Иногда совсем незначительный случай в жизни вдруг запускает в голове целую цепочку размышлений и, додумав эту цепочку до конца, ты становишься, не то чтобы уж другим человеком, нет, но ты уже и не такой, как прежде. Для окружающих эти перемены не заметны, об этом знаешь только ты, но… тебе становится очень грустно. Грустно от того, что ещё один яркий и светлый кусочек воспринимаемого тобой мира утратил свой свет и окрасился в тёмные тона.
***
Помню, в детстве иногда на домовой доске объявлений, на ближайшей остановке автобуса, возле магазина, на столбе, к которому каждое утро подъезжала бочка с квасом, и просто на дереве у проходной дороги иногда появлялись написанные от руки на тетрадном листике объявления. «Пропала кошечка (котик), цвет белый, хвост чёрный, возле ушек по чёрному пятнышку и на правом боку тоже два овальных чёрных пятна. Зовут Мурка (Мурзик). Большая просьба: кто найдёт или просто заметит такую кошечку (котика) звонить по телефону … или обратиться по адресу … Будем очень признательны и благодарны». И люди звонили, заходили, чтобы просто сообщить, что, кажется, заметили мелькнувшее что-то белое с чёрным хвостом возле кустов остановки или где-то ещё. А мы, дети, разбивались на группки и целенаправленно обшаривали все прилегающие окрестности, все подвалы и т.д. И какое же это было счастье для нас всех, если кто-то всё же находил потеряшку. Мы гурьбой шли по указанному в объявлении адресу, звонили в дверь и с надеждой спрашивали: «Вот мы нашли котика, ваш?» И хозяйка кота счастливо всплёскивала руками, обнимала котика, вытирала выступившие на глазах слёзы и приговаривала: «Ой, ребятки, какие же вы молодцы, спасибо! Спасибо большое! Растите здоровыми, умными, сильными, красивыми, пусть у вас всё будет хорошо!» А нас прямо распирало от гордости и счастья, от тёплого, искреннего и доброго слова. И так было хорошо на душе, будто вдруг исполнилась твоя маленькая детская мечта в виде куклы или пяти порций мороженного сразу, за один раз. Мы бежали домой и рассказывали своим родителям, что нашли котика из объявления и с каким-то захлёбывающимся восторгом особо говорили о том, как благодарила нас хозяйка кота. А родители улыбались и тоже хвалили. А потом хозяйка котика ходила по району и снимала все объявления, приговаривая мимо проходящим незнакомым людям: «Нашёлся мой котик. Ребятки со двора нашли, ах, какие хорошие детки, какие молодцы». И проходящие люди улыбались, кивали головами в знак согласия, и всем было радостно на душе, потому что котик нашёлся, потому что его хозяйка такая счастливая, потому что каждый знал, что и на его беду, в случае чего, вот так же кто-то откликнется.
***
Быстро пробежали те счастливые годы детства и юности. Ты менялся, взрослел, преодолевал, кажущиеся сейчас такими смешными, трудности, но всё ещё было светло, понятно и хорошо в твоём внутреннем мире, была уверенность в завтрашней дне и вера в людей.
А потом, твоя большая страна вдруг перестала существовать, она распалась на кучку отдельных государств, твой мир рухнул, но ты до конца в это так и не смог поверить, ещё на что-то надеялся и говорил сам себе: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». И сразу же вдруг появилось много других людей, шустрых и ушлых. Нет, они, конечно, были и раньше, просто сидели тихо-тихо, не афишируя свою настоящую сущность. И поначалу большинство смотрело на таких с осуждением и презрением, а потом, выброшенные на обочину жизни, честные люди уже пытались просто выжить и прокормить своих детей.
«Бытие определяет сознание», - так перефразировал Карл Марк слова своего учителя Гегеля, считавшего, что «бытие определяется сознанием». Так и получилось: кто-то продолжил строить свою жизнь на основе своих убеждений, принципов и морали, а кто-то выбросил эти самые принципы и мораль на помойку истории.
Казалось бы, что все эти душевные страсти человеческого общества никак не затронули мир котиков. Потому что, кто раньше любил этих мурчалочек, тот так же искренне и продолжал их любить, а кто не любил, то и в то новое, бардачное время не полюбил.
И снова висели объявления о том, что пропал котик, только уже, как правило, не только с подробным описанием питомца, но и с фотографией, а к просьбе вернуть добавилось «ребёнок очень страдает». Но уже никто, кроме самых близких соседей, особо не обращал внимания на такие объявления, бурча под нос: «Кот у них пропал, тоже мне горе нашли, тут жрать нечего…». И только дети, которые ещё не могли понять, зачем их родители ходят на работу, на которой не платят денег, и поэтому у них ничего нет, если можно работать так, как папа (мама) Пети (Тани), у которых и самые новые, современные игрушки, и конфеты, и печенья, и множество других детских радостей, только дети со своей ещё неиспорченной душой бегали и искали потерявшихся котиков, как мы в детстве. Вот только реакция родителей на рассказы о похвале хозяйки найденного котика уже не совпадала.
- И что она вам дала? – спрашивала моя соседка по подъезду у сына, который радостно сообщил ей о находке и возврате котика с объявления.
- Ничего, - пожал мальчишка плечами, - бабушка просто очень радовалась и много раз сказала нам всем спасибо, а ещё пожелала быть здоровыми и счастливыми, и здоровья родителям, тебе мама.
- Что даже по конфете не дала? – возмущённо спросила мама.
- Нет. Так у неё нет ничего. Она так и сказала, что у неё и гостинчика для нас нету и стала грустная.
- Ага, нету у неё! Раз нету, нечего объявления расклеивать, привыкли всё на шару, за «спасибо»… А «спасибо» в карман не положишь и на хлеб не намажешь. Ты в следующий раз, сынок, ничего никому не отдавай просто так, за «спасибо», скажи пусть денежку дают, потому что каждый труд должен быть оплачен. Развелось тут халявщиков… Понял?
Мальчишка кивнул.
Я потом долго объясняла своим мальчишкам, почему так нельзя делать, как учит мама Саши. Приводила примеры, заставляла представить, что это у них пропал котик, а кто-то нашёл и требует денег, а у нас их нет и т.д. Мои мальчишки это прекрасно запомнили на всю жизнь, но в глазах определённой части детворы они стали «нищими лохами» с такими же «никчёмными» родителями. Спасибо им, что прошли через всё это достойно и не сломались.
***
Позавчера возвращались с мужем домой с работы, на нашем подъезде висит, распечатанное на А4 объявление:
«Доброго всем дня.
У нас пропала кошечка. Наш член семьи.
Ребёнок очень расстроен.
4,5 месяца, девочка.
Чёрная, вислоухая, глаза коричневые.
Будем очень благодарны, если найдётся.
За вознаграждение.»
- Ой, смотри, котик у кого-то потерялся, - с сожалением воскликнул мой супруг.
- Угу, надо теперь, когда идём по улице, внимательно смотреть на всех котиков, - ответила я, а про себя подумала: «Да, современные детишки уже искать кошку даже за вознаграждение не будут, у них жизнь – смартфон».
Вчера утром я и с балкона внимательно через бинокль смотрела, и по дороге на работу, но, увы, только все постоянные, хорошо знакомые котики. Вечером тоже смотрели – ничего. Подходим к подъезду, на лавочке сидит соседка подшофе (ей чуть больше сорока, любит выпить, постоянно не работает, перебиваясь одноразовыми заработками, и постоянно стреляет деньги по мелочи) довольная, как слон.
- Привет.
- Привет. Вы объявление видели? – спрашивает соседка.
- Да, жалко кошечку, может, найдётся, мы смотрим внимательно, когда по улице идём.
- Можете уже не смотреть.
- Нашлась? – радостно в один голос воскликнули мы.
- Ага, как же, нашлась бы она, если бы я её не искала. Сегодня с самого утра по подвалам и помойкам шарилась. Нашла на заброшенной стройке в бочке. Вот, спасла от верной смерти. - Соседка гордо на нас посмотрела.
- Ой, ну, ты молодчинка!
- А то! А то все – непутёвая, алкашка... А я жизнь спасла! Понятно? Вот так вот!
- Молодец, - ещё раз сказала я, и хотела уже скрыться в подъезде.
- Так, ты прикинь, - остановила меня соседка, - я ещё с ними поругалась. Приношу кошку: «Ваша?» Там радости – полные штаны. И прикинь, 200 гривен мне дают! Я аж офигела! Говорю, я что за 200 гривен вам по помойкам лазила? 500, как минимум, а иначе отнесу вашу кыцьку туда, где нашла, и сами ищите потом. Так они с такими мордами мне эту пятисотку дали… Вот наглые!
- И что, ты бы действительно отнесла кошку назад, если бы не дали тебе 500?
- Конечно!
- А если бы у них не оказалось 500 гривен, сейчас такие времена?..
- Ой, я тебя умаляю, нашли бы, там малая их стояла, рыдала, так что нашли бы по любому! Каждый труд должен достойно оплачиваться. Пусть скажут спасибо, что я тысячу не запросила!
Всё, занавес.
Я часто вспоминаю фразу из ещё тех, лихих 90-х, сказанную моей сотрудницей предпенсионного возраста: «Вот эти детишки, которые сейчас растут в этом бардаке, когда вырастут, ох и дадут нам за своё испорченное детство, так дадут за всё, мало не покажется».
Детишки выросли, трансформация общества закончена.