Никогда не обращали внимание на необычный дизайн самолетов Boeing? Гондолы двигателей некоторых из них имеют зазубренные конструкции, называемые шевронами.
Boeing впервые внедрил шевроны на 787-м в соответствии с новым законодательством, ограничивающим уровень шума. С тех пор шевроны были добавлены к другим моделям самолетов американского производителя и стали узнаваемой особенностью современных «Боингов».
Гондола авиационного двигателя — это корпус, который защищает сам двигатель от внешних воздействий, обеспечивая его оптимальную работу в любых условиях. На самолетах Boeing, например на 787 и 737 MAX, гондолы сзади имеют зазубрины, похожие на зубы акулы из детских мультиков. Зачем им такая форма, и какие преимущества приносят эти зубы?
На рассвете авиации единственный мотор располагался прямо в фюзеляже, а из носа торчал пропеллер. На первых коммерческих реактивных лайнерах de Havilland Comet конструкторы встроили двигатели прямо в крылья.
Однако по мере того, как силовые установки становились больше, они перестали помещаться внутри крыльев. Кроме того, авиакомпании нужна была возможность оперативной замены двигателя, если он вышел из строя. Так и появились на свет мотогондолы.
Гондолы не ограничиваются только двигателями. Конструкция бомбардировщика B-52 Stratofortress предполагает два двигателя в одной гондоле, а самолеты-разведчики вставляют антенны радаров внутрь своей верхней гондолы.
Корпуса двигателей долгое время были похожи у всех производителей авиатехники. Boeing нарушил эту тенденцию в 2009 году, когда появился Boeing 787 Dreamliner. Наблюдатели быстро заметили корпус необычной конструкции, оканчивающийся сзади шевроном пилообразной формы
Двигатели для Boeing 787 поставлял концерн GE Aviation. Именно его конструкторы первыми придумали способ снизить шум от двигателя во время взлета и посадки в аэропортах. Так появились шевроны. Горячий воздух из сердцевины двигателя смешивается с более холодным воздухом, продуваемым вентилятором, и кромки в виде зубов позволяют сглаживать разницу температур, что уменьшает турбулентность, создающую шум.
Это изменение дизайна оказалось настолько эффективным, что позволило удалить из конструкции несколько сотен килограммов звукоизоляции.
Видя свой успех, Boeing добавил шевроны к 747–8, использующий тот же двигатель, что и 787 ― GEnx, и к CFM LEAP-1B на 737 MAX. Другие варианты двигателей 787, такие как Rolls-Royce Trent 1000, сегодня также имеют зубчатые гондолы.
Таким образом шевроны стали легко узнаваемой деталью на современных самолетах Boeing. А вот европейскому производителю самолетов Airbus еще только предстоит внедрить подобные системы снижения шума, чтобы соответствовать все более жестким требованиям законодательства.