным коллегам портить вам жизнь и времяпровождение на работе.
И вариантов много - можно выстраивать свой формат общения с манипулятором, можно игнорировать его, а можно и в целом сменить место работы.
Но что же делать, если человек, который не дает вам спокойно жить и работать - это ваш непосредственный руководитель?!
Давайте сразу обозначим, если для вас наличие руководителя как такового - это уже само по себе проблема, то данная статья вам, к сожалению или счастью, не поможет. Фриланс или предпринимательство - ваше все.
Итак, кто же такой трудный руководитель?
Это тот человек, который может обладать прекрасными профессиональными навыками, но его ценности, сама личность или навыки межличностного общения серьезно страдают. Или же наоборот, он может быть достаточно приятным и интересным в общении человеком, но его профессионализм и занимаемое место вызывает у коллектива огромное количество вопросов.
Точнее говоря, трудный начальник – это человек, которому вы подчиняетесь, но которого вы не уважаете и не любите, который представляет угрозу вашему психическому здоровью и профессиональному прогрессу. Он вызывает у вас стресс, поступая неподобающим образом по отношению к вам или вашим коллегам с постоянной критикой вашей работы и нарушая этические нормы поведения.
Очень часто, когда кто-то сталкивается с трудным боссом, он просто решает быть смирным и ничего не предпринимать в ответ. Люди выбирают путь наименьшего сопротивления. На каком-то уровне этот тип предотвращения конфликтов может быть понятен, но это не самый лучший выбор.
Дело в том, что когда вы решаете не предпринимать каких-либо действий, вы рискуете постоянно причинять сами себе проблемы. Угроза невыносимого руководителя довольно разнообразна. Они могут повлиять на вас несколькими способами. Например, они будут воздействовать на вас психически, вызывая когнитивную усталость, большие трудности с концентрацией и рациональным мышлением, а также повышать вероятность негативных мыслей. Они будут влиять на вас физически из-за сильной связи между умственной и физической усталостью, а значит вы всегда будете ее чувствовать, постоянно находясь в их присутствии.
Отсюда делаем вывод, что ваша производительность начнет снижаться. Чем больше вы чувствуете усталость и моральную нагрузку, тем сложнее вам работать на высоком уровне. Конечно, все это предполагает удар по вашей репутации и качеству ваших отношений. Таким образом, конечным результатом является снижение вашего профессионального потенциала.
Можно, конечно, попробовать выбрать иной вариант - решать все на эмоциях, поддаться конфликту, начать что-то доказывать руководителю. Однако это тоже путь в никуда. Такое поведение лишь вызовет еще больший конфликт.
Что же тогда делать? Для начала надо выдохнуть, успокоить чувства, трезво взглянуть на ситуацию и составить план действий.
Шаг 1. Первым пунктом в ваших размышлениях должно идти определение серьезности проблемы.
- Самый важный вопрос, на который вы должны ответить для себя, это планируете ли вы оставаться на этой работе. Цените ли вы ее или с легкостью готовы распрощаться.
Только будьте максимально честны перед собой. Мы много раз сталкивались с людьми, которые держались по 3-5-10 лет за работу из-за коллектива, близости к дому, зарплате и т.д. Но по факту выяснялось, что сама по себе их деятельность никакой ценности не представляла. Более того, она вызывала лишь негатив и отторжение.
- Следующим шагом определите, насколько серьезна ваша ситуация. Возникают ли конфликтные ситуации каждый день или вы испытываете дискомфорт пару раз в месяц? Может ваша продуктивность начала снижаться от постоянного стресса, утро понедельника вы ожидаете со страхом, работа не выходит у вас из головы, став главной темой ваших разговоров? Или же вы, наоборот, стали более продуктивны от осознания, что результаты вашей работы находятся под контролем?
Ответы на эти вопросы помогут понять ваше отношение к рабочему процессу и то, действительно ли стресс связан с руководителем? Или может он просто является неким условно символом вашей продуктивности и результативности?
- Далее ответьте себе: конфликт в команде затрагивает только вас или же ваши коллеги тоже начали обновлять резюме? Чем больше людей задействовано, тем больше у вас шансов отстоять свою точку зрения.
От ответов на эти вышеперечисленные вопросы будет зависеть ваше дальнейшее поведение. Если вы не хотите менять работу, а нападки от начальника происходят каждый день, утро вы начинаете с приема успокоительного, а разговоры с коллегами у кофемашины все чаше сводятся к обсуждению очередного эпичного разбора полетов с руководителем, то пора переходить к следующему пункту.
Шаг 2. Важно выяснить основную причину проблемы и ее первоисточник.
Причины можно поделить на четыре вида: ваш руководитель, вы сами, коммуникация между вами и прочие факторы, не зависящие от вас.
- Причина в самом руководителе. Он ведет себя некорректно, необоснованно критикует вас или же чрезмерно контролирует. Вас может беспокоить только один аспект в его поведении или же все сложнее и у вас целый список нареканий.
