Сегодня вспомним о закрытых трамвайных хозяйствах России. Интересно, что трамваи закрывались не только в современной России, но еще и при СССР.
Сейчас в России действует 60 трамвайных систем, плюс 1 служебная, заводская в городе Усть-Катав (там проходят испытания новых вагонов, пассажиров не перевозит). Из 60 хозяйств 3 системы можно отнести к скоростному трамваю (Волгоград, Старый Оскол и и Усть-Илимск).
Но ряд городов лишились электрического трамвая. Всего их 17.
1941 год - из-за разрушения путевого хозяйства закрыто трамвайное движение в Керчи, причем трамвай отработал всего 6 лет, т.к. был открыт в 1935 году. Было 2 маршрута.
1941 год - закрыт трамвай Севастополя, так же из-за больших разрушений в ходе Великой Отечественной войны. Был открыт в 1898 году, работало 6 маршрутов.
июль 1941 года - закрыто трамвайное движение в Пскове, открытое в 1912 году. Движение не было восстановлено из-за большого разрушения инфраструктуры, вагоны были вывезены немцами в Варшаву. Трамвайное предприятие ликвидировано в 1944 году, было 3 маршрута.
июль 1941 года - закрыто трамвайное движение в Старой Руссе Новгородской области, существовавшее с 1924 года. Прекратил работу из-за разрушения инфраструктуры во Великой Отечественной войны. Был 1 маршрут.
26 апреля 1957 года - закрыт трамвай в Выборге Ленинградской области. работавший с 1912 года. В городе было 3 маршрута.
1961 - закрыта пригородная линия Малышев Лог-Калтан в Кемеровской области. На линии работал 1 вагон, перевозивший рабочих на шахту. Трамвайного депо не было. Линия перестроена из железнодорожной в 1957 году.
25 августа 1969 года - закрыт трамвай Новороссийска. Трамвай работал с 1934 года, было 2 маршрута. Закрыт после открытия троллейбусного движения.
30 ноября 1970 года - закрыт трамвай в Симферополе. Существовал с 1914 года, было 4 маршрута, фактически заменен на троллейбус.
1 ноября 1994 года - первая закрытая система при современной России в Карпинске Свердловской области. Работал с 1946 года, был 1 маршрут. В 1953-1965 году так же существовала междугородняя линия до города Волчанска.
26 ноября 1994 года - закрыт трамвай в Грозном. Движение закрыто из-за начала военных действий в городе, в январе 1995 года на территории трамвайного депо велись бои - вся инфраструктура и подвижной состав разрушены. Было 9 маршрутов.
7 декабря 2001 года - закрыт трамвай в городе Шахты Ростовской области. Система открыта в 1932 году. В 1996 году существовало 5 маршрутов.
25 июля 2004 года - закрыт трамвай в Архангельске, самая северная трамвайная система России, существовавшая с 1916 года, в период расцвета системы было 5 маршрутов.
26 июля 2007 года - закрыт трамвай в Астрахани, работавший с 1900 года, в период расцвета было 5 маршрутов.
2 июня 2008 года - закрыта трамвайная система Иваново, работавшая с 1934 года. В лучшие годы существовало 5 маршрутов.
15 апреля 2009 года - закрыт трамвай в Воронеже, существовавший с 1926 года. В 2000 году в городе был 21 маршрут. Сейчас Воронеж - единственный в России город-миллионник - без рельсового транспорта.
15 апреля 2010 года - закрыт трамвай в Рязани. Единственная трамвайная линия работала с 1963 года, и первоначально принадлежала нефтеперерабатывающему заводу, причем была построена позднее троллейбуса. Было 3 маршрута.
18 декабря 2015 года - закрыт трамвай в Дзержинске Нижегородской области. В 2006 году было 6 маршрутов.
лето 2016 года - закрыта уникальная трамвайная система села Молочное в Крыму, состоящая из одной линии. Линия была открыта в 1989 году и доставляла отдыхающих от пансионата "Береговой" до пляжа. Линия работала только в летний сезон, в 2014-2016 годах - работала с перебоями.
29 сентября 2016 года - закрыт трамвай Ногинска Московской области. Трамвай работал с 1924 года. В 2011-2016 годах трамвай работал периодически. Сейчас трамвай официально не закрыт, хотя все вагоны разобраны, как и некоторые участки линии. В 1930-е годы в городе было 3 маршрута.
1 октября 2018 года - закрыт трамвай Комсомольска-на-Амуре. Трамвайные вагоны, пути и прочая инфраструктура сохранены. Планируется восстановить движение в 2022 году после реконструкции аварийного путепровода. Трамвай работал с 1957 года, в городе было 5 маршрутов.
14 ноября 2018 года - закрыт трамвай в Твери, открытый в 1901 году. Не смотря на уверения властей о планируемом восстановлении движения, часть вагонов порезана и часть трамвайных путей разобрана. В 1993 году было 18 маршрутов.
В 1966 году была закрыта единственная в СССР грузовая трамвайная система - в городе Кисловодске. Трамваи доставляли нарзан от завода до склада. Система существовала с 1904 года.
***
Получается, массовый геноцид трамваев начался только уже в наше капиталистическое время. Если в 1990-е годы закрыт был трамвай только в Карпинске и Грозном (и то из-за военных действий), то с 2000-ого ликвидация трамвайных систем началась почти ежегодно: Шахты, Архангельск, Астрахань, Иваново, Воронеж и т.д. Закончился советский запас прочности, и к тому же и не желание властей поддерживать и развивать трамвай в своем городе приводили к плачевному результату. При СССР большая часть предприятий была закрыта из-за ущерба нанесенного в годы Великой Отечественной войны. Целенаправленно трамвай был уничтожен в Новороссийске и Симферополе, где он был заменен как тогда считалось более современным троллейбусом.
Последние 3 закрытые трамвайные системы (Ногинск, Тверь, Комсомольск-на-Амуре) юридически продолжают существовать и есть вероятность восстановления там трамвайного сообщения (особенно в Комсомольске-на-Амуре и Твери).
Один из разделов федеральной программы "Безопасные и качественные дороги" посвящен развитию общественного транспорта. Попав в эту программу города могут обновить парк подвижного состава, в том числе и трамвая. Интересен опыт Санкт-Петербурга по передачи части трамвайной сети в концессию и ее реконструкции: трамвай "Чижик" стал образцом правильного трамвайного движения. Или сейчас обновляется трамвайная система Таганрога, то же за счет концессии: полностью будет обновлён подвижной состав и вся инфраструктура. Без должных вложений в инфраструктуру и подвижной состав со стороны города трудно попасть в программу БКАД по транспорту. Например, мой родной Архангельск не проходит не по одному критерию.
Хочется, что бы администрации городов не повторили ошибки своих коллег из Архангельска, Астрахани и Воронежа.
Дорогие читатели! Блог "Транспортная планета" уходит в отпуск. Встретимся с вами теперь только в сентябре. Хорошо Вам провести остаток лета.
Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписываетесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.
Почитайте другие статьи:
Музей "Московский транспорт": закрытая экспозиция на Рагожском валу
Памяти Архангельского троллейбуса
Музей Городского Электрического транспорта Санкт-Петербурга
Музей городского транспорта Праги
По улицам трамвайного Архангельска
Трамвайная Аллея Славы в Казани