Найти тему
5 Колесо

«Три дня на ФИАТе»: как советская поэтесса сорвала забастовку на заводе FIAT и чуть не подставила собкора КГБ

«Сделка века» между СССР и FIAT стала величайшей вехой в развитии отечественного автомобилестроения. А могла и не состояться вовсе, произойди описываемые события годом раньше…

Итальянские коммунисты сыграли не последнюю роль в том, чтобы в СССР появился завод по выпуску FIAT-124.Реклама
Итальянские коммунисты сыграли не последнюю роль в том, чтобы в СССР появился завод по выпуску FIAT-124.Реклама

В цоколе Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) есть чудный магазинчик: настоящий кладезь мемуаров и научных исследований. Там-то однажды я и обзавёлся книгой Леонида Колосова «Собкор КГБ: записки разведчика и журналиста». Леонид Сергеевич Колосов более 15 лет проработал собственным корреспондентом газеты «Известия» в Италии как раз в период оживления советско-итальянских отношений. Должность собкора служила отличным прикрытием для его основной деятельности, разведывательной. Вероятно, её он выполнял столь же блистательно, как писал свои репортажи и книги.

Целая глава в купленной книге повествовала о «сделке века», соглашении между Советским Союзом и FIAT о строительстве Волжского автозавода. Из-за этой истории Леонид Сергеевич едва не поплатился обеими своими карьерами.

Леонид Сергеевич Колосов, специальный корреспондент газеты «Известия» в Италии (25.8.1926 – 5.1.2008).
Леонид Сергеевич Колосов, специальный корреспондент газеты «Известия» в Италии (25.8.1926 – 5.1.2008).

За Колосовым в Италии закрепилось прозвище «Киса». Как сам он пишет, «за врождённую ласковость характера». Перед обаянием Кисы-Колосова не могла устоять даже Клаудиа Кардинале. Видимо, именно поэтому осенью 1967 года собкору поручили сопровождать в поездке по Италии романистку и поэтессу Мариэтту Шагинян, известную довольно вздорным характером. В старости — а Мариэтта Сергеевна была на 11 лет старше «Итальянской автомобильной фабрики в Турине» — эта черта только усугубилась.

03. Мариэтта Сергеевна Шагинян (21.3(2.4.)1988 – 20.3.1982) на памятной почтовой марке СССР.
03. Мариэтта Сергеевна Шагинян (21.3(2.4.)1988 – 20.3.1982) на памятной почтовой марке СССР.

Шагинян занимала необычное положение в советской иерархии. Бытовала такая формула, «человек, который Ленина видел». Ленину действительно очень понравился её роман «Перемена». Взявшись за жизнеописание семьи Ульяновых, дотошная поэтесса установила калмыцкие и еврейские корни Владимира Ильича. Из-за чего в 1938 году её «Рождение сына» сначала запретили, а потом потребовали переписать. При этом запрет никоим образом не отразился на судьбе самой Мариэтты Сергеевны. К ней благоволил Сталин, позднее — Суслов.

Интересно, что в партию Шагинян вступила только в 1942 году.;

FIAT-124 был выбран в качестве прототипа для массового советского автомобиля.
FIAT-124 был выбран в качестве прототипа для массового советского автомобиля.

Какими ветрами 80‑летнюю поэтессу потащило на FIAT? Но в то время эти четыре буквы были у всех на слуху! 15 августа 1966 года СССР и FIAT заключили соглашение о строительстве в Тольятти крупнейшего автомобильного завода, будущего АвтоВАЗа. Об этом проекте много писали, снимали документальные фильмы — и у нас, и в Италии. Газета «Известия», точнее, «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», поручила Шагинян серию очерков о туринской автомобильной фабрике. Вряд ли Мариэтта Сергеевна особенно интересовалась автомобилями, хотя «Волга» у неё имелась (как-никак, член правления Союза писателей СССР, орденоносец, автор «ленинианы»). Но кто в СССР отказывался от подобных поручений? Ну, а Колосову, как сотруднику «Известий», по должности полагалось сопровождать «знаменитую бабку», как он её назвал.

Подписание рамочного соглашения между СССР и FIAT, 4 мая 1966 года, Турин. «Профессор» Валетта отвечает на вопросы журналистов. Слева записывает Леонид Колосов.
Подписание рамочного соглашения между СССР и FIAT, 4 мая 1966 года, Турин. «Профессор» Валетта отвечает на вопросы журналистов. Слева записывает Леонид Колосов.

FIAT очаровал поэтессу. Между ней и генеральным директором, «иль профессоре» Витторио Валетта проскочила невидимая искра, и они, как пишет Колосов, даже разрыдались, вспоминая военное время. (Валетту, как выяснилось, защитил от партизанской расправы лидер итальянских коммунистов Луиджи Лонго, после чего между ними установилась прочная дружба.) «Коммунист спас капиталиста!» — восхищалась Шагинян. В январе 1967 года Мариэтта Сергеевна опубликовала в «Известиях» очерки «Три дня на «ФИАТе»» — огроменный материал, целых три части, выдержанный в весьма лестном, даже восторженном стиле:

Генеральный директор заводов FIAT Витторио Валетта по прозвищу «иль профессоре» (28.7.1883 – 10.8.1967).
Генеральный директор заводов FIAT Витторио Валетта по прозвищу «иль профессоре» (28.7.1883 – 10.8.1967).

«Осуществимость социализма определяется именно нашими успехами в сочетании советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма».

Знал бы тогда собкор, чем эта публикация обернётся! Аккурат в тот момент, когда в «Известиях» вышли очерки Шагинян, Всеобщая итальянская конфедерация труда (CGIL) объявила в Италии всеобщую забастовку. Коммунисты поддержали. Забастовал и FIAT. Валетта пришёл на митинг, помахал перед глазами протестующих советской газетой, зачитал выдержки из очерка Шагинян и сказал что-то вроде: «Видите, на каком хорошем заводе вы трудитесь, что даже в СССР хвалят и будут строить такой же! А вы тут бастовать собрались…» И люди… вернулись к работе!

Мариэтта Шагинян рядом с художником Мартиросом Сарьяном (16.(28)3.1880 – 5.5.1972), снимок 1965 года.
Мариэтта Шагинян рядом с художником Мартиросом Сарьяном (16.(28)3.1880 – 5.5.1972), снимок 1965 года.

Старая большевичка сорвала стачку! А 28 января 1967 года в газете итальянских коммунистов L’Unita вышла возмущённая отповедь на известинские очерки. Написал её Джанкарло Пайетта, заведующий вопросами идеологии в Итальянской компартии.

Джанкарло Пайетта (24.6.1911 – 13.9.1990), член ЦК Компартии Италии, ответственный за идеологию.
Джанкарло Пайетта (24.6.1911 – 13.9.1990), член ЦК Компартии Италии, ответственный за идеологию.

«Советский журналист в красках описал размах деятельности, светлые цеха, современное оборудование, не утруждая себя углублением в суть… — кипятился Пайетта. — А суть в том, что всем этим властвует человек, который очень любит называть себя «профессором». Сочетая патернализм с дискриминацией, он превращает рабочих в детали гигантской машины, какой является FIAT. Если совершенные станки призваны сделать человека более свободным, независимо от социального режима, то «профессор» своими методами с помощью этих станков не просто строит автомобили, но и пытается удержать за воротами завода классовую борьбу и гражданскую совесть рабочего».

Один из первых экземпляров ВАЗ-2101 на фотоэтюде Станислава Ивановича Казакова, долгое время работавшего штатным фотографом АвтоВАЗа.
Один из первых экземпляров ВАЗ-2101 на фотоэтюде Станислава Ивановича Казакова, долгое время работавшего штатным фотографом АвтоВАЗа.

Пайетта сообщал, что статья журналиста «Известий» подогрела разногласия среди представителей разных политических взглядов. Называл статью «чушью», что мол, не к лицу «Известиям» уподобляться мелким итальянским газетёнкам. Советовал уделять внимание главному — начинающемуся проекту в Тольятти.

Самое страшное, фамилия Шагинян в статье Паетты не звучала ни разу! Выходило, что этот недалёкий, поверхностный журналист — не кто иной как собкор «Известий» Леонид Колосов! Отзыв в Москву, увольнение из газеты, кары вплоть до исключения из партии и увольнения из органов — всё это могло последовать незамедлительно. Спас положение тогдашний главный редактор «Известий» Лев Николаевич Толкунов, посоветовав получить от Джанкарло Пайетта письменное опровержение.

— Храните записку как зеницу ока, Леонид Сергеевич!

Пайетта был человеком чести, ошибку признал, записку составил, расписался. Позднее, в международном отделе ЦК (Пайетта посещал его в ходе очередного визита в Москву) у него ещё раз уточнили, так ли было дело.

Один из Fiat-124, чудом сохранившийся после испытаний в СССР, сегодня — экспонат музея АвтоВАЗа.
Один из Fiat-124, чудом сохранившийся после испытаний в СССР, сегодня — экспонат музея АвтоВАЗа.

Леонид Сергеевич Колосов продолжил работу собкором «Известий» в Италии. 12 мая 1972 года ему вручили медаль «Золотой Меркурий» за вклад в упрочнение советско-итальянских отношений. Награждение санкционировала итальянская контрразведка SISMI.

Денис Орлов, автомобильный историк

Что еще почитать:

Под колпаком ЦРУ: как американцы помогали строить завод КамАЗ и чего они боялись

Абсурдный указ: зачем в СССР выпускали кабриолеты, которые были никому не нужны

От «гармошки» до «фонаря»: какие автомобильные двери бывают, и какие казусы с ними случались в СССР

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц