Многие ошибочно полагают, что беспилотные автомобили появились только в XXI веке, однако эксперименты по их созданию начались еще в 1920-е. Первый беспилотник был разработан в 1987 году. Произошло это в военном университете Мюнхена, ученые простроили автомобиль, который оснастили компьютерным зрением и особой пилотной программой. Такое авто на скорости 96 км/ч могло проехать 20 километров, правда, по пустой трассе. И все же для технологий того времени это было невероятным успехом. Разбираемся в новых разработках беспилотного транспорта вместе с программой «Наука и Техника».
«EverGreen»
В марте 2021 года четырехсотметровый контейнеровоз «EverGreen» на шесть дней заблокировал Суэцкий канал. В пробке скопилось 400 кораблей. Расследование показало, что стена из контейнеров сыграла роль паруса, сильный ветер повернул судно, и капитан просто не успел среагировать.
«Мы обязательно зажигаем сигнальные огни во время прохода через канал. Вахты длятся по шесть часов. В это время нельзя расслабляться ни на секунду, даже если очень устал», – комментирует лоцман Каранвир Сингх Найяр.
После инцидента в Суэцком канале мореходы заинтересовались удивительной японской разработкой. К 2025 году судостроители страны восходящего солнца обещают выпустить в моря 250 автономных грузовых кораблей. С помощью компьютерной навигации эти суда сами будут прокладывать маршрут.
В будущем судовые автопилоты значительно удешевят перевозки. Сейчас стоимость прохода судна через Суэцкий канал доходит до 2 миллионов долларов, львиная доля – оплата работы лоцмана.
Грузовик-беспилотник
В Швеции был разработан грузовик-беспилотник – феврале 2021 года огромный грузовик с полной загрузкой проехал первые километры по оживленной автостраде. Правда, полностью избавиться от водителя так и не удалось: в кабине находился испытатель, он контролировал работу системы.
«Too Simple»
Американская компания разработала многотонный беспилотный грузовик «Too Simple». По результатам тестирования длинномерная фура безупречно прошла нерегулируемый перекресток и идеально вписалась во все повороты. Кроме того, транспортное средство преодолело 1530 тестовых километров до Оклахома-сити за 14 часов – дальнобойщики тратят на этот путь не меньше суток.
«Все дело в скорости реакции. Наша уникальная технология работает так, что задержка сигнала от внешних камер до операционной системы машины составляет всего 2 миллисекунды. Это на порядок быстрее, чем сигнал идет от человеческого глаза до мозга», – объясняет руководитель отдела проекта «Too Simple» Конрад Миллер.
На сегодняшний день эти полторы тысячи километров – самый длинный путь, который прошел автономный грузовик за один перегон. Многие американские компании уже заявили о желании приобрести «Too Simple». Вот только полностью заменить водителей беспилотником не выйдет: в США, как и в остальных странах мира, запрещено полностью автономное вождение. За рулем любого транспортного средства должен находиться человек на случай ЧП.
Беспилотный медицинский помощник
Беспилотное устройство курсирует на территории первой городской больницы в Москве, хотя в целях безопасности за рулем сидит водитель.
«Транспорт ежедневно совершает поездки между корпусами, собирает анализы от ковидных больниц. Медсестра знает, что в назначенное время приедет беспилотник, она ставит контейнер, и машина уезжает в лабораторию», – рассказывает директор НИИ «Мостранспроект» Александр Поляков.
Экспериментальный поезд
Беспилотные аппараты осваивают не только дороги и моря, но и железнодорожные пути. Летом 2021 года на экспериментальном кольце Москва-Щербинки начались испытания автономного поезда «Ласточка». Во время испытания «Ласточку» учат плавно прибывать к платформе в любое время суток. За все это отвечают десятки чутких датчиков.
«Здесь установлен комплекс технического зрения, который состоит из различных сенсоров. На крыше встроены в маску две инфракрасные камеры – слева и справа от прожектора. Дальше за лобовым стеклом вы можете видеть восемь камер с различным фокусным расстоянием, который предназначен для определения объектов и препятствий на различных зонах дальности», – объясняет заместитель генерального директора научно-исследовательского института Павел Попов.
В рутинной работе машина точнее человека, но в тривиальных ситуациях пока проигрывает. Например, пассажира, стоящего в дверях, датчики легко распознают и двери не закрывают, но вот краешек одежды, зажатый между створками, определяют с трудом – здесь приходится вмешиваться оператору.
«Челнок»
Новая разработка легендарного «КамАЗа» полностью автономная. В конструкции беспилотника не предусмотрена водительская кабина.
«Мы перешли на абсолютно новый этап развития беспилотных транспортных средств, где для водителя даже не предусмотрено место. Сам принцип автомобиля заключается в том, что передняя и задняя часть абсолютно одинаковые. Новый «КамАЗ» может передвигаться как вперед, так и назад», – рассказывает руководитель группы автономных автомобилей Ильназ Юнусов.
Пока прототип работает только на огромной, но закрытой и безлюдной складской территории. Разработчики уверяют, что «Челнок» абсолютно предсказуем: в любой непонятной ситуации он экстренно останавливается и ждет указания оператора. Грузовик может работать 50 часов подряд и заменить с десяток автокаров.
В сентябре 2021 года одна из крупнейших мировых исследовательских компаний опубликовала прогноз развития рынка беспилотных автомобилей. В нем говорится, что в 2024 году автономные транспортные средства по уровню безопасности станут равны человеку или даже превзойдут его. А к 2050 году людям вообще запретят ездить за рулем по дорогам общего пользования. Вождение станет спортом, а не повседневной необходимостью.