Сейчас у людей в целом очень высокий уровень тревожности. По данным опроса Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), тревогу испытывают больше половины россиян (63%).
Опасность таких настроений в коллективе — в том, что они, начавшись с одного сотрудника, могут распространяться дальше по компании. Да, тревога заразна: если запаниковал один человек, то вскоре покой покидает и его окружение.
Верно и обратное утверждение: когда сотрудник чувствует себя хорошо, то его состояние тоже постепенно передаётся всей команде.
Производительность труда сильно зависит от того, умеет ли человек грамотно управлять своим временем и сосредотачиваться на поставленной задаче. Когда люди испытывают стресс, им становится сложнее концентрироваться на поставленных задачах, укладываться в сроки, использовать свой творческий потенциал и знания. Постоянные тревоги влияют на эффективность работы, приводят к эмоциональному выгоранию, депрессии и конфликтам на рабочем месте.
Как распознать наличие проблемы?
Как руководителю понять, что в коллективе есть проблемы? Назову несколько признаков, которые должны насторожить.
- Увеличение количества ошибок в работе, снижение когнитивных способностей сотрудников. Невозможность сконцентрироваться на задаче и оперативно приступить к её выполнению.
- Рост бессодержательных, пустых коммуникаций коллег друг с другом и с начальством.
- Хаотичное, нервное поведение.
- Снижение эффективности работы. Постоянные срывы дедлайнов без видимых причин.
- Резкие движения: сотрудники могут быстро ходить, часто покидать рабочее место, активно размахивать руками, жестикулировать в разговоре или, наоборот, замирать, подолгу смотреть в одну точку.
- Люди, находящиеся в состоянии стресса, обычно ведут себя нетипично, вразрез со своим характером. Например, они могут начать опаздывать, вести себя агрессивно или необычно тихо, хотя раньше ничего подобного за ними не наблюдалось.
Наша служба и опасна, и трудна
Мы проводим на работе в среднем 84 000 часов своей жизни! И работа часто становится источником стресса для сотрудников. Вот основные причины этого:
- Сильно завышенная нагрузка, с которой людям трудно справляться, особенно в течение продолжительного времени.
- Отсутствие контроля за ситуацией со стороны сотрудников. Когда они не понимают сути рабочих процессов, оснований для принятия тех или иных решений со стороны руководства, не видят перспектив развития компании и т. д.
- Недостаточная поддержка со стороны коллег, руководителей. Отсутствие обратной связи по важным для человека вопросам.
- Некорректное, авторитарное поведение начальства.
- Плохие условия труда. Это может быть тесное, душное помещение, неудобное расположение офиса, некомфортное время начала рабочего дня, отсутствие возможности нормально пообедать и т. д.
- Напряжённые отношения внутри коллектива, между коллегами.
- Отсутствие гарантий занятости, когда у людей создаётся ощущение, что они могут потерять работу в любой момент.
Как помочь коллективу?
Тревога — это страх того, что только может произойти в будущем. Иногда он разумен, а иногда нет. Что может сделать руководитель, чтобы минимизировать его?
- Сначала нужно признать сам факт наличия тревоги. Можно даже на совещании сказать, что вы понимаете, насколько непростая сейчас ситуация, и готовы поддерживать сотрудников столько, сколько потребуется. Это очень сильно повышает градус доверия, уровень стабильности, и, как следствие, сотрудники постепенно успокаиваются.
- Помните о том, что человек в состоянии тревоги склонен останавливаться и переставать созидать. Поэтому руководителю нужно сфокусировать внимание подчинённых на текущих (желательно не очень сложных и глобальных) задачах, постараться погрузить их в интересные, перспективные проекты.
- Тревога может формироваться в периоды неопределённости: когда человек не понимает текущего процесса либо не знает, что ему делать дальше. В такой ситуации там, где возможно, необходимо чётко формулировать планы компании, ближайшие и долгосрочные, а также глобальные цели. Это позволит людям почувствовать опору, приобрести хоть какую-то уверенность в завтрашнем дне и немного успокоиться.
- Покажите сотруднику его ценность для реализации этих задач и то, что на работе его положению и безопасности ничего не угрожает. Расскажите, как он может расти и развиваться в компании, какое будущее его ждёт в вашей организации.
- Возможно, имеет смысл предложить временно перейти на гибридный или удалённый режим работы, если вы видите, что так сотрудникам будет комфортнее. Объявить о том, что раз в месяц можно взять отгул.
- Больше общайтесь с коллективом, выслушивайте людей и по возможности идите им навстречу. Будет нелишним после совещания пару минут пошутить, рассказать сотрудникам какую-нибудь веселую историю, переключить внимание на позитив.
В непростой период нужно чаще встречаться с коллективом, потому что когда сотрудники видят лидера, у них повышается чувство защищённости, и тревожность постепенно уходит.
- Постарайтесь проводить больше командных, выездных мероприятий, устраивать «фруктовые четверги» и тимбилдинги.
- Пресекайте панические настроения в коллективе и распространение негативных слухов. Поговорите с неформальными лидерами мнений, чтобы они помогали сохранять спокойствие, создавать позитивный или хотя бы конструктивный контент.
- Во многих компаниях уже имеются возможности для психологической поддержки сотрудников, работает телефон доверия. Сейчас люди испытывают особую благодарность за саму возможность просто выговориться профессионалу, а тем более получить от него конструктивные советы.
Тревожный возраст
По моим наблюдениям, чем старше сотрудники, тем они спокойнее. Люди поколения Х, которым сейчас от 40 до 50 лет, уже многое пережили в жизни, их сложнее выбить из колеи, и поэтому именно они чаще всего становятся залогом спокойствия в команде.
Очень подвержены тревоге молодые ребята в возрасте от 20 до 30–35 лет. Они воспринимают любые встряски как драматические.
Самой незащищённой группой в эмоциональном плане являются молодые люди до 25–27 лет. Они на всё реагируют наиболее чувствительно, очень сильно подвержены тревожным состояниям и панике.
Мария Клочко,
руководитель консалтинговой компании «Технологии влияния»
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной