Большинство обывателей знают о дофамине лишь один приятный факт: этот гормон вбрасывается в кровь в моменты радости, – например, от вкусной еды или долгожданной покупки. Но также он отвечает за движение. А состояние, при котором нейроны, вырабатывающие дофамин, гибнут, называется болезнью Паркинсона (БП). Это второе в мире по распространенности нейродегенеративное заболевание, и, к сожалению, встречается оно все чаще. Притом с учетом сложности постановки диагноза, реальные цифры могут превышать официальные в два-три раза. В Башкирии предположительно – семь-восемь тысяч людей с этим диагнозом. О том, как распознать болезнь и прожить с ней долгие годы, нам рассказал невролог-паркинсонолог, председатель Медицинской палаты РБ, руководитель региональной общественной организации «Центр поддержки больных Паркинсонизмом и другими экстрапирамидными инвалидизирующими заболеваниями», президент Фонда болезни Паркинсона им. Рагиды Байтимеровой Азамат Байтимеров.
– Азамат Рамзович, в чем сложность постановки диагноза?
– По статистике, прежде чем люди попадают к нужному специалисту, проходит два-три года. И даже тогда болезнь Паркинсона нередко путают, например, с последствиями перенесенного инсульта или проблемами с суставами, ведь один из первых симптомов – боль в плече. Всего же насчитывается около 40 неспецифических симптомов, на доклинической стадии мы не можем четко определить диагноз. Болезнь развивается в организме 1015 лет и только потом становится заметна внешне: такие симптомы, как дрожание конечностей, появляются, когда в работе остается около 30% нейронов черной субстанции (вырабатывающих дофамин). Единственный метод, позволяющий с высокой точностью обнаружить недуг на ранней стадии, – позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ). Однако это дорогостоящая и технически сложная процедура, и пока ее можно пройти только в Москве.
– Правда ли, что главный фактор риска – возраст?
– Просто у пожилых – более развернутые стадии заболевания. Но, как и в случаях со многими другими недугами, в последние годы мы наблюдаем феномен «омоложения» болезни Паркинсона: ее выявляют и в 40, и в 30 лет, и даже в подростковом возрасте.
– Что провоцирует заболевание?
– Если оно уже есть, но на очень ранней стадии, спусковым механизмом служит патологический стресс. Спрашиваем у пациентов, когда появились симптомы, – часто говорят, что после смерти кого-то из близких или серьезных проблем на работе.
А вот почему изначально заболевает человек, неизвестно. По одной из теорий, патологический белок альфа-синуклеин проникает в мозг из кишечника через блуждающий нерв. По другой, болезнь Паркинсона чаще настигает жителей села: среди факторов риска якобы контакт с пестицидами и колодезная вода с высоким содержанием железа. По некоторым версиям, причиной служат повторные травмы головы и даже инфекции: в начале XX века много больных Паркинсоном выявили среди бывших пациентов с «испанкой». В ближайшее время не исключают всплеска нейродегенеративных заболеваний среди тех, кто перенес ковид.
Часто БП страдают люди творческие, яркие, активные. Так родилась еще одна теория: дофамин, который заставляет своего талантливого обладателя быть таким, фонтанирует, и в какой-то момент организм его исчерпывает. Но повторюсь, это неподтвержденные теории, и, конечно, из-за них не стоит сдерживать свой потенциал.
– Болезнь Паркинсона неизлечима. Как долго можно сохранить высокое качество жизни после постановки диагноза? Как пациенту себе помочь? Как не навредить?
– Если раньше, до появления препаратов леводопы (одни из основных) и более эффективных схем лечения, считалось, что протянуть с болезнью Паркинсона возможно не дольше трех – пяти лет, то сейчас она перешла в разряд контролируемых, и при соблюдении всех рекомендаций врача, позитивном настрое можно говорить о 20, 30 годах жизни.
Проблема в том, что пациенты на III стадии – с легкой скованностью и еле заметным тремором – часто отрицают диагноз, ищут другого врача, отказываются от препаратов и, к сожалению, упускают драгоценное время. Ведь очень важно, как можно раньше начать лечение. Охотнее советам доктора следуют на III стадии, когда симптомы очевидны.
Для наших пациентов всегда идут на пользу занятия физкультурой, скандинавской ходьбой, посещение бассейна, массаж, сохранение социальной активности. Главное, не сдаваться, помнить: в жизни масса непознанного и интересного, что еще ждет впереди, – и тогда контроль над болезнью можно сохранить на долгие годы. И наоборот, если впадать в панику, игнорировать спорт, лекарства, будет только хуже. Если прописана леводопа, надо понимать, что аналогов нет, – прием других таблеток приведет к деградации состояния. При резком прекращении лечения, может наступить криз, вплоть до летального исхода. Кстати, Мухаммед Али принимал точно такие же препараты, которые прописывают россиянам, и прекрасно прожил с БП 33 года.
Башкирия входит в ТОП10 регионов по лечению болезни Паркинсона. У нас работают один государственный центр на базе РКБ и два частных. Основные препараты – в льготных списках, их можно получать бесплатно. Действуют общественные организации по поддержке людей с БП. В прошлом году мы организовали первый фестиваль творчества среди пациентов. На конкурс поступило около 900 работ, даже из Беларуси и Казахстана.
– А мошенников людям с БП опасаться стоит?
– Да. К слову, в своем телеграмм-канале «Стоп Паркинсон» планирую запустить проект о новых методиках. Одни заслуживают внимания, другие просто опасны. Мы с коллегами будем их анализировать. Есть, например, псевдогипнотерапевты, призывающие пациентов лечиться только их способами и отказаться от препаратов. Другие аферисты предлагают покупать «полезные» очки, третьи, по сути, за огромные деньги продают эффект плацебо.
– Если у человека болен родственник, значит ли это, что он генетически унаследовал БП?
– Форм генетических мутаций мало, но генетическая предрасположенность у человека может быть. Риск заболеть в подобной ситуации есть, но не настолько высокий, чтобы забивать себе голову страхами. Каких-то рецептов для профилактики с подтвержденным действием нет. Нужно элементарно стараться придерживаться ЗОЖ. Побольше нагружать мозг, читать, пересказывать, делать когнитивные упражнения, чаще откладывать в сторону гаджеты, дышать свежим воздухом, ходить в бассейн, сбалансированно питаться, избегая крайностей вроде вегетарианства, проще относиться к жизненным невзгодам. Как говорила Скарлетт О’Хара: «Об этом я подумаю завтра» – и была права. Мозг постоянно работает, решение может без усилий прийти на следующий день. Или проблема рассосется сама. К стрессу нужно относиться правильно.
Арина АСТАФЬЕВА.
Фото из архива Азамата Байтимерова и с сайта freepik.com
ПЕРВЫЕ СИМПТОМЫ
могут появиться задолго до проявления основных.
-Боль в плече,
-депрессия,
-повышенная тревожность,
-нарушение обоняния,
-запоры,
-бессонница
МОТОРНЫЕ СИМПТОМЫ
позволяют поставить диагноз:
-брадикинезия (замедленность движений),
-скованность мышц,
-тремор покоя,
-маскообразное лицо, бедная мимика
По официальным данным:
в стране < 200 тыс. больных +до 30 тыс. новых случаев в год
в Башкирии около 3000 больных