В конце 1970-х годов оборонное ведомство СССР приказало советским военным инженерам разработать мощный гиперболоид, способный сбивать в космосе американские военные спутники. Такая лазерная установка была разработана и смонтирована на военном корабле Черноморского флота «Диксон». Результаты испытаний были признаны удовлетворительными, но в 1985 году вся эта тема была закрыта, а еще через несколько лет «Диксон», доставшийся Украине, вместе со всем уникальным оборудованием был продан в США по цене металлолома, на том эта лазерная эпопея и закончилась.
Весной 1983 года президент США Рональд Рейган оповестил мир о планах размещения на околоземной орбите спутников-перехватчиков. Они предназначались для уничтожения на начальной траектории полёта советских баллистических межконтинентальных ракет. Программа получила название «Стратегическая оборонная инициатива», или, сокращённо, СОИ.
Советские средства массовой информации принялись дружно клеймить милитаристские планы Вашингтона, обвиняя его в нагнетании очередного витка гонки вооружений.
Между тем в СССР уже несколько лет велись активные работы по созданию космического вооружения, в том числе орбитальных лазерных установок.
За 70-80-е годы в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек. Их разрабатывали для уничтожения на орбите Земли американских спутников-перехватчиков. Все существующие установки были «завязаны» на стационарное энергоснабжение и не отвечали главному требованию военного космоса - полной автономности. Из-за этого конструкторы не могли провести полноценные испытания.
Для отработки автономности пушку, или, как значилось в документах, Мощную силовую установку (МСУ), решили установить на надводном корабле. Задачи по испытаниям боевого лазера правительство возложило на Военно-морской флот.
Выбор моряков пал на сухогруз вспомогательного флота «Диксон». Судно имело водоизмещение 5,5 тысячи тонн, длину 150 метров и скорость 12 узлов. Эти характеристики, а также конструктивные особенности судна отлично подходили для монтажа нового оборудования и проведения испытаний. К тому же за кораблём были оставлены его прежнее название и безобидная классификация сухогруза. Чтоб на Западе не волновались.
В начале 1978 года «Диксон» прибыл на судостроительный завод в Ленинграде. Работы по его переоборудованию проходили под руководством конструкторского бюро «Невское». Параллельно на Калужском турбинном заводе началась сборка лазерной пушки. Она должна была стать самой мощной из существующих в СССР боевых лазерных установок. Все работы были засекречены и получили название «Тема «Айдар».
Об истории уникального лазерного корабля стало известно от непосредственных участниклв этого проекта. Участвующие в работе над системой специалисты окрестили «Диксон» «золотой рыбкой». Проект стоил бешеных денег - счёт шёл на сотни миллионов тогдашних советских рублей.
Но работы постоянно спотыкались о серьёзные проблемы технического и научного плана. К примеру, чтобы установить на корабль 400 баллонов для сжатого воздуха, судостроителям пришлось полностью снимать металлическую обшивку с обоих бортов.
Позже выяснилось, что на корабле может ненароком взорваться сопутствующий стрельбе водород. Он имеет обыкновение скапливаться в закрытых пространствах, поэтому решили смонтировать усиленную вентиляцию. Верхнюю палубу корабля сконструировали так, что она могла раскрываться на две части. В результате корпус потерял прочность, и его пришлось укреплять.
Лазерщики рассчитали, что силовая установка корабля не может дать пушке необходимой энергии в 50 мегаватт. Предложили усилить корабельные дизели тремя реактивными двигателями от самолёта Ту-154. В корабле пришлось снова делать отверстия и менять интерьер трюма.
Не менее колоссальные средства пожирали работы над самой пушкой. Например, разработка адаптивного отражателя (такой «медный тазик» диаметром 30 сантиметров, который должен был направлять лазерный луч на врага) стоила примерно 2 миллиона советских рублей. На его изготовление целое производственное объединение в подмосковном городе Подольске потратило полгода. Необходимая идеальная поверхность была достигнута специальной шлифовкой. Отражатель день за днём вручную обрабатывали труженицы предприятия.
Затем отражатель оснастили специально разработанной для него ЭВМ. Компьютер отслеживал состояние поверхности отражателя с точностью до микрона. Если компьютер обнаруживал искажения, он мгновенно подавал команду, и прикреплённые к днищу отражателя 48 «кулачков» начинали молотить по «тазику» и выправлять его поверхность. Опять же с точностью до микрона. А чтобы отражатель не перегревался после контакта с лучом, к нему была прикреплена специальная подкладка. Сделана она была из бесценного бериллия. В подкладке были высверлены тончайшие капилляры, по которым, на радость морякам, перекачивался сорокаградусный раствор спирта. За один опытный выстрел уходило 400 литров. Правда, как рассказывают участники проекта, после лекции на тему «Влияние бериллия на организм человека» количество расходуемого спирта на «Диксоне» сократилось.
В конце 1979 года «Диксон» перешёл на Чёрное море, в Феодосию. В Крыму на судоремонтном заводе имени Орджоникидзе был произведён окончательный монтаж пушки и систем управления. Там же на корабль заселился постоянный экипаж - моряки и шесть сотрудников КГБ.
Вопреки старой морской традиции новое место базирования - Севастополь встречал «Диксона» без оркестра и застолья. «Сухогруз» поставили особняком от боевых кораблей на 12-й причал Северной бухты. Несколькими днями раньше подходы к пирсу обнесли бетонным забором высотой четыре метра. Натянули проволоку. Пустили ток. Установили строжайший пропускной режим.
С моряков и гражданских специалистов взяли подписку о «неразглашении», правда, срок действия подписки закончился еще в 1992 году, так что все излагаемые сведения секретом не являются уже добрую треть века..
Итак, первый свой лазерный залп «Диксон» произвёл летом 1980 года. Стреляли с дистанции 4 километра по специальной мишенной позиции, расположенной на берегу. Мишень была поражена с первого раза, правда, луча как такового и разрушений мишени с берега никто не увидел. Попадание вместе со скачком температуры зафиксировал установленный на мишени тепловой датчик.
Как оказалось, коэффициент полезного действия луча составил всего лишь 5 процентов. Всю энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря.
Тем не менее, результаты стрельб были признаны отличными, ведь систему разрабатывали для космоса, где, как известно, полный вакуум.
Зато испытания лазерной пушки охладили амбиции главкома ВМФ адмирала Горшкова, который мечтал установить гиперболоиды чуть ли не на каждый корабль. Помимо низких боевых характеристик, система была громоздка и сложна в эксплуатации. На подготовку пушки к выстрелу уходило более суток, сам выстрел длился 0,9 секунды. Для борьбы с атмосферой, поглощающей лазерное излучение, учёные придумали пускать боевой луч внутри так называемого луча просветления. В результате удалось несколько повысить боевую мощь лазера, который уже мог прожигать обшивку самолёта, но на дистанции всего лишь 400 метров.
Испытания лазера были завершены к 1985 году.
Несмотря на то что испытания были успешно завершены, конструкторы и военные смотрели на своё детище скептически. Все прекрасно понимали, что вывести такую систему на орбиту в ближайшие 20-30 лет не удастся. Об этом было осведомлено и высшее партийное руководство страны. Руководство не устраивали сроки и грядущая перспектива гигантских расходов.
Конструкторы предлагали более экономичные разработки. Например, запуск на орбиту так называемых беспилотных спутников-камикадзе. В случае войны они, по замыслу учёных, должны были приближаться к американским перехватчикам и взрываться.
Наиболее вероятной представлялась идея по созданию специальных орбитальных систем, распыляющих на орбите угольную пыль. Облака из такой пыли должны были блокировать боевые лазеры противника. Но всё это, несмотря на кажущуюся простоту, опять же требовало огромнейших материальных затрат.
С такими же проблемами столкнулись и за океаном. Итогом так и не состоявшейся гонки космических вооружений стали переговоры «По обороне и космосу», которые стартовали в марте 1985 года. Они послужили толчком к двустороннему свёртыванию военных космических программ.
Есть мнение, что на самом деле выводить боевые спутники на орбиту никто и не собирался. Разрабатывая «космические вооружения», Москва и Вашингтон попросту блефовали, чтобы подорвать экономику друг друга. Для большей правдоподобности не скупились на большие расходы.
После переговоров в доказательство благих намерений Советский Союз демонстративно прекратил работы сразу по нескольким космическим программам. В 1985 году была свернута и тема «Айдар». О «Диксоне» забыли. Известно только, что при разделе Черноморского флота в начале 90-х лазерный корабль «Диксон» достался Украине, которая его продала по дешевке в США на металлолом вместе со всем оборудованием, которым он был нашпигован. В том числе на корабле стояли и уникальные 35-мегаваттные силовые генераторы, которые могли обеспечивать энергией город с населением 200 тысяч человек.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Вы видели когда-нибудь железобетонные корабли? А их строили тысячами, производят и сегодня