Найти тему
SL Soft

Что такое паралич задач

Оглавление

Если вы знакомы с офисным авралом, горящими дедлайнами и паникой сослуживцев, то точно знаете, что такое паралич задач, даже если сталкиваетесь с этим понятием впервые.

Что же это?

Паралич задач (и его брат-близнец — паралич решений) — это чувство ступора, которое возникает именно в тот момент, когда в списке дел бесконечное количество пунктов. Ситуация особенно усложняется, если все они мигают красным светом из-за важности и срочности. Как раз в такие моменты человек теряет способность сделать хоть что‑то и впадает во всепоглощающую прокрастинацию. Беспомощность первоклашки в первый день учебы также появляется на крупных проектах, когда непонятно, с чего начать. Все это классический паралич задач. Хоть и считается, что возможность выбора — безусловный плюс, но на поверку оказывается, чем больше у человека дел, тем больше он склонен откладывать выполнение и принятие решений по любому из них.

В таком состоянии вместо того, чтобы логически осмыслить список задач или постепенно влиться в работу над проектом, наш мозг как будто замирает. Это связано с тем, что он воспринимает задания как потенциальную угрозу и переходит в режим «бей, беги или замри». То есть действует в интересах самосохранения, хотя и понятно, что последствия могут быть куда хуже простого страха не справиться с чем-то и провалиться.

Коварный недуг, не внесенный ни в один медицинский справочник, можно хорошо описать фразой «Я не хочу ничего решать, я хочу платье». Сопутствующие признаки — тревога, отрицание, усталость, депрессия, нежелание думать о проблеме в принципе. Если паралич физический проявляется потерей мышечной силы, то в нашем случае парализуется сила воли. Не думайте, что это просто проявление лени: ленивые люди вообще ничего не хотят. А вот если вы хотите что-то сделать, знаете, что будут проблемы, но упорно продолжаете лежать на диване или скролить соцсети, значит, и вас настиг ПЗ.

Паралич задач может обрушиться на любого вполне адекватного человека, но особенно ему подвержены перфекционисты, которые подсознательно отождествляют себя со своей работой, поэтому делать что‑либо крупное или работать в авральном режиме им становится не только сложнее, но и страшнее.

Отличный пример глобального паралича задач — мировой кризис 2008 года, который начался с банкротства одного из крупнейших американских инвестиционных банков Lehman Brothers. В докладе федеральной комиссии по расследованию его причин говорится, что кризис был, в том числе, результатом «бездействия людей», поскольку признаки его наступления были заметны. Причем невооруженным глазом. Чиновники и банкиры просто игнорировали многочисленные опасности и «звоночки», не слушая предупреждений экономистов. Питер Шифф, глава консалтинговой компании Euro Pacific Capital, в 2007 году даже выпустил книгу под названием «Как получить прибыль от грядущего экономического кризиса». Как следствие: федеральный резерв США понимал, что необходимо предотвратить распространение «токсичных» ипотечных кредитов малоимущим, но не делал этого. Руководство Lehman Brothers и других банков закрывало глаза на чрезмерные риски. Почему? Задач было слишком много, решения принимать никто не хотел.

-2

При ПЗ административный центр нашего мозга теряет контроль над ситуацией. Обычно префронтальная кора, которая дает нам возможность планировать и принимать решения, сдерживает резкие эмоциональные порывы. Но во время стресса на первый план выходит миндалевидное тело, которое отвечает за распознавание угроз. Преодолеть это состояние помогут несколько приемов.

Снизьте важность

По мере того как возрастает сложность и особенно важность задачи, количество энергии, потраченное на анализ по ее решению, увеличивается. Это приводит к внутренней усталости. Поэтому мы просто все откладываем. Расслабьтесь и перестаньте паниковать. Это решение действительно настолько серьезное? Вы умрете, если сделаете неправильный выбор? Сядете в тюрьму? Если нет, то все не так уж страшно.

Разбивайте большие задачи на маленькие части

Если вас пугает один сложный проект, делите его на части комфортного для вас масштаба. Они должны быть настолько мелкими, чтобы не вызывать у вас сопротивления. Добавляйте в каждый пункт больше конкретики, включая место, время и длительность каждого шага. Представьте, что вы составляете инструкцию для школьника, которому придется выполнять ваши обязанности.

Сократите количество вариантов

Чем больше возможных вариантов, тем сложнее человеку принять решение. С чего начать? Что важнее? Исследователи Колумбийского университета США изучили данные около 750 тыс. клиентов одной инвестиционной группы. Оказалось, чем больше разных пенсионных планов они предлагают, тем меньше процент людей, которые что-то выбирают в принципе. Каждые 10 дополнительных опций снижали количество клиентов примерно на 2%. Некоторые люди вообще отказывались откладывать на пенсию. Не совершайте тех же ошибок! Сократите количество возможных вариантов по решению острых задач. Условно говоря, между двумя лекарствами нужно выбрать одно, которое заслуживает больше доверия.

Сосредоточьтесь на сегодняшнем дне

Сделайте 10 глубоких вдохов через нос и 10 выдохов через рот. А теперь выберете наиболее срочные или приоритетные задачи, которые можете сделать только вы и только сегодня. Остальные — отложить на завтра или делегировать/разделить. Так выйдет, что планирование будет происходить каждый день и включать ограниченное число задач, что сильно уменьшит уровень стресса.

Мотивируйте себя

Каждая закрытая задача должна иметь значение лично для вас. Можно начать с самого важного, а можно — с самого приятного. Или выбрать дело, которое вызывает меньше всего отторжения. Вы почувствуете уверенность в себе и наберете обороты, ведь ничто так не способствует успеху, как сам успех. Другой метод обрести стимул — начать с чего‑то важного для окружающих. Подумайте, какая задача облегчит жизнь другим людям. Если вы ее выполните, это поможет кому‑то? Или, наоборот, если вы ее не выполните, это помешает кому‑то достичь своей цели?

Не усложняйте

Паралич часто возникает тогда, когда мы все слишком усложняем и пытаемся анализировать те действия, которые должны делаться автоматически. Если мы начнем продумывать, под каким углом держать колени и как переставлять ноги, когда спускаемся по лестнице, то вполне можем свалиться. Просто делайте то, что знаете, выбирая очевидный путь исполнения. Не усложняйте.

Есть еще один совет, который помогает не всем, но психологи утверждают, что лишь воспоминание о нем выводит из любого ступора. Если вы осознанный человек и понимаете свою проблему, возьмите выходной и займитесь чем-то совершенно ненавистным, не связанным с работой: помойте подъездную лестницу (или лифтовый холл первого этажа), погладьте льняную скатерть, подкрутите болтики во всей мебели. Такое нелюбимое занятие должно пробудить в вас желание вернуться к работе, которая не вызывает у вас настолько сильное отвращение.