Тамас, принцип инертности, пассивности и невежества, согласно ведической философии, является одним из трех гун, или качеств природы. После захода солнца и перед рассветом преобладает тамас, так как мир погружается в спячку и темноту.
В самой ранней, не проявленной фазе, предшествующей творению, тамас существует в идеальном равновесии вместе с раджасом (движением) и саттвой (гармонией) в матрице недифференцированной пракрити, или первоматерии. С первыми толчками космической эволюции фундаментальное качество саттвы, присущее пракрити, порождает Махат, (великий; первый продукт, образованный из Пракрити), из которого исходят все последующие проявления.
Из Махата возникает принцип Буддхи, Космического Разума. Затем буддхи дифференцируется в ахамкару, способность самосознания, существующую в трех гунах - саттвическом, раджасическом и тамасическом. Саттвический принцип Ахамкары порождает высший разум, или Манас. Раджасическая Ахамкара порождает пять чувственных способностей, или индрий. Тамасическая Ахамкара порождает Танматры - пять тонких рудиментарных элементов: звук, осязание, форму, вкус и запах. Именно комбинация и конденсация этих тонких танматр порождает затем пять грубых физических элементов, составляющих материальный мир.
Тамас - это генеративный импульс, который позволяет чистому недифференцированному сознанию нисходить в более плотные формы через способности ума, органов чувств и, наконец, инертной материи. В эзотерической символике игры тамас проявляется в виде свернувшейся змеи, которая ускоряет нисходящее путешествие сознания в физическое воплощение.
Влияние тамаса заключается в затуманивании ясного саттвического качества ума посредством заблуждений, невежества и бездействия. Лишенный динамического взаимодействия с раджасом, потенциал саттвы остается скрытым. Тамас затуманивает восприятие и различение, привязывая сознание к иллюзии, а не к освобождающей истине. Его природа стремится к энтропии, растворению и потере сознания в инерции материи. Таким образом, гуна тамаса способствует нисхождению в воплощение.
Однако в тамасе скрыт свет саттвы. Преобразуя тамасические тенденции, саттва может проявиться в обновленном виде. Дисциплинированная духовная практика пробуждает нас от чар невежества тамаса к ясности саттвы. Тамас оказывает сопротивление, на фоне которого развивается сознание. В общем космическом ритме тамас играет важную роль - хотя и ту, которую в конечном итоге необходимо преодолеть, чтобы обрести свободу от связывающих воплощений.
Благодаря самоисследованию, преданности и действиям, согласованным с истиной, тамас рассеивается, освобождая саттвическую мудрость. По мере развития медитации и осознанности тамас ослабляет свою завесу над сознанием, позволяя напрямую осознать нашу божественную природу за пределами всех гун. В то время как чрезмерный тамас затуманивает сознание, прикосновение тамаса создает контраст для проявления полноты саттвы.
Взаимодействие между гунами лежит в основе всех явлений - от биологических процессов до эволюции сознания. Чтобы достичь духовного освобождения, необходимо полностью преодолеть отождествление с ограничивающими гунами. Сохраняя пронзительную проницательность среди тумана тамаса, мы соединяемся со светом мудрости, ведущим нас сквозь жизненную тьму к недвойственному пробуждению.
Каждая гуна выполняет важные функции. Саттва создает, раскрывает и гармонизирует. Раджас активизирует, приводит в движение и соединяет. Тамас обеспечивает твердость, сдержанность и укрытие. Их синхронный танец порождает, поддерживает и растворяет проявленную Вселенную.
Как змея символизирует нисхождение в материю, так и саттва представляет собой наше восхождение к духу. Тамас и раджас должны быть очищены и гармонизированы под властью саттвы. Эта алхимическая трансмутация низших гун ускоряет духовную эволюцию.
Гуны пронизывают и составляют сам ум. Саттвический ум светел, уравновешен и спокоен. Раджасический ум неспокоен, возбужден и гоним. Тамасический ум тусклый, инертный и заблуждающийся. Намерения, мысли и поступки влияют на гуны во взаимной обусловленности.
Бхагавад-гита учит, что гуны возникают из материальной природы, привязывая нетленную душу к телу. Благодаря непривязанности и бескорыстному служению мы становимся "неподвластны гунам", осознавая свою истинную сущность вне всякой обусловленности.
Для мудрого человека гуны становятся инструментами для достижения равновесия. Тамас приносит покой и защиту. Раджас способствует действию и переменам. Саттва освещает путь к просветлению. Преодолевая их ограничения, человек достигает высшего освобождения.
Гуны служат примером метафизических принципов, действующих во всем мироздании. Соприкосновение с их скрытой мудростью даёт возможность осознанно участвовать в великом разворачивании жизни.