- Проблема в вас самих. Многие скажут, что, мол, это невозможно и они идеальные работники. Может это действительно так, а может и нет. Давайте честно, сложно оценивать себя и свое поведение. Постарайтесь все же быть объективными и хотя бы попробуйте проанализировать возникшую конфликтную ситуацию, рассматривая себя как основную причину.
- Коммуникация между вами и руководителем. Возможно, вы оба прекрасные люди и состоявшиеся профессионалы, но при вашем взаимодействии почему-то начинается эмоциональный фейерверк.
- Прочие факторы. Это могут быть проблемы в коллективе, кризис в фирме или всеобщая ситуация в стране и мире. Основное, что надо понимать в данном случае, внешние факторы не должны влиять на ваше отношение к руководителю. Скорее всего при устранении кратковременного вмешательства в вашу работу сил, которые вы не можете изменить, все вернется в норму и ваше восприятие действий руководителя не будет столь острым.
В случае, если причина окажется в вас самих (такое всегда сложно признать), сразу скажем - не стоит гнобить себя и впадать в состояние «синдрома самозванца», надо принять это как хороший стимул для прокачки своих скиллов, будь то профессиональных или же коммуникационных. Если есть возможность пройти обучение, то воспользуйтесь им. Постарайтесь выйти из конфликтной ситуации не только без потерь, но и приобретя полезные навыки и бесценный опыт.
Если же источник проблемы лежит в самом руководителе или вашей с ним коммуникации, то тогда переходим к разработке плана действий и урегулированию сложившейся ситуации.
Шаг 3. Определить тип вашего руководителя.
От этого будет проще отталкиваться при составлении плана действий.
Существует множество типов начальства, с которыми вы можете столкнуться. Например, вечно отсутствующие, которых постоянно нет на рабочем месте или он может быть трудоголиком, который никогда не понимает, что вы делаете свою работу в отведенное для этого рабочее время. Но мы выделим для рассмотрения наиболее часто встречаемые типы руководителей: Микроменеджер, Критикан и Некомпетентный.
Микроменеджер – это человек, который постоянно вас дергает по поводу вашей работы, он назначает множество встреч с вами для обсуждения каждого вашего шага. Им очень трудно дать вам свободу, чтобы вы могли выполнять свою работу. Что интересно, для большинства микроменеджеров проблема заключается не в отсутствии доверия к вам, а в том, что им просто нужно все контролировать.
Чтобы справиться с таким руководителем, спокойно и лаконично повторяйте ему инструкции, когда он даст вам задание. Это помогает им чувствовать уверенность, что вы их правильно услышали. Другая простая тактика, которая часто работает, особенно для больших проектов – это активно высылать обновленные данные на каждом этапе реализации проекта. Это делается для того, чтобы держать их в курсе и не давать им повода наседать над вами.
Критикан – это человек, который постоянно критически высказывается о каждом вашем действии. Единственный, кто их действительно волнует и интересует – это только их личность. Если их критика носит личный характер, а не профессиональный и она распространяется также и на ваших коллег, тогда лучшим решением будет просто ничего не предпринимать в плане конфронтации с ними. Поймите, что дело не в вас, у них есть проблемы. По опыту можем сказать, что такие начальники всегда остаются такими, но внутри себя они вас оценивают и могут относиться к вам с уважением, и в результате могут рекомендовать вас на повышение, выплату премий и предпринять другие полезные для вас действия.
Некомпетентный. Людей часто продвигают на руководящие должности по многим причинам, а не только за лидерские качества. Когда менеджер делает ошибки или просто не понимает того, что должен делать, это может вызвать у вас множество проблем. Здесь важно помнить, если вы хотите выходить из этих отношений невредимыми, вы должны оставаться позитивным, стараться помочь им и никогда не выпячивать свою компетентость в сравнении с ними.
Вместо этого рассмотрите возможность использования небольших фраз или вопросов как, например, «Мне кажется, что мы это еще не рассматривали». Это намного лучше, чем вы бы сказали: «Мне кажется, что вы забыли рассмотреть». Вы пытаетесь привнести знания и внимательность. Это означает, что вы никогда не будете с ним ругаться. Ваша цель – быть максимально полезным, продолжая работать над своим долгосрочным планом развития.
Независимо от того, с каким сложным боссом вы столкнулись, помните, что вы не можете их контролировать. Вы можете контролировать только то, как вы реагируете.
Шаг 4. Разработка плана, подготовка и активные действия.
Прежде чем приступить к активным действия подготовьте доказательную базу. Документируйте свое взаимодействие с руководителем. Особое внимание уделите целям и результатам вашей деятельности. Постарайтесь избегать устных указаний и оценок качества работы. Сложно будет выставить вас некомпетентным сотрудником, если все задачи закрыты в срок и нет письменных замечаний к вашей работе. Если же конфликт лежит в сфере коммуникаций, то документируйте некорректное поведение в ваш адрес, на этом этапе воздержитесь от общения тет-а-тет с руководителем, пусть коллеги станут вашими свидетелями, это пригодится в дальнейшем.
