Найти тему

Транспорт Нижнего Новгорода: обзор

Оглавление

Дорогие читатели, начинаем новую серию статей, на этот раз, посвященную одному из городов-миллионников - Нижнему Новгороду.

Нижний Новгород - крупный город, областной центр Нижегородской области, основан в 1221 году, площадь 410 кв. м., Население - 1 249 тыс. чел.

пл. Минина и Пожарского
пл. Минина и Пожарского

Расположен на стрелке Волги и Оки. Ока разделяет город на 2 части: правый берег - на высоком берегу, левый берег - на низком. В Нижнем Новгороде расположен крупнейший в России автомобильный завод - ГАЗ, который выпускает не только грузовики, но автобусы малой и особо малой вместимости. Кроме ГАЗа в городе расположен судостроительный завод "Красное Сормово", авиастроительный завод "Сокол" и другие.

Нижний Новгород - единственный в России город-миллионник у которого количество жителей уменьшается.

Система городского транспорта включает в себя автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи, метро, канатную дорогу и электричку.

Метрополитен

Нижний Новгород может похвастаются наличием метрополитена. Метрополитен начал работу в 1985 году. На данный момент в городе 2 линии с 15 станциями. Длина линий - 21 км. Линии обслуживает 1 электродепо. Работают 4-5 вагонные поезда из вагонов типа 81-717/714, 81-717.5/714.5 и 81-717.6/81-714.6.

Метро работает с 5:30 до 0:00, интервал движения от 5 до 14 минут.

Метрополитен активно строился до 1993 года, за этот период была построена Автозаводская линия и небольшой участок Сормовской линии, после чего развитие метро резко остановилось. Отсутствие метро в центре города негативно сказывалось на пассажиропотоке, т.к. Автозаводская линия обслуживала жителей "нижней части" города и подвозила рабочих к автозаводу ГАЗ. Не лучше обстояли дела и на Сормовской ветке, которая так же не доходила до центра города. В 2012 году начала работу станция "Горьковская" в центре Нижнего Новгорода, благодаря чему количество пассажиров резко увеличилось.

Но даже строительство метро в верхнем городе не позволяет метро конкурировать с другими видами транспорта, в первую очередь с автобусами и маршрутками.

Сейчас ведется строительство станций "Площадь Свободы" и "Сенная" в центре города, что позволит еще больше увеличить пассажиропоток и сделает метро удобным для передвижения.

Автобус

Первые попытки запуска автобусов в Нижнем Новгороде были предприняты в 1927 году, но в связи с выходом из строя машин движение было остановлено. Заново автобусы вышли на улицы города в 1936 году.

В городе работает 63 автобусных маршрута по регулируемым тарифам. Все такие маршруты перед своим номером имеют букву "А". Большую часть таких маршрутов обслуживает муниципальный перевозчик - МП «Нижегородпассажиравтотранс». На этих маршрутах в основном работают автобусы большого класса, изредка попадаются автобусы средней и особо большой вместимости.

автобус ЛиАЗ-5256
автобус ЛиАЗ-5256

Большая часть маршрутов работает с 5:30-6:00 до 22:00. Интервал движения колеблется от 6 минут до 1 часа.

При этом маршрутная сеть разнообразная: есть маршруты, работающие на вывоз пассажиров в центр города, есть маршруты выполняющие внутрирайонные связи, а так же подвоз к промышленным предприятиям и станциям метро.

Парк автобусов муниципального предприятия укомплектован автобусами ЛиАЗ-5292.67, ЛиАЗ-5256.57, ЛиАЗ-5293.60, ЛиАЗ-5293.70, ПАЗ-320435-04 "Vector Next", ПАЗ-320414-04 "Вектор", ЛиАЗ-6213.22. Большая часть автобусов 2014-2019 годов постройки.

Маршрутное такси

В отличие от автобусов маршрутное такси перевозит горожан по нерегулируемому тарифу. Согласно реестру в городе 34 маршрута. Все они перед своим номером имеют букву "Т".

