Найти тему
Бизнес-секреты

«У нас не было точек левых»: как Михаил Гончаров увеличивает выручку «Теремка» в кризис

Оглавление

За 2019—2022 годы выручка сети ресторанов «Теремок» выросла на 3,3 млрд рублей, несмотря на пандемию и другие кризисы. Мы спросили основателя компании Михаила Гончарова, какие принципы помогли ему добиться такого результата.

Не ставить планы по цифрам

В 2019 году выручка «Теремка» — 11,3 млрд рублей. По итогам 2022 года — 14,6 млрд. Михаил Гончаров считает, что в 2023-м его сеть ресторанов заработает более 16 млрд рублей за счет новых ресторанов, но точную цифру не говорит.

«Мы никогда не строим четких планов — выйти на такую-то выручку. Вы же не будете строить планы, какая завтра погода? Если кто-то скажет, что он заранее знает, на сколько процентов повысятся продажи, это аферист. Ты не можешь знать, как именно твои действия скажутся на работе».
Михаил Гончаров

В «Теремке» придерживаются японского подхода: каждый день стараются улучшать все показатели и процессы. Например, ищут способы увеличить продажи или обновляют ассортимент. По отдельности изменения почти не заметны, но вместе они дают мультипликативный эффект.

Ключевую роль в этом процессе играет руководитель.

«Руководитель, который ставит задачу: «Хочу, чтобы оборот вырос на 5%», а потом уезжает на дачу, это вообще не руководитель. Руководитель — это человек, который говорит: «Ребята, нужно что-то сделать, что увеличит продажи. Я предлагаю раз, два, три. Что предлагаете вы?» Сели, обсудили, выбрали, что будем делать, внедрили, а продажи повысились на 8% или на 3%. И то и другое — хорошо».
Михаил Гончаров

В «Теремке» не стремятся открывать как можно больше ресторанов. К новым точкам подходят вдумчиво: тщательно выбирают локацию, чтобы там не было слишком высокой аренды или низких продаж. Благодаря тому, что у «Теремка», по словам Гончарова, «не было точек левых», за время пандемии сеть не закрыла ни одно заведение.

Михаил Гончаров — основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»
Михаил Гончаров — основатель и управляющий сети ресторанов «Теремок»

Выбрать правильную нишу

Бизнес может по разным причинам стабильно приносить доход, но не расти. Одна из них — слишком узкая аудитория.

«Если вы работаете только на модных богатых подростков, возможно, десять точек в гастромаркетах и на Патриках — предел вашего развития. А если вы делаете общедоступный продукт, вам можно не только в Свиблове открыться, но и в Костроме, и во Владивостоке».
Михаил Гончаров

Если вы работаете на широкую аудиторию, а бизнес не растет, возможно, бизнес-процессы не отлажены. Михаил Гончаров в интервью «Бизнес-секретам» привел такой пример.

«Если HR-руководителю сказать, что мы хотим открыть одиннадцатое заведение, он скажет: «А кто там будет работать? Мы с трудом на 10 ресторанов персонал находим!» Вам нужны и новые люди, и изменение оргструктуры компании для решения задач развития».
Михаил Гончаров

На старте очень важно найти не хороших менеджеров, а востребованную концепцию.

«Шикарная идея даже с менеджерами начинающего уровня может развиться в транснациональную корпорацию. Самый банальный пример — Марк Цукерберг и его первая соцсеть. Он ее создавал, когда был студентом, а не специалистом по развитию компании. Ему хватило ума, чтобы осознать перспективу идеи, вкладывать в нее все свои силы и все время учиться по ходу ее развития».
Михаил Гончаров

Если выбрали подходящую нишу, нужно постоянно обучать сотрудников, чтобы поддерживать уровень сервиса и качества. Гончаров напоминает, что сервис — это не натянутая улыбка, а удовлетворенная потребность клиента.

«Мы не требуем улыбок и личного общения. Это нереально, учитывая темпы работы в Теремке. Если в кассу стоит очередь, нужно не натягивать улыбку, а побыстрее обслужить человека, чтобы он спокойненько пошел кушать».
Михаил Гончаров

Чтобы качество продукта не падало, нужно регулярно обучать сотрудников: повторять материал, давать обратную связь и нудные упражнения. Ограничиваться мотивационными фразами типа «Будь вежлив с покупателями и улыбайся им почаще» недостаточно, уверен Михаил Гончаров.

Работать с отзывами

Михаил Гончаров лично просматривает самые серьезные или необычные жалобы. По его мнению, идеальная ситуация — это «если половина [клиентов] скажет «мне нравится», а половина скажет «сойдет».

Главное при работе с обратной связью — сохранять холодную голову.

«Самый анекдотичный случай был у нас лет десять назад с сырниками. В один день мне умудрились написать две знакомые. Одна написала благодарность, что ее день начинается с наших сырников и что они божественные, а через два часа от другой женщины приходит сообщение: «Миша, если б я тебя не знала, я бы подумала — как не стыдно директору и владельцу компании такие сырники продавать».
Михаил Гончаров

В подобных ситуациях руководитель «Теремка» рекомендует смотреть на продажи. Если вы стабильно видите несколько плохих отзывов на продукт, но продажи растут, все в порядке.

Делать понятный продукт

Начинающим предпринимателям Михаил Гончаров рекомендует делать понятые продукты.

«Не надо привозить из Индонезии пятиугольные булочки со спаржей и кальмаром. Надо готовить понятную еду: пирожки, пироги, блины, пельмени.
В России практически нет нормальных сетевых предприятий быстрого питания. Рынок на зачаточном уровне:
на 145 млн населения одна сетевая концепция с пельменями — ЛЕПИМ и ВАРИМ. Просто смешно;
Вареничная № 1 тоже практически одна в Москве. Сетей с блинами побольше — есть четыре или пять с десятками точек. Но это тоже смешно;
пирогов и пирожков просто нет. Это дичь какая-то: осетинские пироги есть, а русских нет».
Михаил Гончаров

Если бы Михаил Гончаров сейчас открывал новую сеть, он сделал бы акцент на знакомых каждому блюдах: борщ, уха, гороховый суп, домашняя лапша с курицей, пельмени, вареники, пирожки, пироги. Он уверен, что если тщательно продумать запуск, даже такая базовая концепция будет приносить прибыль.

Полный текст интервью с Михаилом Гончаровым и другие полезные материалы для предпринимателей — в «Бизнес-секретах».