Далее определитесь будете ли вы разговаривать с руководителем напрямую или же более рационально привлечь стороннего наблюдателя, возможно это будет руководитель отдела персонала или же босс вашего босса.
Остановившись на первом варианте, выберете подходящее время. Стоит заранее запланировать вашу встречу. Обдумайте вопросы, которые необходимо разрешить и подготовьте конкретные тезисы. Постарайтесь исключить эмоции и обвинения из вашей беседы, тон голоса также имеет значение.
Например вместо фразы «Иван Петрович, вы всегда стоите надо мной и контролируете мою работу и это меня сильно беспокоит», вы можете начать так: «Я заметил, что вы часто меня контролируете. Есть ли какая-то проблема, о которой я должен знать?» Или «На прошлой неделе вы проверяли меня восемь раз, поэтому я просто хотел узнать, есть ли что-нибудь, что вы хотели бы обсудить?».
Безусловно вы правы и в первой фразе отстаиваете свои границы, но если цель разрешить конфликт, то это не поможет. Во второй же фразе, вы даете понять, что понимаете, что к вам не может быть претензий, но при этом готовы идти навстречу и решать проблему.
Увы, это может не сработать, и начальник не видит никакой проблемы, либо не готов решать ее, то тогда стоит подключать стороннего наблюдателя. В данном случае могут понадобиться документальные подтверждения, подготовленные вами ранее или же готовность ваших коллег подтвердить вашу точку зрения. Обратитесь в службу персонала. Они являются заинтересованными лицами в разрешение разногласий и с их помощью можно найти выход из конфликтной ситуации.
Иногда, имеет смысл переступить иерархическую цепочку и поговорить с вышестоящим менеджером, которому подчиняется ваш руководитель. Это, конечно, может быть рискованно, поэтому стоит рассмотреть следующее:
- Подумайте о продолжительности вашей ситуации. Если вы испытываете негативное отношение со стороны начальника всего несколько недель, тогда ничего не делайте. Если несколько месяцев – подумайте над действием. Если несколько лет, то вы на самом деле виноваты в том, что ничего не делали так долго, и внести изменения может быть довольно сложно.
- Серьезность. Если поведение начальника является публичным, например, он оскорбляет вас на глазах у других, то это серьезная опасность. Он не только причиняет вам душевные страдания, но также потенциально может навредить тому, как вас видят другие. Также подумайте о серьезности с точки зрения психологического и физического воздействия на вас. Если вы теряете сон или у вас возникли физические проблемы, тогда положение тяжелое.
- Перспектива. Есть ли у вас основания полагать, что вам придется в дальнейшем терпеть такого рода отношения к вам? Имеется ли у вас возможность повышения в должности или переходе в другой отдел, где вы будете иметь другое начальство? Может, ваш руководитель собирается пойти выше или уйти из компании? В общем, чем больше у вас шансов остаться с этим человеком, тем выше необходимость обращаться за помощью.
- Учесть сферу влияния поведения вашего босса. Если его негатив распространяется не только на вас, но и на ваших коллег, тогда необходимо действовать и, желательно, в размере целой группы людей.
Любые действия, нарушающие субординацию, являются довольно рискованными. Но иногда, это может быть менее рискованным, чем идти в отдел кадров. Но если вы решились, то приготовьте вашу документацию, которую вы так тщательно собирали. И будьте готовы, что ваш начальник обо всем узнает и его поведение будет трудно предугадать. Поэтому постарайтесь сконцентрироваться и направить больше ваших усилий на формальное общение с вашим начальником, которое мы рассмотрели в первом варианте. Для большего успеха, вы можете заранее проконсультироваться с вашим наставником, если таковой у вас в компании имеется.
Помните, ваша самая первая задача – подумать о продолжительности, серьезности и масштабе. Будьте конкретны со сроками и консервативны в оценке серьезности влияния, и его масштабности. Полагайтесь только на фактические данные ваших наблюдений. Если ситуация длится от 12 до 18 недель, из-за которой вы теряете сон, и это затрагивает других членов вашей команды, тогда пришло время действовать.
В целом, чем лучше вы разберетесь в первопричине конфликтной ситуации, в которую оказались вовлечены, тем больше шансов, что все разрешится в вашу пользу. Если не получается совладать с обстоятельствами самостоятельно, привлекайте помощь со стороны. Главное помнить, что работа должна доставлять удовольствие, а не быть темой бесед с психологом.
P.S. не могли не отметить один немаловажный факт. Никогда, ни при каких обстоятельствах не сплетничайте и не жалуйтесь на свою ситуацию с руководителем коллегам (если только они сами не стали его жертвами). Вы же помните, что среди них может оказаться "токсик"?
Было полезно? Ставьте лайк и подписывайтесь, впереди много интересного.
А если все-таки вам необходима профессиональная помощь, то мы готовы вам ее оказать.