На маршрутах работают автобусы частных компаний малого и среднего класса.

В ходе транспортной реформы 2017 года большая часть маршрутов-дублеров была заменена на автобусы. Поэтому часть маршруток были отменены и сейчас они работают в основном на малонапряженных маршрутах, которые осуществляют подвоз к метро, соцучереждениям и внутри районов. Маршрутки также сохраняются, там, где договор на осуществление перевозок не закончился, и спустя определенное время они так же будут отменены.

Основа парка маршруток - разные вариации автобусов ПАЗ: ПАЗ-3205, ПАЗ-4234, ПАЗ-320414-04 "Вектор" и т.п.

автобус ПАЗ-4234
автобус ПАЗ-4234

Трамвай

В Нижнем Новгороде действует старейший в России трамвай (не считая Калининградского). Он начал работу в 1896 году.

ул. Трамвайная, маршрут № 3, вагон 71-403
ул. Трамвайная, маршрут № 3, вагон 71-403

Сейчас в городе работает 13 маршрутов, длина линий - 186 км, сеть обслуживает 3 депо, колея - 1524 мм. Перевозки осуществляет МУП "Нижегородэлектротранс".

Маршрутная сеть разнообразная: есть внутрирайонные маршруты, маршруты, осуществляющие подвоз к метро, а так же работающие на связи центра и городских окраин. Маршруты работают с 5:30-6:00 до 21:30-22:30, интервалы движения от 6 минут.

Большое разнообразие работающих на маршрутах вагонов: это и усть-катаевские трамваи (71-605, 71-608, 71-619) и продукция Уралтрансмаша (71-403, 71-405, 71-407, 71-415Р), чехословацкие трамваи и их модернизированные варианты (Tatra T6B5SU, Tatra T3SU, МТТЕ, МТТЧ), а так же такие редкие вагоны, как ЛМ-2008 и совсем новые БКМ Т811 "МиНиН".

Сейчас трамваная сеть проходит большую реконструкцию, в связи с началом работ по концессионному соглашению.

Троллейбус

Еще один электротранспорт в Нижнем Новгороде представлен троллейбусом. Он начал работу в 1947 году. Сейчас в городе действует 3 несвязанных сети. Троллейбусы выходят из ворот 3 депо. Перевозчик - МУП "Нижегородэлектротранс".

Московское ш., маршрут № 10, троллейбус БКМ-321
Московское ш., маршрут № 10, троллейбус БКМ-321

В Нижнем Новгороде 15 маршрутов, из них часть работает только в часы пик. Большая часть машрутов работает на внутрирайонных связях: подвоз пассажиров к метро и промышленным предприятиям.

Основа парка подвижного состава - машины 2000-х годов выпуска: ТролЗа-5265.00 "Мегаполис", СВАРЗ-МАЗ-6235.00, ВМЗ-52981, БКМ-321, ЛиАЗ-5280, разные вариации ЗиУ-682 и их копий.

Канатная дорога

Один из наиболее уникальных для России видов транспорта - это канатная дорога. Причем у нижегородской сразу 2 особенности: это то, что она проложена над Волгой, а так же то, что она междугородняя - ведет в соседний город Бор.

Линия открыта в 2012 году, имеет 2 остановки, длина - 3661 м. На линии работает 28 8-и местных кабин. Время в пути - 12,5 мин.

на станции "Нижегородская"
на станции "Нижегородская"

Городская электричка

С 2013 года в Нижнем Новгороде работает городская электричка. Всего имеется 3 линии. Линия Сормовская-1 сосоит из 11 станций. Поезда следуют от станции "Нижний Новгород-Московский" до станции "Дубравная" каждые 30 минут.

2-ая Сормовская линия соединяет станции "Варя" и "Починки", поезда следуют каждые 30 минут.

Приокская линия следует от станции "Проспект Гагарина" до станции "Нижний Новгород-Московский" с остановками на 13 станциях. Интервал движения - 1 час.

На линиях работают 4-6 вагонные поезда из составов ЭД9М, ЭД9Э, ЭП3Д.

Главными недостатками системы называют большие интервалы, малоприспособленные низкие платформы

Речной транспорт

В нижнем Новгороде имеется и свой речной транспорт. Благо расположение города на берегах Волги и Оки дает большую возможность для подобного транспорта.

В период речной навигации внутригородские перевозки осуществляются по одной линии от Причала № 8 до пристани "Стрелка". Кроме того имеется большое количество пригородных и междугородних речных направлений: в города Городец, Юрьевец. Дзержинск, Бор и т.п.

На линиях работают скоростные суда "Валдай 45Р".

Оплата проезда

В Нижнем Новгороде оплатить проезд можно как наличными, так и банковской картой. Так же имеется транспортная карта.

Стоимость проезда в автобусе, троллейбусе, трамвае, метро, городской электричке составляет 35 рублей при оплате наличными и 30 рублей при оплате банковской и транспортной картой. Проезд оплачивается кондуктору в наземном транспорте.

Транспортная карта "Ситикард" кроме оплаты проезда позволяет пользоваться правом пересадки между разными видами транспорта в течении 60 минут. Время возможности пересадки увеличивается до 90 минут при оплате 40 рублей. Так же на транспортную карту можно записать проездные, льготные, школьные и студенческие билеты.

На ряде маршрутов маршрутных такси можно оплатить проезд как банковской картой. так и картой "Ситикард". в том числе с возможностью бесплатной пересадки. На ряде маршрутов сохраняется более дорогой проезд, по сравнению с другими видами транспорта - 42 рубля.

При входе на станцию метро установлены турникеты. К валидатору на турникете нужно приложить банковскую или транспортную карту. Для оплата проезда наличными жетон нужно приобрести в кассе станции.

Жетон, для прохода в метро.
Жетон, для прохода в метро.

На канатной дороге стоимость проезда составляет 100 рублей - для взрослых и детей с 12 лет и 50 рублей для детей с 7 до 12 лет.

Стоимость проезда на речных теплоходах зависит отдельности поездки. Билеты приобретаются в кассе перевозчиков на причале.

***

Система общественного транспорта Нижнего Новгорода очень разнообразна: здесь и первые трамваи, и речной транспорт и городской электропоезд и даже канатка.

При этом за последние годы Нижний Новгород оторвался от маршруточной зависимости и плавно переходит к более цивилизованному транспорту - автобусу. Хотя количество ПАЗов в городе пока еще предостаточно, ведь недалеко находится тот самый Павловский автобусный завод. Хотя доля автобусов большого класса в городе выросла.

Радует и развитие трамвая. Сейчас идет реконструкция трамвайной сети в нижнем городе. Так же закупаются новые трамваи, а интервалы движения не превышают и 10 минут, что то же хорошо.

Совсем другая ситуация обстоит с троллейбусами. За последние годы город потерял ряд ключевых линий и маршрутов. Подвижной состав не обновляется и устарел, как следствие это сказывается на расписании "рогатых".

Не лучше ситуация обстоит и с метро. Из-за дороговизны его строительства возникают проблемы с вводом в строй новых участков.

Удачное решение транспорной проблемы - перевозки через реку - это канатная дорога, связывающая Нижний Новгород и Бор. Особенно это актуально в зимний период времени, когда прекращают работу теплоходы и пассажиры теряют удобную транспортную связь. Канатка эту проблему решила и позволяет за 12 минут перенестись над Волгой из одного города в другой.

В 2023 году в Нижнем должен появится еще один новый вид транспорта - фуникулер. Кремлевский фуникулер строиться с 2020 года взамен закрытого в 1926 году.

На сегодня все! В следующий раз продолжим знакомство с транспортом Нижнего Новгорода.

Спасибо, что прочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о транспорте городов: