Найти тему

Города России с метро

Оглавление

Доброго времени суток! Сегодня познакомимся с городами - обладателями внеуличного вида транспорта, такого как метрополитен. Посмотрим в каких города России он есть, в каких планируется или строится.

г. Екатеринбург, станция "Проспект Космонавтов"
г. Екатеринбург, станция "Проспект Космонавтов"

1. Москва

Самый старый и большой метрополитен в России и на постсоветском пространстве. Он открыт 15 мая 1935 года, когда поезда пошли от станции "Сокольники" до "Парка культуры" и "Смоленской". Сейчас Московский метрополитен насчитывает 258 станций и 14 линий. Общая длина - 449 км. Линии обслуживает 21 электродепо. Традиционно станции метро Сокольнической, Арбатско-Покровской, Филевской и Кольцевой линии являются красивейшими архитектурными сооружениями - подземными дворцами, ряд их являются памятниками архитектуры. Метрополитен в столице активно развиваются: строятся не только новые участки действующий линий, но и полностью новые линии.

Московский метрополитен, станция "Проспект Мира" Кольцевой линии, фото Татьяны Личутиной
Московский метрополитен, станция "Проспект Мира" Кольцевой линии, фото Татьяны Личутиной

2. Санкт-Петербург

Петербургский метрополитен начал работу 15 ноября 1955 года. Первый участок соединяет станции "Площадь Восстания" и "Автово". Сейчас в метро 5 линии, 72 станции и 7 электродепо. Строительство новых участков ведется очень медленно, как из-за низкого финансирования, так и из-за сложных болотистых почв, что приводит к строительству тоннелей на большой глубине. Станции 1-ой линии выполнены в помпезной архитектуре в стиле сталинского ампира.

3. Нижний Новгород

Метро в Горьком открыто 20 ноября 1985 года. Сейчас в городе 2 линии с 15 станциями. Выпуск осуществляется из 1 депо. До 2012 года метрополитен был только в промышленной части города - нижнем городе, из-за чего пассажиропоток по линии был минимальным. После открытия станции "Горьковская" он вырос. благодаря появлению метрополитена в верхнем городе. Но и до сих пор большая часть города не обеспечена скоростным транспортом. Строительство новых участков ведется очень медленно из-за дороговизны строительства и отсутствия финансирования. К 2025 году метро должно прийти в центр города - станции "Сенная" и "Оперный театр".

4. Новосибирск

7 ноября 1986 года начал работу метрополитен в Новосибирске. На 2 линиях имеется 13 станций, которые обслуживает 1 электродепо. Новосибирский метрополитен - 3-ий в стране по пассажиропотоку, имеет долю пассажирских перевозок города 29%. Главный успех метро связан в продуманной планировке линий, удачной связкой с наземным транспортом. В 2023 году должна открыться станция "Спортивная", которая расположится на Метромосту на действующем участке. Дальнейшее строительство метро довольно туманно из-за дороговизны строительства и низкого финансирования.

5. Самара

26 декабря 1987 года начала работу первая линия Самарского метрополитена. Сейчас в городе всего 10 станций на 1 линии, которую обслуживает 1 электродепо. Доля в перевозке пассажиров метро менее 10%. В 2024 году планируется открыть станцию "Театральная". Ожидается что после ее запуска пассажиропоток вырастет на 30% за счет прихода подземки в центр города.

6. Екатеринбург

Метрополитен в Свердловске открыт 27 апреля 1991 года. Сейчас в метро работает 1 линия из 9 станции с 1 электродепо. Удачная планировка линии с севера на юг через центр Екатеринбурга позволяет метрополитену держать стабильный пассажиропоток. На данный момент строительство новых участков метро в Екатеринбурге не ведется, не только из-за дороговизны строительство, но и из-за сложности строительства тоннелей в горных породах.

станция "Проспект Космонавтов"
станция "Проспект Космонавтов"

7. Казань

Единственный метрополитен построенный в современной России. Открыт 27 августа 2005 года. имеется 1 линия с 11 станциями, которые обслуживает 1 электродепо. Линия проходит с севера на юг через центр Казани. В рамках строительства метро было закрыто большое количество трамвайных линий в центре города. В данный момент ведется строительство 2-ой линии метро, ее открытие планируется в 2027 году.

Сейчас в России не планируется строительство метро в новых городах. Единственный метрополитен планируемый к вводу - Омский. Его строительство началось в 1992 году, но из-за недостатка финансирования было заморожено. Сейчас недостроенные туннели не достроены и затоплены в ожидании свой дальнейшей участи.

***

Планировалось построить метро в Перми, Ростове-на-Дону, Уфе. Но в указанных городах от строительства подземки отказались.

В Челябинске в недостроенных туннелях метро планируется запустить скоростной трамвай, такое же решение в интеграции недостроенного метро приняли в Красноярске.

***

Понятно, что иметь свое метро хотят многие города страны, чтоб было как в Москве. Заложенный в советское время принцип каждому городу миллионнику - метро наткнулся на рыночный механизм экономики и "пустые" бюджеты городов. Те, областные центры которые получили метро в советское время сейчас вынуждены тратить безумные средства на поддержание его работоспособности, при том, что он транспортную проблему в этих городах не решает из-за малого охвата территории города.

В России метро выполняет свою непосредственную функцию только в 2-х городах - Москве и Санкт-Петербурге, ибо размеры и население этих мегаполисов не сопоставимы не с одним из других городов России. Метро здесь жизненно необходимо. В других же городах большая часть населения спокойно живет без подземки.

Для городов с населением чуть более 1 млн. человек наиболее целесообразный вариант - это строительство скоростного трамвая - гибрида трамвая и метро - метротрама. Такой трамвай работает в Волгограде с 1984 года и показал себя с самой лучшей стороны. По такому пути пошли Челябинск и Красноярск - они отказались от строительства метро в пользу метротрама по примеру Волгограда.

трамвай ЛВС-2009 на наземном участке метротрама г. Волгограда, фото Татьяны Личутиной
трамвай ЛВС-2009 на наземном участке метротрама г. Волгограда, фото Татьяны Личутиной

Трамвай в отличие от метро требует меньше затрат как на строительство, так и на содержание инфраструктуры: не нужно строить специальные электродепо, а можно использовать уже имеющее трамвайной депо; трамвайные туннели обычно уже метрополитеновский; в качестве подвижного состава используются обычные трамваи с верхним токосъемом. Еще из преимуществ - возможность организации разных маршрутов, что не возможно в метро, а так же меньше тратиться времени на подход к трамвайной остановке: не тратиться время на спуск/подъем на станцию метро. Кроме того, трамвайные остановки чаще, что позволяет горожанам быть ближе к транспорту.

При правильной организации движения, трамвай может стать отличным транспортным каркасом города, на который как на метро нанизываются другие маршруты транспорта.

Вполне возможно, что Казанский метрополитен будет последним в России, а другие города получат современный скоростной транспорт не требующий больших затрат на эксплуатацию.

На сегодня все! Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

"Транспортная планета" уходит на небольшой отпуск. Встретимся мы с вами только в сентябре. К сожалению, с качественным интернетом в деревне , куда я уеду в отпуск напряженка, и как следствие новые статьи и посты в блоге выпустить не получиться.

До встречи!

Прочитайте другие статьи: