Тамас, принцип инертности, пассивности и невежества, согласно ведической философии, является одним из трех гун, или качеств природы. После захода солнца и перед рассветом преобладает тамас, так как мир погружается в спячку и темноту.
В самой ранней, не проявленной фазе, предшествующей творению, тамас существует в идеальном равновесии вместе с раджасом (движением) и саттвой (гармонией) в матрице недифференцированной пракрити, или первоматерии. С первыми толчками космической эволюции фундаментальное качество саттвы, присущее пракрити, порождает Махат, (великий; первый продукт, образованный из Пракрити), из которого исходят все последующие проявления.
Из Махата возникает принцип Буддхи, Космического Разума. Затем буддхи дифференцируется в ахамкару, способность самосознания, существующую в трех гунах - саттвическом, раджасическом и тамасическом. Саттвический принцип Ахамкары порождает высший разум, или Манас. Раджасическая Ахамкара порождает пять чувственных способностей, или индрий. Т