Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Рельсовые цепи и загадка фильма «Магистраль»

Рельсовые зарисовки

По рельсам течёт ток, только везде разный. Кто-то думает, что в метрополитене, например, на одном рельсе «плюс», на другом «минус», как в старой игрушечной железной дороге. Но это не так. «Минус» действительно на пути, но на заземлённом — и потому опасности не представляет. А «плюс» — на контактном рельсе (КР), подвешенном сбоку, и сверху КР надёжно изолирован, можно хоть наступать. Снизу к КР прижимается токоприёмник рельсовый (ТР):

На ЖД или трамвайных путях почти то же самое, только вместо КР — контактный провод. У трамвая — на рельсах заземлённый «минус» и «плюс» 550 вольт на проводе. На железной дороге постоянного тока, каковая в Москве, СПб, Екб, Нск — «плюс» 3300 вольт на проводе. На ЖД переменного тока (Казань, РнД, Красноярск, Владивосток...) — заземлённая фаза С на рельсах и фаза А либо фаза В 27500 вольт на проводе. Подробнее о тяговом электроснабжении — в статье «ТЭД-12»:

Однако кроме тягового тока в железнодорожных и метрополитеновских рельсах течёт ещё и сигнальный. Он очень слабый, его хватает лишь на питание путевого реле, зажигающего на светофоре сигнал. Напряжение там мизерное, считанные вольты, может даже на зарядку телефона не хватить — кроме того, есть риск, что попытку увидит на табло диспетчер, поэтому НЕ НАДО никаких опытов.

На наших железных дорогах используются так называемые нормально замкнутые рельсовые цепи (РЦ):

-2

При свободном пути и целых рельсах ток течёт от источника по одному рельсу, протекает через путевое реле и по второму рельсу возвращается к источнику. Путевое реле притянуто, на светофоре горит разрешающий сигнал, на пульте дежурного или диспетчера показывается свободность. Если один из рельсов лопнул или снят — цепь разрывается, реле отключается, горит запрещающий.

Если на участке поезд — ток от рельса к рельсу течёт через его колёсные пары (КП) и до путевого реле не доходит. Реле также отпадает и зажигает красный огонь, это называется шунтированием, так как КП шунтируют путевое реле — пускают ток в обход него. Однако не всё так просто. Во-первых, шпалы и балласт (щебень) — не идеальный изолятор, особенно когда идёт дождь, а по участку перевозится много минеральных удобрений. Плюс удобрения с солями натрия, калия и других металлов падают на путь из пассажирских вагонов с гравитационными туалетами.

Смесь воды и солей — чис... грязной воды электролит, то есть проводник. Ток может перетечь из рельса в рельс в обход путевого реле и дать так называемую ложную занятость. Поэтому поддержание чистоты балласта — одна из важнейших задач содержания пути, на это работает целый полк машин — и щебнеочистительные (ЩОМ, с гигантскими колёсами-черпаками по бокам), и подбивочные (они погружают в балласт штыри-вибраторы и взбивают его как подушку), и поливочные, распыляющие гербициды (растения удерживают в щебне и грунт, и воду), и кусторезы...

Очень редкая (6 штук на «РЖД») кусторезная машина SP93R
Очень редкая (6 штук на «РЖД») кусторезная машина SP93R

Минимально допустимое сопротивление балласта — 0,6 Ом/км, а длина РЦ зачасту́ю нередко куда больше километра — 1300 ... 1600 м. Чтобы РЦ работала устойчиво — нужно, чтоб её порог срабатывания был далёк от 0,6 Ом. Поэтому аппаратура настраивается так, чтобы путевое реле отпадало при шунте между рельсами 0,06 Ом. И вот здесь вылезает «во-вторых». Рельсы, особенно в бесстыковом пути — отличные проводники, а в колёсную пару ток попадает через небольшое пятно контакта.

Если рельсы или колёса чем-то загрязнены, будь то масляная плёнка или песок — то колёса могут не продавить этот слой загрязнений и не дать нужный шунт, аппаратура покажет ложную свободность пути. Именно из-за этого по сюжету советского фильма «Магистраль» на входном светофоре станции Са́нга горел "какой зелёный" при занятом пути — загрязнённые нефтепродуктами колёсные пары цистерны не дали нужного шунта.

Кадры из фильма «Магистраль» (СССР, 1982 год)
Кадры из фильма «Магистраль» (СССР, 1982 год)

От машинистов, кто застал ещё паровозы, приходилось слышать, что иногда дежурный по станции просил машиниста «встать на песок» — перед остановкой обильно подать под колёса песок с помощью штатных пневматических песочниц, которые обычно используются для борьбы с боксованием колёс.

Интенсивная подача песка
Интенсивная подача песка

О боксовании — в статье «ТЭД-26»:

В итоге РЦ даёт ложную свободность, а у дежурного получаются некоторые вещи, которые нельзя сделать при занятом пути. Например, на занятый путь нельзя принять поезд — то есть задать маршрут, чтобы принять поезд с перегона по жёлтому огню. Нужно его принимать на свободный путь, а потом маневрóвым порядком (по белым огням) переставлять на занятый, это уже сделать можно.

О разнице между поездны́м и маневрóвым порядком движения — в первой серии «Зелёной полосы».

Но принимать туда, переставлять сюда — это долго, проще сделать ложную свободность... Естественно, это категорически запрещено. Как запрещено и вмешиваться в работу транспорта — без хорошего знания электротехники нет гарантии, что вы не устроите ложный шунт, а ст. 267 УК РФ (воспрепятствование движению ТС) никто не отменял. Поэтому, повторюсь, НЕ НАДО ОПЫТОВ.

Короче говоря, РЦ — штука непростая, они работают на зыбком балансе между 0,6 Ом/км и 0,06 Ом. А ещё они бывают постоянного тока, кодовые и фазочувствительные переменного тока, тональные... Об этом — во второй части. С помощью рельсовых цепей на локомотив передаются показания путевых светофоров, как – показано в четвёртой части «Зелёной полосы» и также будет рассказано во второй части статьи.

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала